Число хот-спотов в России пока не превышает 1 тыс., и бум строительства локальных беспроводных сетей — еще впереди. Но участники телекоммуникационного рынка уже всерьез задумываются о том, как контролировать рынок соответствующих услуг.

Один из способов переманить пользователей публичных WLAN — предоставить им всевозможные методы оплаты услуг. Сейчас это можно сделать с помощью скретч-карт, ваучеров, наличных и лицевого счета пользователя мобильной связи.

Сотрудничество и соперничество

Бизнес в областях сотовой связи и организации сетей общественного доступа Wi-Fi имеет много общего, а потому продвижение хот-спотов сотовыми операторами не лишено смысла. Однако скоростей EDGE явно не хватает для поддержки хот-спотов, а «пересаживание» платежеспособных абонентов на сторонний сервис передачи данных может вылиться в дополнительное снижение ARPU сотовых операторов.

Заключив договор с крупным столичным владельцем точек доступа «Таском», компания «Мобильные ТелеСистемы» сразу получила контроль над значительной частью рынка услуг Wi-Fi, но почему-то так и не интегрировала новые сервисы со своей платформой биллинга. Оплачивать доступ к беспроводным точкам абоненты МТС могли лишь с помощью специальных карточек, которые не всегда легко найти. Иначе организована работа с новым партнером по сетям Wi-Fi, фирмой «Комстар — Объединенные Телесистемы»: абонент МТС может отослать SMS на короткий номер, получив в ответ сообщение с логином и паролем доступа в беспроводную сеть.

Столь же эффективна схема работы «Билайна»: услуги Wi-Fi оплачиваются с помощью звонка на короткий номер сотовой сети либо посредством обычных карт предоплаты. «МегаФон» пока скептически относится к развитию собственных сервисов Wi-Fi в столице, боясь навредить продвижению перспективной технологии EDGE. Однако оператор организовал беспроводной доступ в Северо-Западном регионе, где еще год назад пользоваться точками доступа WLAN можно было бесплатно (в течение тестового периода эксплуатации). Услуги Wi-Fi в сети «МегаФона» предоставляются после отправки SMS-запроса на короткий номер.

Общее у всех операторов «большой тройки» одно: они очень неохотно работают со сторонними сервис-провайдерами. Сопрягать собственную систему биллинга с чужой пока никто не готов, поскольку операторы уверены, что на новом рынке всегда можно занять свое место. Но с учетом тенденции падения доходов от продажи голосового трафика (он дешевеет примерно на 15% в год) можно понять, что необходимость диверсификации услуг скоро будет осознана.

Одновременно станет расширяться география роуминга услуг Wi-Fi. За рубежом существуют весьма крупные сети и роуминговые альянсы между операторами. Правда, короткие номера, на которые нужно отправлять запросы на подключение к беспроводным точкам доступа, у каждого мобильного оператора будут индивидуальными. В любом случае явно просматривается тенденция унификации способов оплаты. Как отмечают специалисты «ВымпелКома», предоставление абонентам мобильного оператора услуг стороннего провайдера сетей Wi-Fi осуществляется путем роуминга между сетями этих компаний, аналогичного роумингу между системами сотовых операторов.

«ВымпелКом» включает стоимость услуги беспроводного доступа, оказываемой при роуминге, в общий счет в рамках кредитной схемы оплаты. Доступ к Wi-Fi с оплатой при помощи лицевого счета предоставляется абонентам не только «домашнего» оператора, но и его многочисленных роуминг-партнеров. Однако далеко не все западные операторы горят желанием оказывать подобные услуги. Как утверждают в Северо-Западном филиале «МегаФона», некоторые из них попросили закрыть доступ их абонентов к услуге публичного беспроводного доступа.

Платежи через «мобильник»

Оплата доступа путем звонка с сотового телефона — сложное решение, объединяющее в себе технологическую платформу и методики межоператорских расчетов. Но нас больше интересует технология.

Подключая ноутбук к беспроводной сети в отеле или аэропорту, абонент получает информацию о том, что работу с хот-спотом можно оплатить со счета его мобильного телефона. Обычно это происходит, когда соединение с Wi-Fi уже установлено, а на экране устройства появилась авторизационная страница (она загружается по умолчанию при введении любого Web-адреса в браузере). Именно она содержит сведения о том, куда следует позвонить или оправить SMS для получения идентификационных данных. Если хот-спот принадлежит сотовому оператору, он и выдает абоненту логин и пароль, одновременно списывая деньги с его лицевого счета. Если же хот-спот имеет другого владельца (как у МТС и «Таскома»), используется роуминговая схема. SMS приходит к сотовому оператору, затем автоматически формируется его запрос к биллинговой системе поставщика услуг Wi-Fi, а она генерирует пароль и логин, которые в защищенном режиме пересылаются абоненту в обратном порядке.

Надо учитывать, что хот-споты обычно предоставляют услуги беспроводного доступа в виде пакетов. К примеру, в них входят 30-60 мин эфирного времени или 100/200/500 Мбайт трафика, которые можно израсходовать сразу или частями. Срок «годности» учетной записи у оператора Wi-Fi чаще всего составляет полгода-год. Но есть и специальные предложения для постояльцев отелей, действующие от одних до нескольких суток с момента авторизации.

Если абонент отечественного сотового оператора подключается к сети Wi-Fi в одной из зарубежных стран (у которой есть соглашение об обслуживании с «домашним» оператором), основную роль в организации взаиморасчетов играют специальные компании — «роуминг-брокеры». В самом простом случае на ПК абонента устанавливается клиентская программа, которая связывается с сервером роуминг-брокера. Тот посылает запрос в регистр абонентов домашней сети (на сервер HLR) и осуществляет аутентификацию абонента (например, по SIM-карте). В случае успешной аутентификации пользователь получает доступ к сети Wi-Fi, а стоимость потребляемых в ней услуг включается в его лицевой счет. При этом счет «привязывается» к индивидуальному телефонному номеру, что удобнее привязки к лицевому счету, через который могут обслуживаться несколько телефонных номеров (у юридического лица).

Иначе осуществляется идентификация при запросе логина/пароля по SMS. Идентификаторы доступа возвращаются абонентам тоже в виде коротких сообщений, поэтому есть риск стереть их неосторожным нажатием на клавишу телефона. Восстановить их зачастую невозможно, особенно если за услуги беспроводного доступа отвечает не сотовый оператор, а сторонний сервис-провайдер. Пользователь «сторонней» сети Wi-Fi действует на основании договора-оферты, который не требует от абонента персональных данных. В силу этого провайдер не имеет обратной связи с пользователем, и новые идентификаторы попросту некуда отправлять. А вот если он располагает собственными хот-спотами, восстановить учетные данные проще простого: абоненту достаточно запросить их повторную отправку.

По карте и за наличные

Самым распространенным методом оплаты услуг Wi-Fi остается применение карт предоплаты. У каждого провайдера они различаются по номиналу и дизайну. Если доступ к Wi-Fi осуществляется в гостинице или ресторане, часто предполагается авансовая оплата по кассовому чеку, на котором указаны логин и пароль.

Тарифы на беспроводный доступ «Комстара» вполне приемлемы. К примеру, 10 ч непрерывной работы стоят 40 долл., причем предоплаченная карта действует в течение года. Продаются и карты номиналом 3 и 6 долл., обеспечивающие, соответственно, 30 и 60 мин доступа. В бизнес-центрах действует специальное предложение, в рамках которого 24 ч доступа стоят 48 долл., а срок действия карты с момента активации составляет все те же сутки.

Сегодня в московские бары и кафе люди приходят не только поесть или выпить пива, но и побродить по Internet-сайтам

Стоимость услуг «Таскома» — стандартная для всех тарифных планов: это 10 долл. в час. А для оплаты беспроводного доступа подойдут любые предоплаченные карты компании, в том числе Internet-доступа. Срок их годности составляет один год.

Оператор MosNet старается открывать точки доступа в центре Москвы. Расценки на его услуги довольно высоки — порядка 11 долл. Оплата производится по специальным ваучерам, которые продаются в местах расположения хот-спотов и действуют 14 дней с момента первого входа в сеть. Объем пользовательского трафика не ограничен.

Еще один столичный оператор, Stelcom, выпускает карты предоплаты четырех номиналов. Его тарифы являются достаточно низкими: 60 мин доступа обойдутся в 4,2 долл., 120 мин — примерно в 8 долл., 5 ч — в 17,8 долл., а 10 ч — всего в 21 долл.

Санкт-петербургский оператор «ПетерСтар» предлагает оплачивать его услуги по специальным картам трех номиналов. Правда, их продажная цена почему-то варьируется в зависимости от точки реализации. Полчаса работы в беспроводной сети «Петер?Стара» стоят порядка 3,5 долл., 1 ч — 6,4 долл., а 24 ч — 34 долл. Карты действительны в течение года, тарификация — посекундная, а ограничения трафика отсутствуют. Другой питерский провайдер, Quantum Communications, выпускает карты трех номиналов для оплаты всех своих услуг. Минимальная стоимость услуг доступа по Wi-Fi составляет 3,5 долл. в час.

Обширные сети продаж цифровой техники пока осторожно относятся к идее предлагать карты экспресс-оплаты для доступа по Wi-Fi. Их представители считают, что в обеих российских столицах пока слишком мало хот-спотов, а спрос на локальный беспроводный Internet еще не стал массовым. В многочисленных кафе и ресторанах чаще всего предлагается бесплатный доступ (взять, к примеру, проект Yandex.WiFi). Соответственно, операторам беспроводного доступа удобнее продавать карты доступа в местах оказания услуг.

Модель тарификации

На современном уровне развития российского рынка Wi-Fi, скорее всего, в качестве основной модели оплаты утвердится «повременка». Как показывает опыт, потребители обычно прибегают к технологиям беспроводного доступа, чтобы проверить почту, пообщаться с друзьями или найти нужную информацию, поэтому при использовании помегабайтной модели оплаты трафик и выручка окажутся небольшими. Для оператора гораздо выгоднее закладывать в стоимость часа работы некий максимальный объем трафика, который большинство клиентов все равно не «исчерпывают». Тарифицируя услуги Wi-Fi на повременной основе, владелец хот-спота получает гарантированный доход от каждого посетителя.

По оценкам экспертов, наиболее оправданны расценки порядка 2-4 долл. за час работы. На Западе, где сервисы Wi-Fi относительно развиты, стоимость беспроводного доступа постепенно снижается, хотя бывают исключения. Так, в туристических центрах, аэропортах и гостиницах тарифы редко составляют меньше 7-10 евро в час, зато музеи, библиотеки и даже церкви часто осчастливливают посетителей бесплатным доступом.