Состоявшийся в Подмосковье 13-й Российский CIO-Форум ознаменовал обновление этой конференции.

CIO-Форум — старейшая конференция для отечественных ИТ-руководителей, которая впервые была организована компанией «Корпоративные системы» в 1999 году. Одно из ее ключевых отличий от других мероприятий аналогичной направленности — в заметной аналитической составляющей. В первые годы программы таких форумов практически полностью состояли из докладов, в которых аналитики и независимые эксперты излагали свои взгляды на тенденции развития информационных и сетевых технологий, давали рекомендации руководителям корпоративных ИТ-служб. Со временем на конференциях все активнее стали выступать представители организаций-заказчиков и игроки ИТ-рынка, но аналитика по-прежнему остается их тематической доминантой. И 13-й Российский CIO-Форум, прошедший под девизом «Завтрашние приоритеты ИТ-руководителя», не стал исключением.

Алексей Катрич: «На смену сегодняшним ИТ-директорам придут топ-менеджеры, отвечающие за управление корпоративными знаниями»

В этом году конференцию проводили журнал «Директор информационной службы» и Агентство корпоративных коммуникаций OSP-Con (подразделение издательства «Открытые системы») при поддержке компании «Корпоративные системы». Со сменой главного устроителя поменялось и отношение к отраслевой аналитике. Если в течение долгого времени на CIO-Форумах предлагались лишь материалы Gartner Group, то теперь отход от «моновендорности», наметившийся еще зимой прошлого года, получил логичное завершение. На пленарных и секционных заседаниях с докладами по актуальным вопросам развития и использования ИТ выступили представители компаний IDC, Deloitte&Touche, Ernst&Young, Ecorys, IKS-Consulting, а в презентациях независимых экспертов и докладчиков из корпоративного сектора фигурировали материалы McKinsey, Gartner Group и Forrester Research.

Опора на последние разработки ведущих исследовательских, аналитических и консалтинговых компаний позволила по-новому выстроить программу. Организаторы отказались от ее привязки к основным категориям прикладных корпоративных систем (вроде ERP, CRM, SCM) и от обсуждения навязших в зубах проблем окупаемости инвестиций в ИТ, оценки совокупной стоимости владения ИТ-ресурсами и т.п. Вместо этого они предложили участникам сконцентрироваться на использовании ИТ в интересах бизнеса. Пожалуй, единственным исключением стала секция «Оптимизация инфраструктуры», на которой затрагивался широкий спектр вопросов — от роли инфраструктуры в реализации ИТ-стратегии компании (Сергей Карелов, президент Лиги независимых экспертов), практики интеграции процессов управления изменениями и управления проектами (Роман Никуленков, директор по ИТ фирмы DIXIS) до тенденций развития корпоративного телекоммуникационного рынка в России (Константин Анкилов, руководитель исследований IKS-Consulting) и построения корпоративных сетей IP-телефонии (Наталья Федоренко, ИТ-менеджер российского отделения «Ашана»).

ИТ и макроэкономика

Естественным отражением растущей роли ИТ в реализации бизнес-задач стало обсуждение взаимосвязи макроэкономических тенденций и приоритетов в области ИТ. Именно этой теме было посвящено первое пленарное заседание. На актуальность такой взаимосвязи указывает компания McKinsey, недавно обнародовавшая свое видение важнейших мировых тенденций в ближайшие десять лет. В макроэкономическом плане уже сегодня можно наблюдать перемещение центров деловой активности в глобальном и региональном масштабах. Если сейчас на долю Азиатско-Тихоокеанского региона (без учета Японии) приходятся 13% мирового валового внутреннего продукта, а на Европу — 30%, то, по расчетам McKinsey, через 20 лет доли этих регионов сравняются. Одновременно значительно возрастет потребление природных ресурсов, что заставит бизнес активно разрабатывать и внедрять новые технологии.

Аналитики McKinsey прогнозируют и разрастание государственного сектора, причем не только в экономически развитых, но и в развивающихся странах. Увеличится нагрузка на национальные бюджеты со стороны социальных программ, что потребует радикального повышения эффективности работы госструктур. Экономический рост в развивающихся странах приведет к тому, что в них покупательная способность населения вплотную приблизится к нынешнему уровню покупательной способности в государствах Западной Европы. В социальной сфере по-прежнему будет наблюдаться революционизирующее влияние средств связи на образ жизни и способы общения людей.

Превращение CIO в CKO

Изменения затронут и корпоративный сектор. Все более заметную роль в экономике начнут играть «экосистемы», объединяющие поставщиков, производителей и потребителей, а тем самым размывающие традиционные границы предприятий. Большая доступность информации наряду с ростом объемов специальных сведений революционизируют экономику знаний, приведут к распространению новых моделей создания и распределения знаний и информации.

Как бы вторя этому тезису аналитиков McKinsey, Алексей Катрич, директор по ИТ «Объединенной финансовой группы», высказал предположение, что позиция CIO в ее современном виде максимум через три года исчезнет, по крайней мере в развитых странах. На смену сегодняшним ИТ-директорам придут топ-менеджеры, отвечающие за управление корпоративными знаниями (Chief Knowledge Manager, CKO). Явный переизбыток информации, развитие средств доступа к ней и ее превращение в товар не решили, а, напротив, обострили проблему корректной интерпретации информации и выявления скрытого в ней смысла. Для принятия эффективных решений бизнес нуждается не столько в информации, сколько в знаниях. Постепенное сближение информационных сервисов с коммунальными услугами означает, что приоритетами CIO в современных условиях должны стать вычленение смысла, трактовка поступающих данных, построение контекста и, наконец, осмысление информации, что неминуемо превратит CIO в CKO.

Изменяющиеся условия ведения бизнеса влекут за собой появление новых подходов к управлению, в том числе корпоративному. Отныне оно должно основываться не на интуиции, а на научных методологиях, аналитической информации и соответствующем инструментарии. Изменение стиля корпоративного управления затрагивает ИТ-сферу самым непосредственным образом. Кроме того, любая из подмеченных McKinsey тенденций требует нового подхода к организации деятельности (по крайней мере, крупных компаний и госструктур), а это означает, что в ближайшее десятилетие область ИТ претерпит радикальные изменения.

В чем именно они будут состоять — предмет отдельного разговора, но на форуме было отмечено одно важное следствие нынешних процессов. По мнению Сергея Карелова, перечисленные макротенденции расширяют спектр приоритетов использования ИТ и выводят на первый план поиск оптимальных источников и моделей приобретения ИТ-услуг. В современных условиях аутсорсинговые инициативы превращаются в важнейший компонент конкурентной стратегии компаний и становятся механизмом модернизации существующих цепочек генерации стоимости.

Готовность к аутсорсингу

В сущности, бизнесу предстоит ответить на три ключевых вопроса: какие функции отдать на аутсорсинг, кто должен выступить в роли аутсорсера и как структурировать аутсорсинговое соглашение. Об актуальности темы аутсорсинга в современных условиях свидетельствует интерес участников форума к ее обсуждению. Некоторой неожиданностью стал экспресс-тест на аутсорсинг, предложенный Валерием Гущиным, генеральным директором ITG Group. По его мнению, если в процессе принятия решения об использовании аутсорсинговой схемы CIO задается вопросами о снижении затрат, перспективности новой схемы и наличии на рынке достаточного числа поставщиков аутсорсинговых услуг, это означает, что компания к аутсорсингу попросту не готова.

По данным Morgan Chambers, сейчас без малого половина организаций при выборе аутсорсинговой модели ориентируется на снижение затрат, получение доступа к новым знаниям или повышение капитализации (см. рисунок). Однако при оценке целесообразности перехода на аутсорсинг нужно исходить из возможности сконцентрироваться на ключевой деятельности, из унификации услуг, прозрачности механизмов их предоставления и оценки качества, из возможностей четко разграничить сферы ответственности заказчика и исполнителя, а также гибко регулировать стоимость и состав сервисов с учетом изменяющихся потребностей. На мастер-классе по аусорсингу сценарии, предложенные участниками форума, разбирал Михаил Рогачев, экс-CIO нефтяной компании ЮКОС и основатель «Сибинтека».

Риски и кадровый вопрос

На последнем CIO-форуме организаторы впервые выделили в отдельную секцию обсуждение рисков при внедрении новых технологий. Идея оказалась плодотворной: если бы не регламент, дискуссия продолжалась бы еще не один час. Удивляться нечему, ведь, по данным Standish Group, в 2004 году неудачными оказались 71% ИТ-проектов (пятью годами ранее — 84%). При этом среднее превышение бюджета составило 56%, а сроки выполнения проектов были превышены в среднем на 84%, т.е. почти вдвое.

Исследования других аналитических и консалтинговых компаний дают ту же печальную статистику: подавляющее большинство проектов отклоняются от запланированных показателей, а 100-процентного достижения поставленных целей, как показал опрос PriceWaterhouseCoopers, добиваются лишь 2,5% компаний. Причины такой ситуации — как объективные, так и субъективные. Проблемы, возникающие при внедрении корпоративных систем, на конкретных примерах из собственной практики проиллюстрировали Андрей Педоренко, начальник управления ИТ компании «Альфастрахование», и Андрей Харитонов, директор по ИТ «Ингосстраха».

Наконец, впервые была организована секция «CIO на современном рынке труда». Выступившие на ней представители кадровых агентств «Контакт» и Penny Lane Consultring (в апреле переименовано в Cornerstone) исходили из собственной практики поиска кандидатов на вакансии CIO в крупных российских компаниях. Специалисты по рекрутингу подробно остановились на требованиях бизнеса к принимаемому на работу CIO, на возрастающем различии между CIO и ИТ-директором, на возможных сценариях карьерного роста ИТ-директоров, уровнях оплаты труда и соответствующих им функциональных ролях ИТ-директоров, на цене ошибки при выборе CIO. Кроме того, они дали рекомендации потенциальным претендентам на эту должность. Надо ли говорить, что данная тематика вызвала живейший интерес участников форума. Можно без конца обсуждать ИТ-стратегию, приоритеты ИТ-руководителя и важность взаимодействия ИТ и бизнеса, но успех конкретного CIO имеет вполне осязаемые количественные показатели.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями