Классические учебники по экономике утверждают, что на зрелых рынках, к коим можно причислить и российскую отрасль телекоммуникаций, новые игроки, способные повлиять на сложившийся расклад сил, появляются редко.

Рождение мощного диверсифицированного холдинга, претендующего на заметное место в разных сегментах телекоммуникационного рынка, всегда привлекает внимание аналитиков, прессы и потенциальных клиентов.

Подобная метаморфоза произошла в начале 2006 года с компанией Synterra: ее имя вдруг зазвучало наравне с названиями крупнейших отечественных операторов связи, работающих уже не первый десяток лет. Поводы для этого были разные, и один из них — запуск коммерческой сети WiMAX в московском регионе. Чтобы развеять легенды вокруг нового имени и поговорить о насущных проблемах недавно созданного операторского холдинга, главный редактор «Сетей» Игорь Елисеев встретился с его генеральным директором Вячеславом Смитом.

Для начала поясните, пожалуйста, как связаны между собой брэнд и юридическое лицо Synterra?

В свое время, чуть более года назад, наши акционеры решили создать нового национального оператора связи. С этой целью был приобретен ряд независимых операторов — «Комет», «Телеком-центр», «РТКомм.РУ» и «Алсеан-Н».

Центром консолидации стала компания «Комет». К моменту образования холдинга она существовала более 12 лет, а среди ее основателей были Александр Иванов и Олег Фаерберг — люди, хорошо известные на телекоммуникационном рынке. У «Комет» имелись собственная волоконно-оптическая сеть в Москве и один из крупнейших в стране call-центров, оказывавших услуги сторонним заказчикам (в том числе в рамках проекта организации «горячей линии» с Президентом России). В последние годы руководители фирмы всерьез подумывали о построении сетей WiMAX в Москве и регионах.

«Телеком-Центр» присутствовал на рынке более 10 лет, действуя преимущественно в столице. Он акцентировался на услугах передачи данных, доступа к Internet и телевизионных проектах. Компания «РТКомм.РУ» обладала одной из крупнейших в РФ сетью передачи данных с точками присутствия более чем в 120 городах и контролировала свыше 50% рынка операторского доступа к Internet. «Алсеан-Н» занимался строительством первичной инфраструктуры, прокладывая кабельные сети на Северо-Западе и в Центре России.

Как только завершился юридический процесс приобретения этих компаний, было решено создать единый зонтичный брэнд для продвижения услуг в Москве и регионах. Презентация брэнда Synterra состоялась на выставке «Инфоком» в сентябре прошлого года. А в конце 2005 года акционеры приняли решение о слиянии 100% активов «Комета», «Телеком-Центра» и «Алсеана-Н» и о переименовании объединенной компании в ЗАО «Синтерра».

Какова ее доля в акционерном капитале «РТКомм.РУ», и есть ли у вас активы в каких-либо других операторских компаниях?

Нам принадлежат 68% акций «РТКомм.РУ», и мы совместно с этим провайдером продвигаем единую продуктовую линейку Synterra во всех регионах России. В то же время «РТКомм.РУ» продолжает оказывать услуги под собственной торговой маркой, которая хорошо известна отечественным пользователям. Под брэндом Synterra работают еще две региональные компании, контрольные пакеты акций которых мы также приобрели. Это «Волгодонск Телеком» в Волгодонске и «Комлайн» в Челябинске. Последняя фирма в ближайшее время будет переименована в «Синтерра-Урал».

В текущем году мы планируем открыть несколько филиалов в регионах, и первый из них, в Самаре, уже начал действовать. В Санкт-Петербурге компания работает в тесном сотрудничестве с «ПетерСтаром», которому мы оказываем определенные услуги на московском рынке.

Какие цели преследовали акционеры, создавая группу компаний Synterra?

Это консолидация усилий независимых игроков для образования оператора национального масштаба, действующего во всех сегментах телекоммуникационного рынка, и вывод на рынок новых передовых продуктов. Если говорить о беспроводных сетях, то WiMAX — лишь технология доставки продукта, которая позволяет быстро «достучаться» до конечного пользователя, где бы он ни находился. Конечно, как всякая эфирная инфраструктура, WiMAX имеет свои плюсы и минусы. Однако при организации услуг широкополосного доступа это — достаточно интересная технология, особенно с учетом того, что к концу 2007 года на рынке должно появиться оборудование, поддерживающее мобильность в полном соответствии с принятым стандартом.

Какой путь максимально быстрого наращивания присутствия в регионах вы избрали — поглощение готовых фирм, создание филиалов, покупку пакетов акций местных операторов или совместное инвестирование?

Рассматриваются все возможные варианты, и конкретное решение зависит от того, насколько быстро нам нужно выйти на тот или иной рынок. Если мы видим, что в данном регионе есть что-то привлекательное для покупки, то покупаем, а если время терпит, проводим детальное исследование конкурентной ситуации и открываем филиал.

А могли бы Вы перечислить те регионы, которые являются для вас самыми приоритетными?

Мы начали строить бизнес в центре России, а дальше пойдем на восток. В центральном регионе мы создаем и дооснащаем собственную оптоволоконную инфраструктуру. В следующем квартале она будет готова для сдачи Россвязьнадзору. В зону покрытия оптической сети уже входят Самара, Курск, Орел, Воронеж, Липецк и Рязань, а в дальнейшем мы планируем охватить все крупные города центрального региона. Нам не обязательно прокладывать собственные кабели во всех интересующих нас субъектах РФ. Мы собираемся найти партнеров, с которыми можно будет обменяться частью готовых канальных ресурсов, и надеемся, что теперь развитие нашей сети пойдет по более интенсивному пути.

Почему выбрано именно восточное направление, а не традиционный для отечественных магистральных операторов Северо-Запад?

Там бурно развивается экономика, там сосредоточена тяжелая промышленность, там наблюдается стремительный рост потребностей в услугах связи, а уровень конкуренции пока относительно невысок. К тому же на Северо-Западе мы имеем сильного надежного партнера — компанию «ПетерСтар».

Помимо услуг широкополосного беспроводного доступа какие направления определены для вашей компании как профильные? И какие лицензии еще необходимо получить?

Во-первых, Synterra — это оператор голосовой связи, имеющий лицензии на местную и зоновую связь в Москве и области. Во-вторых, он предоставляет услуги передачи данных и телематики. Мы занимаемся этим самостоятельно в Москве и в содружестве с «РТКомм.Ру» — по всей территории России. В последнее время компания позиционирует себя как сервис-провайдера, нацеленного на продвижение услуг Triple Play, в том числе на межоператорском уровне.

Осенью прошлого года мы запустили проект Synterra Media, который предполагает создание универсальной платформы доступа к информационно-развлекательному контенту для абонентов мультисервисных сетей на всей территории России. Совместно с «Северо-Западным Телекомом» мы построили опытную зону в Северо-Западном регионе. В ней опробуются механизмы и технологии централизованного формирования видеоконтента, его доставки к региональным сетям доступа, отрабатывается организация взаимодействия полной цепочки формирования услуги — от контент-провайдера до конечного потребителя. Эта пилотная зона служит также для обкатки механизмов законодательного регулирования и лицензирования деятельности сторон, участвующих в производстве и доставке контента.

Мы столкнулись с совершенно новым пластом услуг, которые должны регулироваться не только Мининформсвязи, но и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. И наша задача — проанализировать, какие отношения надо выстроить между разными юридическими лицами, от контент-провайдера до потребителя конечной услуги. Необходимо, чтобы услуги IPTV были легальны, доступны, тарифицируемы и выгодны всем участникам цепочки поставщиков.

Есть ли в вашем портфеле услуг корпоративное приложение, которое может претендовать на звание killer application? Что-то аналогичное IPTV в широкополосных сетях, ориентированных на массового пользователя?

Вячеслав Смит: «Установка дополнительных БС означает резкое увеличение объемов капитальных затрат. Зато у оператора появляется дополнительная емкость сети, позволяющая подключать новых абонентов. Тогда и дефицитный частотный ресурс не будет разбазариваться попусту»

Самое любопытное, что та телевизионная услуга, которую мы начинаем обкатывать для обеспечения региональным операторам и их клиентам доступа к развлекательному контенту, становится очень интересной и для корпоративного сегмента. Мы столкнулись с тем, что многие московские бизнес-центры хотят предоставлять своим арендаторам услуги телефонии, доступа к Internet и доставки видео «в одном флаконе». Владельцы этих центров не хотят, чтобы арендаторы устанавливали спутниковые тарелки на крыше здания и т.д.

Вы, наверное, заметили, что почти в каждом кабинете высокого начальника есть телевизор. Конечно, сегодня ТВ-сигнал может подаваться прямо на компьютер, но суть от этого не меняется: в деловой среде телевидение воспринимается не как развлечение, а как средство получения актуальной информации. Пользуются спросом и новостные видеоархивы. Согласно разрабатываемой нами концепции, клиенты даже смогут заказывать у провайдера Triple Play запись и поддержку индивидуального тематического видеоархива. В итоге услуги на базе IPTV могут стать главными генераторами клиентского трафика операторов, обслуживающих корпоративный сектор. А клиентский трафик — это реальные деньги.

Какую роль при формировании сервисов IPTV играют разработки бывшей компании «Телеком-Центр»?

Вообще говоря, «Телеком-Центр» создал идеологию нового класса продуктов под названием «логистика медиаданных». Она и стала основой технологической концепции проекта Synterra Media. Мы изучаем, какие медиауслуги могут представлять интерес для клиентов, и, соответственно, разрабатываем перспективные бизнес-модели для операторов доступа и контент-провайдеров.

Но идеология логистики медиаданных имеет и другой вектор развития. В текущем году мы завершили разработку телевизионной матрицы для обмена видеосюжетами между телевизионными компаниями. Не секрет, что у компаний, создающих телевизионный контент, часто возникает потребность в оперативной передаче или получении видеоматериалов (на профессиональном сленге — в «видеоперегонах»). Какими-то сюжетами нужно поделиться друг с другом, а в некоторых случаях — обеспечить заказные съемки. Наша матрица позволяет организовывать временные или постоянные связи в онлайновом режиме между сторонами, создающими телевизионные программы.

Для организации видеоперегонов между российскими и зарубежными телекомпаниями уже действуют узлы в Лондоне и Лос-Анджелесе. Так как речь идет о больших расстояниях, мы решили использовать для этого IP-среду. Теперь пришло время регионального развития проекта. Поскольку в России производится все больше внутренних видеоматериалов, возникает необходимость в обмене контентом между отдельными телестудиями на территории страны. Участники рынка все чаще хотят это делать не при помощи спутниковых каналов, а с использованием общедоступной IP-сети.

Как Вы относитесь к перспективам предоставления бизнес-пользователям управляемых телекоммуникационных услуг, которые не требуют наличия у них развитой инфраструктуры и штата технических сотрудников? Например, речь может идти о хостинге УАТС или операторских ресурсов для организации VPN.

Такие услуги Synterra уже оказывает. Часть клиентов, которые не хотят обременять себя содержанием оборудования и дополнительного персонала, говорят нашим специалистам — поставьте мне телефонную станцию и сами за нее отвечайте, а я буду только платить за голосовые услуги. К примеру, в прошлом году наша компания выиграла контракт на аутсорсинговое обслуживание корпоративного клиента из Германии — Synterra выступает в роли субподрядчика T-Systems на российской территории. Аналогичные тендеры проводят и другие компании, и мы намерены в них участвовать.

Проведение открытых конкурсов среди исполнителей является необходимым условием развития рынка управляемых услуг. Заказчик сам устанавливает критически важные для него параметры поддержки и обслуживания, которые закрепляются в контракте SLA. А сервис-провайдер выясняет, может ли он их гарантировать, и если да, то за какие деньги. Победитель конкурса определяется по наилучшему соотношению цены и качества.

Модель аутсорсинга телекоммуникационных сервисов в бизнес-среде возникла довольно давно. Но продвигать услуги аутсорсинга сами по себе, отдельно от конкретного проекта, не имеет смысла. Поэтому аутсорсинг телефонной системы и хостинг УАТС можно рассматривать как альтернативные подходы к решению одной и той же задачи. Она может заключаться в получении клиентом определенного количества входящих телефонных номеров, в обслуживании входящих потоков вызовов или организации надежной связи между офисами. Все эти задачи можно решить и на основе сети Synterra, располагающей необходимыми ресурсами канальной, номерной и эфирной емкости. В нашем распоряжении имеются 70 тыс. московских номеров с кодом 495, которые мы предлагаем клиентам.

Совсем недавно Synterra скромно объявила о запуске в эксплуатацию московской сети WiMAX. Я не случайно говорю «скромно», поскольку даже намерения иных провайдеров когда-нибудь построить подобную сеть считаются у нас выдающимися достижениями. Как вы пришли к этому результату?

Частоты и лицензию на услуги ШБД Synterra приобрела вместе с компанией «Комет». Та еще при прежних владельцах в течение нескольких лет проводила специальные исследования и частотные согласования, что позволило нам использовать соответствующие ресурсы на коммерческой основе.

Первая базовая станция нашей сети начала работать в тестовом режиме c конца 2004 года. А в мае прошлого года городская сеть Synterra WiMax в Москве была сдана Россвязьнадзору, и мы получили разрешительные документы на ее эксплуатацию. За прошедшее время мы провели большую работу по расширению покрытия сети, и сейчас можно говорить о доступности услуг ШБД на 80% территории столицы. Мы предлагаем полный перечень услуг, вплоть до голосовой связи и VPN-соединений. В общем, все, что доступно в IP-сетях, можно реализовать и на базе WiMAX.

На каком оборудовании базируется ваша сеть?

Использовано оборудование Expedience американской фирмы NextNet Wireless, которая хорошо известна как в Америке, так и в Европе. Это оборудование соответствует спецификациям IEEE 802.16.d и способно обеспечивать мобильность пользователей без дополнительной модернизации. На нем основана сеть связи скоростной железнодорожной магистрали во Франции, посредством которой доступ к Internet и голосовым сервисам получают пассажиры поездов, движущихся со скоростью 250 км/ч. В Канаде полиция Торонто задействует беспроводную сеть на базе NextNet для мобильного доступа из автомобилей к фото- и видеоизображениям, архивным документам. Однако нам выдано разрешение на эксплуатацию сети лишь в режиме фиксированного радиодоступа, поэтому опция мобильности в ней отключена.

А какая, в таком случае, лицензия предусмотрена для оказания услуг мобильного радиодоступа?

В перечне услуг, указываемых в лицензиях операторов связи, есть пункт «Услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования». Лицензионные условия деятельности в этой сфере весьма похожи на те, которые регламентируют работу операторов мобильной связи.

Как отразилось на бизнесе вашей компании решение ГКРЧ ограничить дальность действия базовых станций WiMAX в городах с населением свыше 1 млн человек?

Пока никак не отразилось, поскольку это решение затрагивает диапазоны 2,4-2,5; 3,4-3,5 ГГц и ряд других, более высоких, тогда как наша сеть использует полосу 2,5-2,7 ГГц.

В некотором смысле Synterra повезло, но давайте порассуждаем: насколько оправданным был ввод административных ограничений для еще очень не оперившегося рынка ШБД?

Мне кажется, что в ограничении по радиусу действия соты есть определенный смысл. Это требование настраивает оператора, решившего заняться предоставлением услуг WiMAX, на более ответственный подход. В России известны такие случаи: компания, получившая частоты, устанавливает одну БС на весь город и обслуживает сотню-другую клиентов. Большего ей не нужно, так как развитие сети связано с дополнительными инвестициями и рисками. А другой оператор, способный выстроить нормальный бизнес, не может претендовать на тот же диапазон.

Установка дополнительных БС означает резкое увеличение объемов капитальных затрат. Зато у оператора появляется дополнительная емкость сети, позволяющая подключать новых абонентов. Тогда и дефицитный частотный ресурс не будет попусту разбазариваться. Но не исключено, что правила игры будут меняться в зависимости от развития рынка радиодоступа и успехов конверсии частот.

Насколько я понимаю, продвижение ваших услуг WiMAX в регионах будет сопряжено с получением новых частотных присвоений?

Получение частот — процесс долгий и трудоемкий, но мы не собираемся отступать. В других субъектах федерации исследуется возможность работы как в том же, так и в других диапазонах, в частности 5,6-5,8 ГГц. Тем не менее мы будем стремиться к тому, чтобы наши абоненты могли свободно перемещаться из одного фрагмента беспроводной сети в другой без смены терминала. Ряд производителей уже приступили к выпуску клиентского оборудования, способного работать в разных диапазонах. Стоит вспомнить, что и всем привычные GSM-трубки являются мультидиапазонными терминалами, поэтому их владельцы путешествуют с ними по всем континентам.

Какая категория корпоративных клиентов более всего заинтересована в подписке на услуги WiMAX и почему?

У нас были заявки на подключение бизнес-пользователей к Internet и телефонной сети. Но при их детальном рассмотрении оказывалось, что к зданию клиента необходимо подвести оптику, а для этого всегда требуется согласование с его владельцем. В качестве временной меры мы предлагали установить беспроводный модем с возможностью организации нескольких телефонных линий и канала передачи данных с гарантированным уровнем сервиса. И пока готовился проект прокладки оптической линии, выяснялось, что беспроводная связь клиентов полностью устраивает, и менять что-либо они не хотят.

Целевая аудитория услуг WiMAX — это малый и средний (по российским меркам) бизнес, не располагающий собственными офисными помещениями. Такие клиенты относительно часто меняют адреса, и беспроводные модемы помогут им быстро и без дополнительных затрат наладить связь с внешним миром. Мы предлагаем комбинировать проводные и беспроводные технологии, а также средства Wi-Fi и WiMAX. У нас готово типовое решение для небольших офисов, совмещающее оба беспроводных стандарта. В нем доступ во внешние сети осуществляется по WiMAX, а раздача трафика между внутренними пользователями — по Wi-Fi, и проводов не нужно вовсе. Это решение, протестированное на соответствие требованиям информационной безопасности, впервые демонстрировалось на прошлогодней «ИнфоКом».

Услуги WiMAX ассоциируются, прежде всего, с корпоративным рынком, что понятно с учетом стоимости клиентского оборудования и сложности его настройки. Когда же эти услуги станут доступны массовому потребителю?

Мы планируем запустить в Москве услуги для массового потребителя до конца года. Ежедневно наши отделы продаж получают заявки от частных лиц на подключение, но вынуждены им отказывать, поскольку мы пока обслуживаем лишь корпоративных клиентов. Выход на рынок частных пользователей — это, прежде всего, вопрос создания коробочного продукта, построения простых и удобных систем обслуживания клиентов и приема платежей.

Что же касается высокого порога вхождения на рынок WiMAX-услуг частных пользователей, здесь, по-моему, довлеют стереотипы. Стоимость абонентского комплекта, действительно, все еще относительно велика (300-400 долл.), но уже не настолько, чтобы отпугнуть покупателей, которые знают, чего хотят. Я уверен, что благодаря стандартизации технологии через несколько лет появятся модемы по 50-100 долл., и тогда ценовая преграда будет окончательно устранена.

Еще больше заблуждений — по поводу сложности работы с оборудованием WiMAX. На деле подключение к компьютеру модема NextNet абсолютно не требует технических знаний. Это устройство класса plug&play размером с обычную книжку настраивается на оптимальный прием сигнала всего за пару минут — согласно инструкции для пользователя.

Коснемся оценки рынка услуг на базе WiMAX. Ряд операторских компаний собирается инвестировать сотни миллионов долларов в строительство беспроводных сетей по всей стране, и это, наверное, не предел. А эксперты оценивают суммарную ежегодную выручку провайдеров ШБД всего в несколько десятков миллионов долларов. Интересно, эти гигантские вложения когда-нибудь окупятся?

Вы, конечно же, помните, как развивалась индустрия мобильной связи. Когда появились первые сотовые телефоны, все говорили, что это услуга только для богатых, которая никогда не получит широкого распространения среди населения. Во-первых, дорого, а во-вторых, без нее можно обойтись. И что мы наблюдаем сейчас?

Аналитики зачастую ошибаются в прогнозах, но это не главное. Нужно понимать, что через определенное время технологии широкополосного беспроводного доступа станут интересны всем операторам, включая мобильных. Произойдет очередная конвергенция технологий и видов бизнеса, что приведет к возникновению синергетического эффекта, последствия которого сейчас не может просчитать ни один аналитик. Когда в сетях WiMAX будет реализована поддержка мобильности, их абоненты получат доступ к услугам 4G, которые на порядок превзойдут технические характеристики сервисов 3G. Возможно, внедрение мобильности в сетях WiMAX приведет к некоторым изменениям бизнес-модели, но инфраструктура радиосети и систем клиентского обслуживания (требующих наиболее крупных инвестиций и времени) будет готова к эксплуатации в новых рыночных условиях.


Кто есть кто

Вячеслав Юрьевич Смит родился в Москве в 1954 году. В 1972 году закончил Московский инженерно-физический институт (специальность «Техническая физика»), а в 1989 году получил второе образование в Московском авиационном институте (специальность «Телеинформатика»). Трудовую карьеру начал в МИФИ с должности старшего инженера. В 1989 году занял пост технического директора ОАО «Институт автоматизированных систем», а в 1999 году перешел на аналогичную должность в «ТелиаСонера Интернэшнл Кэрриер Раша». С 2005 года и по настоящее время является генеральным директором компании «Синтерра» (до переименования в конце прошлого года — ЗАО «Комет»).