В апреле в подмосковном Виноградове состоялась конференция «Интеллектуальные услуги в телефонных сетях. Рынок VAS. Технологии и бизнес».

Представители рынка VAS (услуг с добавленной стоимостью) обсуждали на конференции проблемы, современное состояние и перспективы развития своего бизнеса. Организатором мероприятия стала компания CompTek, заслужившая признание на ниве публичной деятельности благодаря ежегодной осенней конференции по IP-телефонии.

В стадии зрелости

Направление дополнительных услуг в сетях фиксированной и подвижной связи сейчас растет не столь динамично, как хотелось бы заинтересованным сторонам. По информации Константина Анкилова, аналитика IKS-Consulting, в 2005 году совокупный прирост объема услуг с добавленной стоимостью составил всего 46%, в то время как с 2001 по 2004 годы он ежегодно увеличивался в среднем на 176%. Вместе с тем общие доходы российских игроков рынка VAS достигли 1,43 млрд долл., что является неплохим результатом.

Константин Анкилов: «Фактором дальнейшего роста рынка VAS может стать распространение технологий EDGE»

В динамичном развитии данного сегмента услуг заинтересовано большинство проводных и сотовых операторов, контент-провайдеров и поставщиков специализированных решений. В условиях замедления темпов роста абонентской базы мобильных сетей и сокращения доходов от голосовых услуг в фиксированных сетях операторы надеются заинтересовать подписчиков новыми сервисами. Но по-прежнему «первой скрипкой» в дополнительных услугах операторов мобильной связи остается передача SMS-сообщений, на которую пришелся 51% доходов. Еще 22% принесли контент-услуги, 18% — мобильный Internet и 9% — остальные сервисы.

Самым перспективным направлением деятельности в сфере мобильной связи считается организация доступа к глобальной Сети. Сфера услуг доставки контента пребывает в глубокой стагнации. Аналитики предложили даже отделить данный вид услуг от бизнеса VAS, чтобы он «не портил статистику». При учете того, что за прошлый год контент-провайдеры получили лишь 315 млн долл., на оставшуюся, динамично развивающуюся, часть рынка дополнительных услуг пришлись 1,12 млрд долл.

Факторами дальнейшего роста рынка VAS аналитики считают распространение технологии EDGE, увеличение числа терминалов с мультимедийными функциями, упрощение настройки телефонов и расширение технической поддержки со стороны операторов. Было высказано и такое предположение: рынок услуг с добавленной стоимостью могут вывести на новый «исторический виток» виртуальные операторы (MVNO). Есть все основания полагать, что результаты 2006 года окажутся для отечественного рынка услуг с добавленной стоимостью более благоприятными, чем прошлогодние.

Туманное настоящее и светлое будущее

Если в мобильных сетях сегмент VAS признан достаточно зрелым, в сетях фиксированной связи он расценен как «юный». Детально ознакомившись с основными показателями бизнеса сервис-провайдеров, можно прийти к выводу, что состояние данного направления лучше характеризует слово «зачаточное». На фиксированные услуги VAS в минувшем году пришлись 16% рыночного оборота. Услуги для абонентов проводных сетей аналитики считают низкодоходными и малодинамичными. В течение последних трех лет сегмент «фиксированных» VAS рос не более чем на 15% в год, причем главная заслуга в этом принадлежит доступу к Internet. Основной доход в области услуг с добавленной стоимостью операторы фиксированной связи получали от продажи предоплаченных карт.

Перспективы рынка «фиксированных» VAS неопределенны, и в первую очередь из-за того, что не ощущается явная заинтересованность в них операторов связи, владеющих кабельной инфраструктурой. Правда, по мнению Анкилова, и этот сегмент телекоммуникационного рынка ожидает светлое будущее. Его обеспечат развитие сетевой инфраструктуры, повышение уровня компьютеризации населения и расширение спектра услуг.

Специалисты сошлись во мнении, что развитие технологических платформ для массового внедрения сервисов с добавленной стоимостью опережает реализацию перспективных операторских бизнес-моделей. Решения для полноценного запуска и поддержки VAS в мобильных и фиксированных сетях предлагают Siemens, Alcatel, Huawei, HP, IBM. Среди отечественных разработчиков можно назвать такие компании, как «Рексофт» и CBOSS. Кстати, обо всем этом говорилось на прошлогодней конференции (см. «Сети», 2005, №5, статья «Перспективы для VAS»), и с тех пор ситуация почти не изменилась.

Маркетологи в очередной раз поразили собравшихся неистощимостью их фантазии. Казалось бы, перечень услуг с добавленной стоимостью специалисты уже выучили наизусть. Известно, что основным спросом у россиян пользуются передача коротких сообщений, интерактивные сервисы, загрузка музыки и видеоклипов, а в последнее время заметно растет интерес к платной подписке на видеоконтент. Но некоторые докладчики решили, что в этом перечне не хватает таких услуг, как Push-to-Talk с обменом фотографиями, мультимедийной конференц-связи и мобильного ТВ.

Представитель «Сибирьтелекома» резюмировал, что востребованность той или иной услуги во многом зависит от ее грамотной подачи. Если заранее определить целевую аудиторию VAS, провести сфокусированную рекламную кампанию и убедить клиентов в полезности нового сервиса, то он начнет пользоваться спросом. В качестве «истории успеха» была упомянута предоставляемая в городе Кемерово услуга «Прогноз погоды», которой ежемесячно пользуются более 1 млн человек.


Структура VAS

Передача SMS-сообщений остается «первой скрипкой» в дополнительных услугах операторов мобильной связи.