«медиа-арт», особенностью которого является использование новых технологий и мультимедийных возможностей на театральной сцене. Это направление очень популярно на Западе.

Ярчайшим представителем медиа-арта стал испанский «кибер-артист» Марсел.ли Антунес, один из основателей театра La Fura Dels Baus. Он поставил замечательное шоу открытия Олимпиады 1992 года в Барселоне, которое вызвало восхищение всего мира. Пару лет назад он привозил в Россию мультимедийный спектакль «Афазия», в ходе которого роботы, экраны с видеоинсталляциями и актер, закованный в футуристические доспехи, показывали новую интерпретацию гомеровского мифа об Одиссее.

Московской театральной публике хорошо известен немецкий режиссер Хайнер Геббельс, который часто наведывается в Россию с оригинальными проектами. В прошлом году он привез на чеховский фестиваль спектакль «Эраритжаритжака», в котором задействованы видеотехника, визуальные и звуковые спецэффекты, другие мультимедийные «навороты».

В России экзотический медиа-арт приживается с трудом. Отдельные эксперименты Алексея Кортнева (моно-спектакль «Infoсфера — сфера общения»), молодежных театров и других пионеров нового течения пока не увенчались успехом. Зрители охотно воспринимают высокотехнологичные эффекты в мюзиклах и шоу, но театральная среда отказывается мириться с «чуждыми элементами».

Тем более смелым кажется новый проект режиссера Нины Чусовой, известной неординарными постановками. Многих впечатлили ее «Мамапапасынсобака» по пьесе Биляны Срблянович и «Гроза» по одноименному произведению Александра Островского. А в начале апреля Чусова вновь решилась на творческий эксперимент, удивив посетителей театра «Современник», где состоялась премьера ее постановки «Америка, часть вторая…».

Спектакль создан по пьесе сербского драматурга Срблянович. Хотя его основные темы — власть денег и служение ложным идеалам — далеко не новы, они преподносятся публике в оригинальной интерпретации. Благодаря этому зрители могут взглянуть на «вечные» проблемы под новым углом зрения. Чусова превратила пьесу в театральное комикс-шоу с использованием современных технологий. На пресс-конференции, посвященной премьере спектакля, она заявила, что в данной постановке использование технологических «наворотов» не только оправданно, но и необходимо.

Двадцать семь плазменных панелей Sitronics, объединенных на сцене в большой Экран, являются одновременно и символом, и средством художественной выразительности, и действующим лицом. На них высвечиваются все негативные черты современного общества: служение ложным идеалам, стремление к деньгам, власти и удовольствиям, духовная несвобода, потеря чувства собственного достоинства, неумение любить и радоваться жизни. В ходе спектакля изображение транслируется на весь Экран и на отдельные панели, местоположение которых постоянно меняется.

В работе над новой постановкой участвовали специалисты компании Sitronics: они устанавливали плазменные панели, внедряли систему управления видеоинформацией. Благодаря этому творческому союзу высокотехнологичные устройства смотрятся на сцене гармонично и воспринимаются не только как декорации, но и как «проводники» авторских и режиссерских идей. Зрители, пришедшие на премьеру, с интересом восприняли необычное решение. Поскольку идея реализована очень грамотно, ЖК-панели вполне «сработали» в театральном действе. Тем более что с их помощью мысль о засилии телевидения и шоу в жизни современных людей удалось воплотить в полной мере.

Спектакль «Америка, часть вторая…» как нельзя лучше показывает возможность союза между театром и телевидением. Любое использование ИТ в сфере высокого искусства должно быть оправданно — лишь тогда общая картина окажется гармоничной. А то, что приятно глазу и эстетическому чутью знатоков, в конечном счете, примет и публика.

Юлия Кольдичева, обозреватель журнала «Сети», jkold@osp.ru