В наше время, когда идет активная борьба за рынок телекоммуникаций, о почтовой связи попросту забыли. Вроде, с ней и так все ясно: естественный монополист, трудоемкий рынок, долгие инвестиции… Да и незачем возиться с бумагой при наличии электронной почты. Тот факт, что «Почта России» — одно из самых богатых (после «Связьинвеста» и сотовых операторов) предприятий по доходам от услуг связи, не является аргументом для инвесторов. При этом качество российских почтовых услуг — просто ужасное, а значит, появление любого конкурента на данном рынке станет «лучом света в темном царстве».

С появлением сервисов е-mail руководители «Почты России» и вовсе впали в уныние. Они могут «предложить» лишь устаревший набор услуг, отсутствие контроля над качеством обслуживания, состарившийся персонал и разваливающуюся инфраструктуру. В общем, старая почта выживает только благодаря поддержке со стороны государства.

Технологические инновации проявляются лишь как приставка «кибер» в названиях типовых услуг — «КиберПочта», «КиберДеньги» и т.д. Но внедрение новых технологий только усугубило проблему качества почтового обслуживания. Необученный персонал и простаивающее оборудование увеличивают очереди в отделениях и усиливают недовольство граждан.

В этой ситуации федеральный инвестиционный фонд планирует в течение 5-6 лет вложить примерно 3 млрд долл. в развитие почтовой связи. Смысл этого шага не очень понятен, ведь у «Почты России» нет ни четкого плана развития услуг, ни представлений о качестве сервиса и потребностях современного мобильного общества. Утверждается, что выделенные средства будут направлены на создание пунктов коллективного доступа к Internet, в которых жителей городов и весей станут обучать работе с компьютером.

Руководство «Почты России» предпочитает не думать о том, что люди просто не хотят пользоваться ее услугами. Государство несет колоссальные убытки, а деньги из сегмента бизнес-потребителей перетекают в карманы западных курьерских служб, вроде DHL.

О каких-либо законодательных мерах, позволяющих преодолеть кризис почтовой системы в России, пока речь не идет. Только к 2010 году намечено пересмотреть подход к лицензированию деятельности в области почтовой связи и впустить на этот рынок частных предпринимателей. В принципе, почтовая связь — очень выгодный и перспективный бизнес, конечно, при условии полного пересмотра концепции услуг и подходов к ее реализации.

Очевидно, что бумажную почту давно пора объединить с электронной. В таком случае корреспонденция, отправленная по e-mail на любой физический адрес, сначала будет поступать в любой из 85 филиалов «Почты России» по электронным каналам связи, а затем распечатываться на принтере и доставляться абоненту. Скорость доставки почты сократится в разы. Сейчас такая услуга обеспечивается в рамках проекта «КиберПочта», но мало кто знает, что отечественному почтовому ведомству предлагали реализовать ее уже достаточно давно.

Другой проект, «КиберПресса», позволяет распечатывать «на местах» целые периодические издания. Но будущее этой услуги во всем мире видится совершенно другим — как передача электронных версий газет и журналов непосредственно на КПК и смартфоны абонентов, а также подписка на издания через Web-сайты.

«Письмецо в конверте» утратило былую популярность как вид почтовых отправлений. Но это не мешает организовывать на базе почтовых отделений производства, выпускающие эксклюзивные открытки, или сервисы VIP-доставки приглашений. Вообще, эксклюзивных почтовых услуг можно придумать бесконечно много. Их, как контент в сетях операторов связи, необходимо постоянно обновлять, следуя потребностям общества.

А самое перспективное направление развития почтовой связи — доставка товаров из Internet-магазинов. Оплатив покупку через Сеть, пользователь в любое удобное время сможет забрать ее из указанного в заявке почтового отделения — одного из 42 тыс., действующих на территории России.

Любой из описанных сервисов можно реализовать уже сегодня. Но совершенно ясно, что качественное развитие почтовой связи невозможно без серьезных организационных изменений и масштабного внедрения ИТ. Чтобы компания могла предоставлять любые кибер-услуги, в ней должны работать «кибер-люди». Только тогда «Почта России» найдет свое место на рынке коммуникаций.

Иван Шмелев (ishmelev@json.ru) — аналитик иссле?дова?тель?ской компании J?son&Partners, канд. техн. наук

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями