Computerworld, США

Глава Avaya призывает заказчиков пересмотреть взгляды на актуальные задачи IP-телефонии.

Для некоторых ИТ-руководителей настоящим сюрпризом стало выступление главы компании Avaya Дона Петерсона на недавней конференции VoiceCon Spring-2006. Он заявил, что компаниям не следует ожидать снижения затрат на коммуникации при внедрении систем IP-телефонии: их нужно рассматривать преимущественно как инструменты повышения эффективности бизнеса.

Положения доклада Петерсона резко контрастировали с выступлениями представителей ряда организаций. Они сообщали об успешном внедрении VoIP-сетей, телефонов, приложений и отмечали уже полученную экономию финансовых средств. Некоторые ИТ-руководители заявляли об огромной экономии, достигнутой благодаря снижению стоимости телефонных звонков и уменьшению нагрузки на сотрудников подразделений, занимающихся подключением или перемещением офисных телефонов. Дополнительные средства высвобождаются, говорили они, и при использовании единого канала передачи данных, подведенного к каждому рабочему месту.

«Мы не думаем, что IP-телефония является способом сокращения затрат, — подчеркнул Петерсон. — Я абсолютно убежден, что реальная ценность этой технологии заключается вовсе не в экономии, а во влиянии на бизнес». Вице-президент Avaya по стратегическому маркетингу Хорхе Бланко пояснил, что в результате последних независимых исследований и опросов клиентов появились сомнения в размерах потенциальной экономии от внедрения VoIP. «Чем больше систем внедряется, тем более актуальной становится проблема возврата инвестиций, и Петерсон попытался обрисовать реальную ситуацию, — заявил он. — Внедрение VoIP действительно приводит к снижению операционных и капитальных затрат, но не следует обосновывать подобные проекты лишь их экономической отдачей. Они позволяют заложить фундамент для реализации новых стратегий бизнеса».

Вместе с тем ИТ-менеджеры часто утверждают, что никогда не получат от высшего руководства своих компаний одобрения на внедрение систем VoIP, если в бизнес-плане проекта будет отсутствовать оценка ожидаемой экономии. Многие согласны с тем, что выгоду для бизнеса от внедрения VoIP трудно переоценить, но практически невозможно подсчитать.

Катерина Брюне, ИТ-директор Allstate Insurance, отмечает, что ее компания и клиенты оценили достоинства VoIP после урагана «Катрина». В Allstate смогли оперативно развернуть размещаемые в трейлерах «полевые офисы». Передача звонков в контакт-центры, находящиеся в сотнях километров от места событий, значительно упростила оформление страховых случаев. Брюне полагает, что ИТ-руководителям вовсе не обязательно изощряться, сочиняя грандиозные бизнес-планы для получения финансирования VoIP-проектов. Первые шаги, достаточные для демонстрации эффективности новой технологии, можно сделать и в рамках текущих ИТ-бюджетов.

Все же некоторые предприятия добиваются за счет IP-телефонии заметного снижения эксплуатационных и телекоммуникационных расходов. Например, Дэйв Стивер, менеджер по коммуникациям энергетической компании PPL, сообщил: в течение года ей удалось сэкономить более 1 млн долл. с помощью системы VoIP, введенной в эксплуатацию два года назад. «По нашей оценке, организация видеоконференций на основе восьми IP-терминалов Nortel Networks позволит за два месяца добиться увеличения нашего оборота на 15-20%, — добавляет директор Vantis Credit Union Мишель Аудетт. — Кроме того, мы сможем уменьшить штаты удаленных офисов».

Заявление Петерсона не удивило аналитика компании Yankee Group Зевса Керравалу. «Петерсон абсолютно прав, — соглашается он. — Переходя на VoIP, следует рассчитывать преимущественно на рост продуктивности бизнеса. Вы получите большую отдачу от инвестиций, если будете обращать внимание именно на эту сторону дела, а не на экономию средств». Керравала говорит, что мнение об экономии за счет VoIP весьма распространено, но чем крупнее компания и масштабнее внедренческий проект, тем меньше экономия. По его словам, в очень крупных организациях переход к конвергентным платформам может оказаться дорогим удовольствием.