Некоторые ИТ-компании уже не стремятся приурочивать к международной выставке CeBIT выпуск каких-либо новинок, но это ни в коей мере не относится к корпорации Siemens.

Положение принимающей стороны, в определенной мере даже «хозяина» форума, обязывает Siemens демонстрировать самое серьезное отношение к этому ежегодному мероприятию. По традиции компания разворачивает на выставке не только самый большой по площади, но и один из самых «насыщенных» стендов среди фирм-производителей. Подробное описание всех представленных на CeBIT?06 технологических концепций, комплексных решений, тиражируемых продуктов и перспективных разработок заняло бы не один десяток журнальных полос, поэтому мы ограничимся рассмотрением предложений, наиболее актуальных с точки зрения российских и европейских заказчиков.

В текущем году обширная экспозиция Siemens Communications была поделена на четыре тематических сектора: решения для операторов связи (фиксированных, беспроводных и мобильных), разработки для корпоративных клиентов (в том числе приложения и сервисы для вертикальных рынков), потребительские устройства и так называемый сектор инновационных технологий. В него вошли новейшие разработки, которые нельзя однозначно отнести к одному из трех предыдущих разделов. Не до конца решен и вопрос целесообразности коммерческого применения этих решений, но сами по себе они довольно красивы и заслуживают показа на крупнейшей отраслевой выставке.

В числе прочего здесь фигурировала система широкополосного мобильного телевещания стандарта DVB-H, который в Siemens предпочли альтернативному формату DMB. Системы на основе DVB-H поддерживают одновременную трансляцию до 30 телевизионных каналов — вместо восьми, обеспечиваемых технологией DMB. Дополнительным преимуществом DVB-H является легкая реализация интерактивных сервисов для мобильных абонентов, в рамках которых каналом обратной связи служит обычное GSM-соединение. Специалисты Siemens уверены, что сети мобильного телевещания будут введены в Европе в коммерческую эксплуатацию не позже лета 2008 года.

Мозаика операторских решений

Двустандартный GSM/Wi-Fi телефон с ПО Siemens, отвечающим за интеллектуальную маршрутизацию входящих вызовов

Среди решений Siemens Communications для модернизации сетевой инфраструктуры операторов связи и ее подготовки к предоставлению услуг нового поколения можно выделить те, чье применение в России оправданно и сулит быстрый экономический эффект. Это платформа Surpass Carrier Ethernet (предназначена для организации мультисервисного доступа по сетям Ethernet, DSL и GPON), Surpass Carrier-Grade IP Networks (сертифицирована для развертывания служб IPTV), Surpass Multi-Service Optical Networks (для организации сервисов TDM и Ethernet на базе единой инфраструктуры) и Surpass Perfect Voice (обеспечивает плавную миграцию операторов от традиционной архитектуры к сетям NGN).

В силу стремления операторов «Связьинвеста» быстро перейти к интегрированной архитектуре с поддержкой TDM и IP решение Surpass Perfect Voice стало наиболее востребованным в нашей стране. Незадолго до открытия выставки в Ганновере департамент Siemens Communications и Омский филиал «Сибирьтелекома» объявили о начале коммерческой эксплуатации сети нового поколения, базирующейся на этой платформе. Не исключено, что и другие крупные игроки отечественного рынка телекоммуникаций выберут это решение для развертывания NGN-сервисов.

В рамках проекта, предпринятого в Омской области, Siemens обеспечила поставку и ввод в эксплуатацию программного коммутатора Surpass hiE 9200 (Softswitch) и системы управления NetManager. Сейчас монтированная абонентская емкость сети нового поколения составляет 23 тыс. абонентских портов, а до конца года она увеличится до 43 тыс. телефонных номеров.

Ключевым элементом платформы Surpass Perfect Voice является программный коммутатор hiE 9200, представляющий собой модернизированный вариант системы цифровой коммутации EWSD. Он заменяет большое число магистральных телефонных станций и управляет межсетевыми шлюзами hiG серий 1600, 1200 и 1100. Эти шлюзы отвечают за агрегирование абонентского трафика сетей TDM и IP, работающих с разными типами сигнализаций. Сервер hiE 9200 поддерживает до 125 тыс. одновременных VoIP-вызовов. Стыковка NGN-сети со всеми известными вариантами системы сигнализации SS7 осуществляется через выделенный шлюз hiS700.

При обслуживании собственных абонентов SIP сервер hiE 9200 обеспечивает функциональность Softswitch Class5 безо всяких ограничений. В сети на основе Surpass Perfect Voice могут быть установлены серверы приложений hiQ4200 (SIP Application Sever) или hiQ8000 (SIP- и CORBA-приложения), которые поддерживают такие услуги для конечных пользователей, как обмен унифицированными сообщениями, проведение мультимедиа-конференций, контроль над присутствием и «цифровой ассистент».

Если широкополосное мобильное телевещание пока относится к технологиям будущего, то передача телевизионного сигнала стандартного и высокого разрешения по сети IP является актуальной задачей сегодняшнего дня. Рыночные аналитики из In-Stat предсказывают увеличение числа подписчиков на услуги сетевого телевещания до 31 млн к 2009 году, причем 57% подключений будут относиться к азиатскому региону.

Платформа Siemens для развертывания сервисов Tripple Play, получившая название Surpass Home Entertainment, позволяет с помощью абонентского блока STB превратить аналоговый телевизор в систему домашних цифровых коммуникаций и развлечений. Через телевизор можно будет не только получать ТВ-программы и фильмы по запросу, но и выходить в Internet, работать с электронной почтой, просматривать SMS- и MMS-сообщения, осуществлять видеозвонки.

Решение Surpass Home Entertainment было впервые представлено на выставке CeBIT в 2004 году. Оно включает в себя компоненты, разработанные как самой корпорацией Siemens, так и ее партнерами — Tandberg, nCube, Samsung и др. Последняя версия платформы Surpass Home Entertainment рассчитана на поддержку телепрограмм высокой четкости (HDTV) и нового стандарта видеосжатия H.264 (MPEG4). На стенде Siemens можно было увидеть и абонентские терминалы собственной разработки STB 7110 и 7120, способные принимать сигналы HDTV. Интегрированный в систему Surpass Home Entertainment кодек H.264 позволяет экономно расходовать полосу пропускания, вдвое уменьшая потребности операторов в канальной емкости.

Стандартное решение для мобильной почты

УстройствА Siemens Set-Top-Box серии 7110 и 7120 позволяют принимать телевизионные программы высокой четкости

На CeBIT?06 компания Siemens Communications попыталась наглядно продемонстрировать свое превосходство в сфере организации услуг, подразумевающих конвергенцию фиксированной и мобильной связи. В центре ее экспозиции, посвященной технологиям Fix-Mobile Convergence (FMC), оказалась платформа IMS@vantage. Она соответствует рекомендациям 3GPP и TISPAN (Telecommunications and Internet converged Services and Protocols for Advanced Networking), разработанным ETSI, и обеспечивает предоставление одинакового набора услуг абонентам фиксированных (DSL, Cable, DECT) и мобильных сетей связи (WLAN, GSM, UMTS) с помощью протокола SIP. Эта платформа поддерживает контроль оператора надо всей цепочкой операций при создании сервисов с добавленной стоимостью, взаиморасчеты с независимыми контент-провайдерами, общие услуги для всех категорий абонентов, их администрирование, контроль и начисление платы.

В портфеле FMC-продуктов Siemens наконец-то появилось долгожданное решение для доставки электронной почты мобильным абонентам и организации персонального информационного менеджера (Personal Information Management, PIM). Основанное на открытом стандарте Open Mobile Alliance Data Synchronization (OMA DS) приложение Mobile Office @vantage представляет собой достойную альтернативу конкурирующим продуктам, базирующимся на патентованных программах. Поддержка стандартов означает совместимость Mobile Office @vantage с широким спектром моделей смартфонов, КПК и других мобильных устройств на базе самых распространенных операционных систем, в том числе Microsoft Windows Phone Edition 2003 и Symbian Series 60/ Series 80/ UIQ. Более того, обеспечиваются полноценная загрузка вложений, функции редактирования и отправки сообщений в зависимости от возможностей конкретной модели.

Поддержка мобильной почты — лишь одна из опций комплексного решения. В общем случае оно предназначено для предоставления мобильного доступа к приложениям групповой работы в корпоративной сети или Internet. С помощью Mobile Office @vantage входящая офисная корреспонденция и сведения о назначенных встречах оперативно пересылаются на мобильное устройство пользователя; одновременно он оповещается о предстоящем событии. Siemens Communications предполагает два сценария развертывания приложения: с подключением к серверу корпоративной почты и групповой работы, с подключением к почтовому серверу POP3/IMAP4 любого внешнего ISP. Корпоративному заказчику для предоставления услуг мобильной почты своим сотрудникам нужно лишь инсталлировать небольшой программный пакет для точки мобильного доступа, который будет взаимодействовать с сервером Microsoft Exchange 2000 SP3/2003 или Lotus Domino.

Для защиты корпоративной среды разработчик предусмотрел поддержку групповых политик, правил использования паролей, механизма автоматической и ручной блокировки пользовательских записей и протокола безопасной передачи электронной почты S/MIME. В случае кражи или потери мобильного устройства, подключенного к корпоративной сети, возможны удаленное уничтожение содержащихся на нем данных и отключение телефона от мобильной сети.

SIP повсюду

В гамму представленных на выставке новинок для корпоративного сектора вошло множество продуктов, начиная от решений для SOHO и заканчивая высокопроизводительными системами для крупных предприятий. Одной из главных премьер стала демонстрация решения HiPath BizIP, использующего одноранговую архитектуру Peer-to-Peer для организации корпоративной голосовой связи. Благодаря этому решению небольшие компании получат быстрый и недорогой доступ к голосовым IP-коммуникациям. Непосредственно к корпоративной локальной сети можно подключить от двух до 16 телефонных аппаратов серии BizIP 410, которые будут работать в защищенном отказоустойчивом режиме без потребности в выделенной УАТС.

Интегрированное в телефонные аппараты ПО позволяет автоматически настраивать сеть при подключении нового устройства. Каждый терминал имеет встроенный автоответчик и поддерживает набор базовых функций, таких как список звонивших абонентов, групповые вызовы, переадресация вызова, трехсторонняя конференц-связь. Хранящиеся на терминалах данные автоматически дублируются на соседние устройства, что исключает прерывание услуг из-за поломок. Связь с внешними сетями передачи данных общего пользования осуществляется через устройство доступа BizIP, позволяющее конечным абонентам задействовать телефонные номера поставщика услуг VoIP без их преобразования в Internet-адреса. Таким образом, решение BizIP предоставляет малым предприятиям доступ к операторским сервисам на базе протокола SIP, таким как дальняя связь. К системе можно подключать аналоговые телефоны, факсы и устройства внутренней связи.

Анонсированные обновления линейки коммуникационных продуктов HiPath в основном касались внедрения SIP-функционала и соответствующих приложений. Siemens Communications продемонстрировала поддержку функции SIP-транкинга всеми системами IP-коммуникаций реального времени, которая дает пользователям этих решений большие возможности интеграции корпоративных и операторских VoIP-сетей, работающих по протоколу SIP. Самым важным следствием поддержки данного функционала является обеспечение дозвона на прямой внутренний номер сотрудника из внешней IP-сети (Direct Dial In, DDI) без процедуры коммутации вызова на корпоративном сервере.

Опция SIP-транкинга теперь будет реализована на всех коммуникационных платформах HiPath 4000 v3.0, HiPath 3000 и 5000, а также в относительно новом решении для малых и средних предприятий HiPath 2000. Кстати, в системе HiPath 2000 класса All-In-Box появилась еще одна технологическая новинка — возможность прямого управляемого подключения до пяти беспроводных точек доступа без использования специальных контроллеров и маршрутизаторов.

И снова — мобильный офис

Разработчики Siemens объединили ранее разрозненные коммуникационные приложения, реализующие концепцию мобильного предприятия, в единый программный пакет и дополнили его усовершенствованными возможностями управления входящими вызовами и доступа к универсальному почтовому ящику. Новый пакет приложений HiPath MobileOffice включает в себя системы HiPath Xpressions (собирает в персональный абонентский ящик сообщения голоса, электронной почты, IM, SMS и факсимильные документы), HiPath SimplyPhone (обеспечивает голосовые вызовы под управлением ПК), HiPath ComResponse (Web-приложение для построения автоинформаторов и голосовых порталов), HiPath CorporateConnect (поддерживает единый телефонный номер офисного и мобильного телефонов абонента).

Мобильному клиенту, подключенному к учрежденческой сети с помощью функции CorporateConnect, доступны наиболее востребованные функции HiPath, в том числе отображение номера вызывающего абонента, обратный вызов, перевод вызова и конференц-связь. Это приложение интегрировано с системой универсальных сообщений HiPath Xpressions и автоматически переводит в нее все вызовы, на которые не ответил абонент. В пакете MobileOffice впервые реализован мобильный доступ к универсальному почтовому ящику HiPath Xpressions.

Как видно из этого описания, интеграция голосовых корпоративных служб и глобальных сетей GSM является мейнстримом инженерной мысли разработчиков Siemens Communications. Нельзя не упомянуть и представленные на выставке беспроводные телефоны, адаптированные для нужд бизнес-пользователей. WLAN-телефоны optiPoint WL1 и WL2 вышли непосредственно из лабораторий Siemens, а двухмодовые терминалы GSM/Wi-Fi выпущены OEM-партнерами немецкого производителя, который разработал для них специальное клиентское ПО. Модель WL2 претендует на роль первого беспроводного VoIP-телефона, поддерживающего протокол SIP. В корпоративной беспроводной сети он позволяет мобильным сотрудникам пользоваться всеми преимуществами SIP-приложений.

Клиентское ПО для двухмодовых телефонов отвечает за интеллектуальный роуминг абонентов между сетями GSM и Wi-Fi. Один из самых эффективных способов использования такой трубки преследует цель экономии расходов на связь путем интеллектуальной маршрутизации входящих звонков. При поступлении вызова на офисный телефон специальное приложение анализирует местоположение абонента с двухрежимной трубкой, и если он находится в зоне покрытия WLAN, то звонок коммутируется через корпоративную сеть. Если же система не «видит» абонента в своей беспроводной сети, то входящий звонок перенаправляется на сотовой номер GSM-оператора.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями