Корпорация 3Com провела пресс-конференцию, посвященную приобретению контрольного пакета акций совместного предприятия Huawei-3Com.
Гаэтан Канталь так и не смог объяснить, что позволят 3Сom надеятся на радужные перспективы в связи с приобретением контроля над СП

Создать совместное предприятие компании решили еще в 2003 году. По словам Скотта Мюррея, нынешнего президента и генерального директора 3Com, корпорация преследовала три цели: существенно увеличить присутствие на динамичном китайском рынке, ускорить разработку коммутаторов и маршрутизаторов для корпоративных сетей, активизировать сотрудничество с инженерами китайской фирмы. Судя по всему, эти цели достигнуты. По крайней мере, если верить отчету IDC, в III квартале 2005 года совместное предприятие контролировало 31% китайского рынка коммутаторов для локальных сетей.

В свою очередь, вступая в альянс с 3Com, компания Huawei преследовала свои интересы. Прежде всего, она хотела получить доступ к крупной дистрибуторской сети, продвигавшей продукцию 3Com по всему миру. Активизация сотрудничества с 3Com стала и некой точкой опоры в противостоянии Cisco, которая выдвинула против Huawei серьезные обвинения в нарушении прав на интеллектуальную собственность. Несмотря на бодрые заявления высшего руководства 3Com, от формирования альянса, похоже, больше выиграла именно Huawei. Во всяком случае, она довольно быстро стала проводить самостоятельную партнерскую политику и во многих случаях строить отношения с реселлерами 3Com напрямую. На то у нее были веские основания: в совместном предприятии Huawei принадлежал 51% акций, да и объемы бизнеса двух компаний несопоставимы.

Те благие времена, когда 3Com входил в «большую четверку» мировых производителей сетевого оборудования и порой мог на равных конкурировать с Cisco, давно канули в Лету. Оборот 3Com в 2005 финансовом году составил всего 651 млн долл. (снизившись на 7% по сравнению с показателем 2004 года), тогда как у Cisco он вплотную приблизился к 21 млрд долл. В последние годы 3Com в лучшем случае топтался на месте (что на практике означало снижение доли на мировом рынке), а Huawei, напротив, демонстрировал завидную динамику. По официальным данным, продажи Huawei в прошлом году достигли 8,2 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2004 годом более чем на 40%.

Руководство 3Com в очередной раз задалось целью переломить негативную тенденцию: 28 октября прошлого года было заключено соглашение о приобретении 3Com 2% акций совместного предприятия за 28 млн долл. Сделка, в результате которой 3Com достался 51% акций и большинство в совете директоров Huawei-3Com, формально завершилась в конце января. Но поможет ли это компании упрочить рыночные позиции? Ни организаторы пресс-конференции, ни авторы пресс-релиза, который 3Com выпустила в связи с получением контроля над совместным предприятием, так и не смогли внятно объяснить, что именно позволяет руководству фирмы надеяться на радужные перспективы.

Широкий спектр решений (в частности, появление в ассортименте 3Com продуктов Huawei-3Com) — это, конечно, весомый аргумент, но и прежде компания имела в своем арсенале прекрасные разработки, от которых сама же и открещивалась. Достаточно вспомнить неожиданный отказ от производства флагманского коммутатора CoreBuilder 9000 для ядра сети или крайне несвоевременную продажу бизнеса Palm. Кстати, инцидент с CoreBuilder 9000 стал первым случаем того, что фирма добровольно ушла с рынка крупных корпоративных сетевых проектов и некрасиво «подставила» часть клиентов и партнеров. Теперь 3Com уже третий раз примеривается к этому рынку…

Использование возможностей канала дистрибуции? Но сильными реселлерами и продуманной партнерской политикой 3Com славилась всегда: они появились задолго до организации совместного предприятия. Было бы наивно воспринимать работу с каналом как новый фактор рыночного успеха после перераспределения долей в совместном предприятии. Другое дело, что за последнее время компания умудрилась растерять наработанный за многие годы потенциал — по крайней мере, в России. Чехарда со сменой руководителей московского офиса, практически полное обновление штата и жесткая позиция по отношению к ведущим российским реселлерам не вызывают у последних особого энтузиазма. Раньше от отечественных партнеров 3Com не поступало такого количества нареканий.

Вскоре после пресс-конференции компания существенно модернизировала партнерскую программу Focus. В ней появились технологическая специализация в соответствии с направлениями деятельности 3Com (корпоративные локальные сети, IP-телефония, средства сетевой безопасности, беспроводные сети, сервис), присвоение партнерам статусов в зависимости от количественных и качественных показателей их деятельности, программа бонусов 3Earnings, расширенные возможности использования фондов развития маркетинга и т.д. Комментируя обновление программы Focus, вице-президент и генеральный менеджер 3Com по региону EMEA Рауль Рос отметил: «Главное достояние компании — наши партнеры». Остается пожелать, чтобы эти слова были услышаны руководством московского офиса.

И последнее. Отныне все продукты Huawei-3Сom будут продаваться под брэндом 3Com. Только, похоже, дело не в названии.

Динамика изменения показателей деятельности 3Com