Реализация в российских условиях бизнес-модели, предлагаемой корпора?цией Cisco, может столкнуться с непредвиденными трудностями.

Во время работы международной конференции по кабельному и спутниковому телевидению (CSTB-2006) в Москву приехал Жан-Кристоф Дессанж — один из главных идеологов Cisco, отвечающий за продвижение в европейском регионе технологий IPTV.

Основной миссией Дессанжа в странах с активно развивающейся экономикой (к которым относится и Россия) является не заключение контрактов с заказчиками, а популяризация самой технологии сетевого телевидения. И с этой задачей он справился «на отлично». Дессанж весьма убедительно доказал на пресс-конференции и при общении с представителями отрасли, что IPTV и базирующиеся на ней услуги имеют массу преимуществ перед обычным аналоговым вещанием.

Отправные точки

По правде говоря, российским операторам и их клиентам такие доказательства уже не требуются: переход к сетевому телевидению — это, скорее всего, лишь вопрос времени. Большинству наших сограждан уж очень не по душе передачи центральных и местных телеканалов, но пока особого выбора у них нет: сервисы IPTV развиваются лишь «очагами» в крупных городах, да и качество сетевого вещания оставляет желать лучшего. Первые подписчики каналов типа «СтримТВ» жалуются на постоянные сбои системы и «зависания» изображения. Многие потенциальные подписчики платных услуг IPTV предпочитают подождать того момента, когда операторы наконец-то протестируют и отладят свои решения.

С этой задачей операторам и производителям продуктов класса IPTV стоит поторопиться, поскольку в России уже началось централизованное развертывание систем цифрового наземного телевещания DVB-T. Они позволят существенно улучшить качество изображений на экранах телевизоров и расширить спектр принимаемых телепрограмм, фактически устранив два наиболее раздражающих фактора.

Жан-Кристоф Дессанж призывает операторов, намеренных развернуть телевизионные сервисы, позаботиться о расширении пропускной способности сети уже сейчас, до начала масштабных перегрузок

Вернемся к презентациям Жана-Кристофа Дессанжа. Разумеется, он упомянул, что в арсенале Cisco имеется полный комплект продуктов для развертывания и эксплуатации систем платного телевидения на базе архитектуры NGN/IP. Но основной акцент Дессанж сделал не на техническом описании этих решений, а на общих тенденциях развития рынка операторских видеоуслуг и перспективных бизнес-моделях операторов связи.

По его данным, к 2008 году свыше 10 млн европейцев подпишутся на видеоуслуги широкополосных проводных сетей, а это означает, что IPTV займет 15% европейского телевизионного рынка. Объем доходов операторов цифрового телевидения во всем мире, по оценке Instat, вырастет к тому же времени до 5,5 млрд долл. (с 0,6 млрд долл. в 2004 году). А поскольку передача видео является одной из трех составляющих концепции Triple Play, пользователей голосовых услуг и доступа к Internet в широкополосных сетях априори должно быть еще больше.

Практические рекомендации

«Узким горлышком» модели массового развертывания сервисов IPTV станет полоса пропускания уже действующих сетей, причем как на магистральном, так и на абонентском участках. Необходимость увеличения емкости каналов проявится особенно остро при запуске услуг VoD (видео по требованию) и телевещания в формате HDTV. Производительность ядра сети MetroEthernet придется увеличить с нынешнего 1 Гбит/с до мультигигабитных скоростей, а средняя потребность в полосе пропускания в пересчете на одного пользователя достигнет десятков мегабит в секунду. Дессанж призывает операторов, намеренных развернуть телевизионные сервисы, решить проблему пропускной способности сети уже сейчас, до начала масштабных перегрузок.

При переходе к цифровому вещанию по сетям IP радикально изменятся все базовые параметры индустрии медийных развлечений. Например, провайдеры вначале перейдут на модель оплаты услуг по подписке, а затем — на модель оплаты по факту потребления ресурсов. Контент, изначально ориентированный на массового пользователя, постепенно будет адаптироваться к группам «по интересам», а в конечном счете — настраиваться в соответствии с предпочтениями индивидуального абонента. От широковещательного способа передачи операторы придут через многоадресную рассылку контента к одноадресным транзакциям, а абонентские устройства превратятся в полностью интерактивные терминалы.

В 2004 году, по данным аналитиков Instat, среднемировой доход с одного подписчика на спортивные программы составил 52,49 долл. Кинофильмы приносили 34,42 долл. с одного абонента, а видеоуслуги общего характера — 74,32 долл. Аналитики предполагают, что до 2008 года наиболее динамично будет расти спрос на кинофильмы (14,4% ежегодно) и трансляцию спортивных состязаний (9%). Дессанж советует провайдерам строить политику наполнения телепрограмм с учетом этих прогнозов.

Чтобы проверить справедливость очередных предсказаний, в нашей стране нужно, по крайней мере, совершить революцию на участке «последней миле», отобрав у операторов «Связьинвеста» их монопольное право на владение медными линиями. Другое немаловажное условие — реализация громкой инициативы «Компьютер — в каждый дом». Впрочем, для успеха сетевого телевещание это условие может оказаться лишним. Как утверждает итальянский провайдер Triple Play Fastweb, 20% его абонентов не имеют ПК, но постоянно подписываются на услуги передачи голоса и видео. Но главная «засада» ожидает поставщиков IPTV-услуг в лабиринтах законодательного регулирования. Правительство РФ пока не приняло правила предоставления услуг телерадиовещания, и в этой области могут обнаружиться самые невероятные подводные камни.