Мининформсвязи не позволит «Связьинвесту» довольствоваться в наступившем году консервативным сценарием развития бизнеса.

Межрегиональным компаниям связи из холдинга «Связьинвест» предстоит пересмотреть финансовые бюджеты на 2006 год, сформированные на консервативной основе. В них не учтены новые источники прибыли и тарифы на услуги, утвержденные Федеральной службой по тарифам (ФСТ) в конце декабря прошлого года. Заместитель министра по информационным технологиям и связи РФ Борис Антонюк сообщил, что представители государства в советах директоров каждой из МРК уже внесли соответствующие предложения и ожидают их одобрения.

Кому живется хуже всех?

Министерство отдает себе отчет в том, что новые правила регулирования отрасли, вступившие в силу 1 января, скажутся на динамике развития телекоммуникационного бизнеса, в том числе МРК «Связьинвеста». По мнению Бориса Антонюка, предприятия государственного холдинга могут пострадать больше других, но Мининформсвязи надеется, что новые источники доходов компенсируют потери от упразднения старых, а потому темпы прироста выручки традиционных операторов сохранятся на прежнем уровне.

Борис Антонюк: «Переход к новой модели расчетов за пропуск межсетевого трафика принесет МРК ?Связьинвеста? дополнительные 1,2 млрд руб дохода»

Большую уязвимость МРК в переходный период (по сравнению с альтернативными операторами фиксированной связи) Антонюк объясняет тем, что им придется пойти на значительные затраты. Необходимо перестроить биллинговые системы (для обеспечения повременного учета трафика и поддержки нескольких ТП), развивать внутризоновые услуги, заниматься их тарификацией и оповещать население об изменении тарифов и условий предоставления услуг с помощью рекламы в СМИ. В нынешнем году операционные расходы «Ростелекома» увеличатся на 45-50%, причем основная часть этой прибавки пойдет на привлечение абонентов к МГМН-услугам.

Как отметил Антонюк, МРК запланировали в бюджете снижение доходов, поскольку полномочия оказания услуг дальней связи переходят к операторам, получившим соответствующие лицензии. Но государственные компании связи почему-то упустили из виду такой новый Клондайк, как услуги транзита междугороднего и международного трафика (между сетями операторов местной и дальней связи) и услуги пропуска телефонного трафика между региональными сотовыми сетями. Согласно Правилам взаимодействия операторов и присоединения к сетям электросвязи теперь даже сотовые компании, обладающие мощными транспортными магистралями федерального уровня, должны выплачивать «дань» операторам внутризоновых сетей в виде покупаемых у них услуг транзита.

Операторов «большой тройки» такое положение дел не очень устраивает, и они пытаются найти решение проблемы в рамках нового правового поля. Недавно стало известно, что «ВымпелКом» готовит заявку в Россвязьнадзор, чтобы получить лицензию на оказание услуг междугородней и международной телефонной связи. В этом случае «ВымпелКом» сможет легально обслуживать вызовы своих абонентов в пределах всей федеральной сети GSM, не прибегая к помощи «посредников». Если его опыт окажется удачным, не исключено, что тем же путем пойдут другие федеральные операторы. Министерские чиновники, видимо, не предусмотрели такого варианта развития событий: операторы внутризоновых сетей недополучат солидный кусок намечавшейся прибыли, а «Ростелеком» обретет в лице «сотовиков» довольно могущественных конкурентов.

Скрытые доходы

В бюджетах МРК на текущий год не фигурирует и столь важная составляющая прибыли, как компенсационная надбавка к стоимости услуг местной и зоновой инициации вызовов. Механизм компенсационной надбавки пришел на смену перекрестному субсидированию предприятий «Связьинвеста», в рамках которого «Ростелеком» официально использовал часть доходов для дотирования МРК, оказывавших «убыточные» услуги местной телефонии. Эта практика признана несоответствующей канонам рыночной экономики, и теперь на компенсационную надбавку вправе претендовать любой оператор местной или зоновой связи, а не только предприятия «Связьинвеста».

Размер компенсации, выплачиваемой провайдерами МГМН-услуг местным и зоновым операторам, устанавливается ФСТ индивидуально, в зависимости от условий хозяйствования в конкретном субъекте федерации и платежеспособности населения. Чиновники почему-то пытаются скрыть размеры надбавок, причитающихся МРК, хотя информация о компенсациях другим операторам выложена на Web-сайте ФСТ. В официальном заключении ФСТ по поводу компенсаций для МРК «Связьинвеста» говорится лишь, что они установлены для сохранения финансовых результатов этих компаний и не предусматривают увеличения расходов пользователей на оплату услуг связи. По словам Антонюка, в 2006 году сумма всех дотаций МРК «Связьинвеста» за инициацию МГМН-вызовов может достигнуть 7 млрд руб.

В корректировке бюджетов традиционных операторов «Связьинвеста» не последнюю роль сыграет поправка «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона ?О связи?». Она отменяет плату за входящие телефонные звонки — кроме тех случаев, когда соединение устанавливается вручную (с участием телефониста) за счет вызываемой стороны. Это нововведение напрямую относится к звонкам со стационарных телефонных аппаратов на сотовые; сейчас они бесплатны для абонентов фиксированных сетей и оплачиваются принимающей стороной.

Поправка к закону «О связи» вступит в силу по истечении шести месяцев со дня ее опубликования, то есть в начале августа. Полугодовая пауза необходима участникам телекоммуникационного рынка для изменения сложившейся практики тарификации услуг и проведения ряда мероприятий в сетях электросвязи. Переход к новой модели расчетов за межсетевые соединения уже в текущем году, по словам Антонюка, принесет в копилку МРК «Связьинвеста» 1,2 млрд руб. Сколько потеряют на этом сотовые операторы и как они заткнут образовавшуюся финансовую брешь, Мининформсвязи определить не пытается. Не исключено, что компенсация упущенной выгоды сотовых компаний целиком ляжет на плечи потребителей.

Опасаться нечего

Развитие сегмента услуг дальней связи и изменение объемов выручки «Ростелекома» в текущем году будут зависеть преимущественно от увеличения числа реальных игроков. Пока естественному монополисту противостоит лишь один альтернативный оператор — «Межрегиональный Транзит Телеком», который уже приступил к оказанию МГМН-услуг в Москве и нескольких других регионах. Антонюк не исключает, что до конца года в России появятся еще один-два действующих оператора дальней связи, которые заканчивают строить во всех субъектах федерации точки присоединения и необходимые шлюзы к сетям зарубежных телефонных операторов. Имена претендентов зам?министра не назвал, но аналитики считают, что это «Голден Телеком» и «ТрансТелеКом».

Чиновники и независимые эксперты сходятся во мнении, что появление конкурентов пока не грозит «Ростелекому» существенным сокращением доли рынка. Сам этот оператор сообщает, что в январе МГМН-трафик в его сети вырос на 21% и составил 1,02 млрд мин. Соответственно, Мининформсвязи не видит причин для беспокойства по поводу доходности бизнеса «Ростелекома». А тем временем он готовит для Федеральной антимонопольной службы заявление об его исключении из реестра естественных монополий. Конечно, это следует рассматривать исключительно как «пиаровскую» акцию, ведь монополистом у нас считается любая компания, контролирующая свыше четверти объема рынка. Однако сам по себе данный факт заслуживает внимания. Сейчас тарифы «Ростелекома» регулируются государством, но если эта организация перестанет официально числиться монополистом, она сможет самостоятельно устанавливать расценки на услуги, что добавит ей конкурентных преимуществ.

В общем, начав свою речь за упокой традиционных операторов связи, Борис Антонюк закончил за их здравие. Он резюмировал, что адаптация к новым условиям ведения бизнеса не помешает сегменту фиксированной связи развиваться еще динамичнее, чем в 2005 году. Видимо, оптимизм Мининформсвязи должен повлиять на руководителей МРК «Связьинвеста», заставив их пересмотреть доходные статьи бюджетов — конечно, в сторону повышения.

В таблице отражена динамика доходов предприятий «Связьинвеста» от предоставления всех услуг электросвязи (в миллионах рублей). После косой черты указана доля их бюджета, обеспечиваемая услугами МГМН-связи (в процентах).