— от «нечего делать» до желания расширить круг общения или получить нужную информацию.

Не стоит думать, что в чатах регулярно «сидит» только молодежь. Контингент приверженцев таких сервисов весьма разнообразен и включает в себя детей, людей средних лет со свободным графиком работы, бизнесменов, испытывающих недостаток времени для «реального» общения, и домохозяек. Подавляющее большинство любителей виртуальных бесед составляют женщины не старше 35 лет. Они активно посещают ресурсы, посвященные семейным взаимоотношениям, проблемам воспитания детей, здоровью, спорту, красоте. Мужчины разных возрастов заинтересованы, прежде всего, в посещении сайтов профессиональных сообществ, развлекательных ресурсов (юмор, знакомства), а также в поиске собеседников (самые популярные темы — спорт, техника, рыбалка и туризм). Увлечения молодежной аудитории весьма разнообразны: к ним относятся музыка, литература, клубная культура, обучение, фитнесс, кино, технологические новинки и др.

Люди со схожими интересами или взглядами объединяются в виртуальные сообщества, которых в Рунете становится все больше. Такие сообщества чаще всего имеют простую, одноранговую, структуру и развиваются стихийно, с условным разделением участников на «стареньких» и «новеньких». Многоранговые сообщества имеют иерархическую структуру с четкими правилами и грамотно организованной схемой управления. И если объединения первого типа обычно существуют недолго и быстро распадаются, то ресурсы второго вида с течением времени привлекают к себе все больше «поклонников». Базой для формирования многоранговых сообществ являются, например, такие популярные ресурсы, как 7ya.ru, «Мама.Ру», «Доктор.Ру».

Особое место в Рунете занимают литературные сообщества. Существует даже специальное понятие «Рулинет», которым обозначается весь комплекс соответствующих электронных ресурсов — библиотеки, on-line-версии журналов, энциклопедии, сайты популярных писателей, игры, викторины, журналы, архивы, места общения, онлайновые клубы, форумы и конкурсы.

В Рунете имеется великое множество сообществ разной величины и направленности — от форумов любителей кошек до фэн-клуба Брэма Стокера, автора знаменитой книги «Дракула». Один из самых полных каталогов таких ресурсов размещен на сайте Mail.ru в разделе «Блоги» (blogs). Подборка содержит семнадцать папок Internet-сообществ («Hi-tech», «Авто и Мото», «Бизнес и финансы», «Психология и отношения», «Непознанное», «Стиль, мода, звезды», «Культура и искусство», «Знакомства и любовь» и т.д.).

Анонимность виртуального общения позволяет людям максимально раскрепощаться, поэтому члены «кружков по интересам» беседуют как старые знакомые, не стесняясь в выражении чувств. Особенно откровенны авторы виртуальных дневников («блогов»), публикуемых на сайтах Mail.ru, EroDiva.ru, Sterwa.ru, Ivan-susanin.com и др. Потребность рассказывать незнакомцам о сокровенном стала поистине массовой. Следуя веянию времени, компания Google начала оказывать на своих специализированных серверах бесплатную услугу Blogger. Она позволяет создавать и поддерживать сетевые дневники, «прикрепляя» их к определенным сайтам.

Многие, выходя в Сеть, стремятся завязать новые знакомства, которые порой перерастают в более прочные отношения — дружбу, любовь и даже брак. Иногда участники виртуальных сообществ собираются в заранее оговоренных местах, устраивая общественные акции или просто беседуя «вживую».

Порой люди, имеющие те или иные хобби, встречаются достаточно регулярно — например, чтобы конструировать деревянные модели самолетов. Женщины «в положении» посещают виртуальные клубы для молодых мам, а в дальнейшем переходят к реальному общению с «соратницами» и их новорожденными детьми. Интересно, что, по данным опроса сайта «Мама.Ру», его посетительницы принимают важные решения относительно здоровья и воспитания детей, руководствуясь, в первую очередь, мнением «сообщниц», а уже потом — родственников и врачей.

То, что деловые отношения также поддерживаются через Internet, уже никого не удивляет. Может быть, через несколько лет войдет в привычку вступать в брак в on-line-пространстве?

Юлия Кольдичева, обозреватель журнала «Сети», jkold@osp.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями