Avaya отныне не желает связывать себя с низкоприбыльным рынком телекоммуникационного оборудования и держит четкий курс на разработку программных бизнес-приложений.
Крупнейшие поставщики систем корпоративной телефонии в III квартале 2005 года

Минувший год оказался для Avaya во многом судьбоносным. Этот некогда известный поставщик оборудования для телекоммуникаций объявил 27 апреля о радикальном изменении вектора своего технологического развития. Отныне компания не хочет быть связанной с рынком инфраструктурного оборудования для сетей телефонии и передачи данных и называет себя проводником в мир интеллектуальных бизнес-коммуникаций (Business Communications Applications, BCA). Поэтому 90% ее R&D-ресурсов направляются на разработку программного обеспечения.

Первыми практическими шагами в этом направлении можно считать выпуск третьей версии системного ПО Avaya Communication Manager (ACM) с поддержкой стандарта SIP, FMC-решения Avaya Mobile (предназначенного для интеграции смарт­фонов Nokia в телефонную сеть предприятия, работающую под управлением ACM-сервера) и системы Unified Communication Center. По словам регионального директора Avaya в России, СНГ и Восточной Европе Дмитрия Иванникова, примерно 100 моделей IP-телефонов разных производителей, в том числе Cisco, уже способны взаимодействовать с сервером ACM. Продукт Avaya Mobile пока может устанавливаться лишь на мобильные телефоны с ОС Symbain, но вскоре ожидается появление аналогичного решения для Windows Mobile. В свою очередь, Nokia анонсировала выпуск двухмодового телефона GSM/Wi-Fi, который предназначен для использования в качестве беспроводного клиента коммуникационного сервера Avaya Communication Manager.

«С усилением роли индустриальных стандартов и международного разделения труда продажи инфраструктурного оборудования стали характеризоваться низкой маржой, поэтому мы сознательно оставляем данный сегмент рынка другим игрокам», — подчеркнул Иванников. По оценкам маркетологов Avaya, основанным на выводах разных аналитических источников, объем рынка BCA составит в 2006 году 30 млрд долл., из которых 10 млрд долл. обеспечит регион EMEA.

Структура рынка является двухслойной: первый слой включает в себя само прикладное программное обеспечение (13 млрд долл.), а второй — сопутствующие услуги (17 млрд долл.). При этом слой программных продуктов делится на несколько сегментов: приложения для контакт-центров, IP-телефонии, электронной почты, унифицированных коммуникаций (UM и IM), коллективной работы, мультимедийных конференций и конвергентных программных клиентов. Сервисный слой состоит из услуг консалтинга, внедрения и сопровождения систем, а также хостинга приложений. В некоторых ключевых сегментах «продуктового» уровня, по утверждению Иванникова, его фирма уже сегодня занимает первое место среди мировых вендоров (доля Avaya в поставках контакт-центров составляет 28%, приложений IP-телефонии — 24%, систем UC — 22%, решений для организации конференц-связи — 12%).

«Открытие» для ИКТ-индустрии перспективного рынка прикладных телекоммуникаций и заявленная расстановка приоритетов немедленно отразились на положении Ayaya в знаменитых «магических квадрантах» Gartner: ее оценка улучшилась по четырем позициям из 12 возможных. Вместе с тем фондовые инвесторы довольно вяло отреагировали на кардинальную смену маркетинговой ориентации компании. После продолжительного падения котировок, в результате которого стоимость одной акции Avaya опустилась до минимального за год уровня 7,76 долл. (20 апреля 2005 года), капитализация фирмы вновь начала медленно расти и в середине декабря текущего года она составила 9–10 долл. Стоит напомнить, что 20 декабря 2004 года инвесторы давали за акцию Avaya 17,76 долл.

Таким образом, фондовые игроки почему-то не очень поверили в правильность выбранного компанией пути. Одна из причин такой реакции лежит на поверхности: определив для себя как приоритетный рынок прикладных решений, Avaya автоматически вступает в прямую конкуренцию с «грандами» программной индустрии, с которыми она раньше мирно уживалась. А противостоять таким корпорациям, как IBM, Microsoft или Oracle, рыночному игроку с годовым оборотом 4,9 млрд долл. будет очень непросто. Более естественным сценарием развития событий кажется покупка Avaya одной из перечисленных софтверных компаний, которые все явственней устремляют взоры на конвергентные коммуникации и ратуют за сервисно-ориентированную модель бизнеса.


Слово — аналитикам

Согласно отчету аналитического агентства Synergy Research, по объему доходов, полученных в III квартале 2005 года, корпорация Cisco Systems стала поставщиком номер один на мировом рынке корпоративных систем голосовой связи. В отчете использовались данные по продажам как систем на базе IP, так и традиционных систем с коммутацией каналов.

Впервые в истории отрасли производитель «чистых» VoIP-решений для предприятий превзошел по уровню продаж конкурентов, специализирующихся на выпуске гибридных и TDM-систем. «Результаты нашего исследования свидетельствуют, что IP-телефония становится по-настоящему массовой техноло­гией, — говорит президент и генеральный директор Synergy Research Джереми Дюк. — Демонстрируемые Cisco высокие показатели отражают растущую популярность голосовых решений на базе IP и служат наглядным подтверждением экономической целесообразности перехода на эту технологию».

В целом мировой рынок оборудования для корпоративной телефонии в III квартале 2005 года увеличился всего на 2% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), достигнув отметки 2,24 млрд долл. Спрос на системы, полностью основанные на IP, вырос на 31%, тогда как спрос на традиционные TDM-решения снизился на 20%. На протяжении III квартала прошедшего года динамика продаж в сегменте «чистых» VoIP-систем опережала поставки в сегменте гибридных систем телефонии (15 против 14%), в результате чего Avaya уступила лидерство своему главному конкуренту, Cisco Systems. Впрочем, ссылаясь на сезонность колебаний спроса, аналитики не исключают возвращения Avaya на вершину рыночного пьедестала по итогам IV квартала.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями