Avaya отныне не желает связывать себя с низкоприбыльным рынком телекоммуникационного оборудования и держит четкий курс на разработку программных бизнес-приложений.
Крупнейшие поставщики систем корпоративной телефонии в III квартале 2005 года

Минувший год оказался для Avaya во многом судьбоносным. Этот некогда известный поставщик оборудования для телекоммуникаций объявил 27 апреля о радикальном изменении вектора своего технологического развития. Отныне компания не хочет быть связанной с рынком инфраструктурного оборудования для сетей телефонии и передачи данных и называет себя проводником в мир интеллектуальных бизнес-коммуникаций (Business Communications Applications, BCA). Поэтому 90% ее R&D-ресурсов направляются на разработку программного обеспечения.

Первыми практическими шагами в этом направлении можно считать выпуск третьей версии системного ПО Avaya Communication Manager (ACM) с поддержкой стандарта SIP, FMC-решения Avaya Mobile (предназначенного для интеграции смарт­фонов Nokia в телефонную сеть предприятия, работающую под управлением ACM-сервера) и системы Unified Communication Center. По словам регионального директора Avaya в России, СНГ и Восточной Европе Дмитрия Иванникова, примерно 100 моделей IP-телефонов разных производителей, в том числе Cisco, уже способны взаимодействовать с сервером ACM. Продукт Avaya Mobile пока может устанавливаться лишь на мобильные телефоны с ОС Symbain, но вскоре ожидается появление аналогичного решения для Windows Mobile. В свою очередь, Nokia анонсировала выпуск двухмодового телефона GSM/Wi-Fi, который предназначен для использования в качестве беспроводного клиента коммуникационного сервера Avaya Communication Manager.

«С усилением роли индустриальных стандартов и международного разделения труда продажи инфраструктурного оборудования стали характеризоваться низкой маржой, поэтому мы сознательно оставляем данный сегмент рынка другим игрокам», — подчеркнул Иванников. По оценкам маркетологов Avaya, основанным на выводах разных аналитических источников, объем рынка BCA составит в 2006 году 30 млрд долл., из которых 10 млрд долл. обеспечит регион EMEA.

Структура рынка является двухслойной: первый слой включает в себя само прикладное программное обеспечение (13 млрд долл.), а второй — сопутствующие услуги (17 млрд долл.). При этом слой программных продуктов делится на несколько сегментов: приложения для контакт-центров, IP-телефонии, электронной почты, унифицированных коммуникаций (UM и IM), коллективной работы, мультимедийных конференций и конвергентных программных клиентов. Сервисный слой состоит из услуг консалтинга, внедрения и сопровождения систем, а также хостинга приложений. В некоторых ключевых сегментах «продуктового» уровня, по утверждению Иванникова, его фирма уже сегодня занимает первое место среди мировых вендоров (доля Avaya в поставках контакт-центров составляет 28%, приложений IP-телефонии — 24%, систем UC — 22%, решений для организации конференц-связи — 12%).

«Открытие» для ИКТ-индустрии перспективного рынка прикладных телекоммуникаций и заявленная расстановка приоритетов немедленно отразились на положении Ayaya в знаменитых «магических квадрантах» Gartner: ее оценка улучшилась по четырем позициям из 12 возможных. Вместе с тем фондовые инвесторы довольно вяло отреагировали на кардинальную смену маркетинговой ориентации компании. После продолжительного падения котировок, в результате которого стоимость одной акции Avaya опустилась до минимального за год уровня 7,76 долл. (20 апреля 2005 года), капитализация фирмы вновь начала медленно расти и в середине декабря текущего года она составила 9–10 долл. Стоит напомнить, что 20 декабря 2004 года инвесторы давали за акцию Avaya 17,76 долл.

Таким образом, фондовые игроки почему-то не очень поверили в правильность выбранного компанией пути. Одна из причин такой реакции лежит на поверхности: определив для себя как приоритетный рынок прикладных решений, Avaya автоматически вступает в прямую конкуренцию с «грандами» программной индустрии, с которыми она раньше мирно уживалась. А противостоять таким корпорациям, как IBM, Microsoft или Oracle, рыночному игроку с годовым оборотом 4,9 млрд долл. будет очень непросто. Более естественным сценарием развития событий кажется покупка Avaya одной из перечисленных софтверных компаний, которые все явственней устремляют взоры на конвергентные коммуникации и ратуют за сервисно-ориентированную модель бизнеса.


Слово — аналитикам

Согласно отчету аналитического агентства Synergy Research, по объему доходов, полученных в III квартале 2005 года, корпорация Cisco Systems стала поставщиком номер один на мировом рынке корпоративных систем голосовой связи. В отчете использовались данные по продажам как систем на базе IP, так и традиционных систем с коммутацией каналов.

Впервые в истории отрасли производитель «чистых» VoIP-решений для предприятий превзошел по уровню продаж конкурентов, специализирующихся на выпуске гибридных и TDM-систем. «Результаты нашего исследования свидетельствуют, что IP-телефония становится по-настоящему массовой техноло­гией, — говорит президент и генеральный директор Synergy Research Джереми Дюк. — Демонстрируемые Cisco высокие показатели отражают растущую популярность голосовых решений на базе IP и служат наглядным подтверждением экономической целесообразности перехода на эту технологию».

В целом мировой рынок оборудования для корпоративной телефонии в III квартале 2005 года увеличился всего на 2% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), достигнув отметки 2,24 млрд долл. Спрос на системы, полностью основанные на IP, вырос на 31%, тогда как спрос на традиционные TDM-решения снизился на 20%. На протяжении III квартала прошедшего года динамика продаж в сегменте «чистых» VoIP-систем опережала поставки в сегменте гибридных систем телефонии (15 против 14%), в результате чего Avaya уступила лидерство своему главному конкуренту, Cisco Systems. Впрочем, ссылаясь на сезонность колебаний спроса, аналитики не исключают возвращения Avaya на вершину рыночного пьедестала по итогам IV квартала.