Вот и наступил 2006 год, по восточному календарю — год Огненной Собаки. Удивительно, но факт: для области телекоммуникаций каждый год проходит под особым «астральным знаком». Он обязательно используется в названиях докладов на конференциях, фигурирует на выставочных стендах, и его склоняют на все лады в прессе. Так уж повелось, что для этого руководящего и направляющего «знака» выбирают какой-нибудь чудаковатый, специфический термин, который еще долгое время приходится осмысливать как клиентам, так и поставщикам телекоммуникационных и ИТ-услуг.

Иван Шмелев (ishmelev@json.ru) — аналитик исследовательской компании J?son & Partners, канд. техн. наук.

Скажем, 2004 год прошел под знаком конвергенции. Крупнейшие альтернативные операторы восприняли это как команду приступить к активной скупке своих меньших братьев. Благодаря конвергенции 2004-го в нашей телекоммуникационной отрасли образовались такие известные ныне торговые марки, как «Голден Телеком» и «Комстар».

Недавно завершившемуся году был присвоен знак синергии. Осознав, что нужно как-то управлять разросшимися после поглощений и объединений территориально-распределенными предприятиями с их разношерстными зоопарками оборудования и дублирующими друг друга департаментами, руководство компаний принялось наводить организационный порядок. Полностью его навести так и не удалось, зато в результате синергетических процессов части топ-менеджеров пришлось энергично сменить место работы.

Символ наступившего года уже определен: это агрегация. Участники рынка и чиновники пока не разобрались, что именно под ней подразумевается. Однако флаги агрегации уже подняты ввысь крупнейшими телекоммуникационными компаниями, этот термин выкрикивается с трибун и активно обсуждается. Судя по всему, в ближайшие 12 месяцев агрегировать предстоит многое и многим, ведь в 2005 году операторы в невероятной спешке, даже в панике хватались за внедрение то одной технологии, то другой, ей противоположной.

Несмотря на определенную неразбериху, год Петуха получился насыщенным и интересным. Он начался с активного продвижения услуг ADSL. Воодушевленные успехом столичных проектов «Стрим» и «Точка.ру» альтернативные операторы с усердием приступили к распространению ADSL-сервисов в регионах. К сожалению, оказалось, что проложенная четверть века назад телефонная «лапша» полностью непригодна для технологий xDSL. На имеющемся качественном уровне услуга оказалась невостребованной, а прокладка «свежего» медного кабеля напрочь лишает коммерческого смысла подобные проекты организации широкополосного Internet.

Какого-либо пафоса по поводу первого звонка по сети MVNO в России тоже не наблюдалось. Сотовые операторы с заметной прохладцей встретили инициативу «Народный мобильный телефон» и пока неохотно выслушивают доводы о выгоде совместного сотрудничества.

Намерение компании «Яндекс» внедрять бесплатные хот-споты Wi-Fi в большинстве питейно-закусочных заведений столицы ввело операторов фиксированной связи в легкий ступор. Не имея представления о законах e-коммерции, руководство крупных альтернативных операторов с недоумением гадает, на чем же «Яндекс» собирается делать деньги. Тем не менее все конкуренты интуитивно чувствуют, что «халява» наверняка станет выгодной.

«Голден Телеком» вспомнил заветы вождя мирового пролетариата и, вложив немалые средства, первым делом охватил хот-спотами вокзалы, аэропорты и гостиницы. Теперь он продолжает просчитывать, как эти деньги вернуть.

Самым забавным в минувшем году было наблюдать за процессом выдачи лицензий на дальнюю связь. К декабрю можно было насчитать более 10 операторов, получивших данную лицензию. Цена вопроса — всего каких-то 40 тыс. долл., поэтому соискателей оказалось предостаточно. О половине претендентов на звание «оператор дальней связи» пользователи услышали впервые, а о  некоторых счастливчиках, вроде компании «Инфополюс», рынок ничего не знает до сих пор.

По расчетам специалистов оператора «Эквант», капитальные затраты на модернизацию сети для предоставления услуги дальней связи составят около 50-60 млн долл. Сумма получается вполне солидная. На нее вполне можно создать «с нуля» нового MVNO-оператора с более передовыми сервисами, чем в традиционной телефонии.

А вообще весь 2005 год россиян мучила сумасшедшая лягушка, а вовсе не петух, как предсказывал восточный календарь. Поэтому давайте не будем гадать, что принесет нам год Собаки.