В Подмосковье прошла десятая, юбилейная, конференция по IP-телефонии и IP-коммуникациям

Десятилетний юбилей — неплохой повод для подведения итогов. Конференция, организуемая компаниями CompTek и CTI, появилась на свет как небольшой семинар для разработчиков систем компьютерной телефонии, но потом стала ключевым мероприятием в этом секторе отечественной отрасли связи. В 2004 году в ее названии впервые начал фигурировать термин «IP-коммуникации», и нынешнее мероприятие полностью подтвердило правомерность такого расширения тематики. Неудивительно, что смена парадигмы телекоммуникаций оказалась лейтмотивом если не всей конференции, то, как минимум, первого дня ее работы.

В пленарном докладе генеральный директор CTI Игорь Масленников по какой-то причине акцентировал внимание собравшихся на самом переходе от традиционных телефонных сетей с коммутацией каналов к сетям передачи данных на базе IP. На самом деле, этот фундаментальный переход, который по своей значимости превосходит замену телеграфа телефоном, можно считать свершившимся, по крайней мере в развитых странах. Достаточно обратиться к результатам опроса 314 сервис-провайдеров из разных государств, предпринятого изданием Heavy Reading. Отвечая на вопрос о том, какой новый сервис является для компании самым важным, уже в прошлом году почти треть респондентов назвала VoIP, а еще 28% опрошенных — Triple Play (рис. 1).

Рис. 1. Приоритетные для операторов коммуникационные сервисы

Поэтому сегодня основная проблема заключается не в активном внедрении IP-технологий как таковом, а в переходе от IP-телефонии к полномасштабным IP-коммуникациям, который неизбежно повлечет за собой кардинальные перемены в организации сетей, моделях бизнеса и взаимодействия операторов. На смену единственной телефонной TDM-сети придет не просто СПД, а единая глобальная «IP-связность» разных элементов телекоммуникационной инфраструктуры. Это позволит окончательно распрощаться с принципом «для каждой услуги — отдельная сеть», а базовый телефонный сервис сменится богатой палитрой услуг. Наконец, вместо одного телефонного оператора на рынке будут действовать множество телекоммуникационных компаний.

Понятно, что эта радужная перспектива не реализуется в одночасье. Глобальная «IP-зация» станет возможной, когда участники рынка всерьез обратят взоры на дополнительные сервисы, действительно востребованные пользователями. Этот процесс активно стартовал лишь в прошлом году, и применительно к нему смена парадигмы еще ждет своего часа.

На прошлой конференции, при подведении итогов 2004 года в области IP-коммуникаций, г-н Масленников отметил несколько событий, свидетельствующих о выходе этой индустрии на качественно новый уровень. В их числе — появление массовых абонентских мультимедийных сервисов в широкополосных IP-сетях (VoB), рост популярности приложений для персональных IP-коммуникаций (PVA), усиление конвергенции проводных и радиосетей передачи данных (которое, в частности, обусловило появление концепции IMS), проникновение в IP-сети видеосервисов.

Послужной список 2005 года, хотя он и выглядит скромнее, недвусмысленно свидетельствует: наметившиеся тенденции набирают силу. В этом году численность абонентов компании Vonage преодолела миллионный рубеж, концепции IMS и FMC получили практическую прописку в сетях British Telecom, Vodafone и других операторов, компания eBay приобрела за 4,2 млрд долл. фирму Skype, а Microsoft, Google и Yahoo, никогда не входившие в ряды операторов связи, объявили об организации собственных служб, повторяющих бизнес-модель Skype.

Российский рынок также не стоял на месте. Компания Tario запустила сервис SIPnet, аналогичный Skype, появились услуги IP-телевидения («СтримТВ», проект ЮТК в Краснодарском крае и др.), операторы начали размещать свои транзитные коммутационные мощности за пределами РФ. В сегменте корпоративной телефонии продолжилось внедрение IP-технологий, хотя по его темпам Россия сильно уступает ведущим европейским странам. Стало известно, что будущей весной в Москве пройдет выставка VON Russia 2006 — одно из крупнейших в мире мероприятий в области VoIP. А главными событием года стало появление новых правовых актов в области связи с последующим переносом на 1 января срока их вступления в силу.

Местные реалии

В России, которая частенько предпочитает «идти собственным путем», мировые тенденции могут преломиться самым неожиданным образом. Весенние инициативы Мининформсвязи, о которых мы уже писали (см. «Сети», 2005, № 8, с. 20; № 16, с. 36) не способствуют динамичному развитию рынка IP-коммуникаций, а затягивание их вступления в действие лишь добавляет неопределенности.

По сути дела, в нашей стране смена телекоммуникационной парадигмы сводится к изменению правил игры и бизнес-моделей операторов. Компании, предоставлявшие услуги IP-телефонии, должны будут получить лицензию на местную связь, а их деятельность на рынке дальней связи станет незаконной. Обслуживать абонентов они смогут только после подписания агентских соглашений с «настоящими» операторами дальней связи. Это означает, что уже в недалеком будущем основными игроками могут стать владельцы телефонных сетей и СПД (МРК, альтернативные и сотовые операторы), а также их агенты. Яркое тому свидетельство — начавшаяся осенью активизация в данном сегменте межрегиональных компаний «Связьинвеста», которые контролируют 87% абонентских телефонных линий.

Нынешние операторы IP-телефонии, особенно региональные, не в состоянии им противостоять. По данным фирмы iKS Consulting, в нашей стране насчитывается около 700 активных VoIP-провайдеров, и каждый седьмой из них работает в Москве. В финансовой плоскости картина выглядит иначе: на долю московских операторов приходятся 65% российского рынка IP-телефонии. Неудивительно, что годовой доход подавляющего большинства региональных компаний составляет 0,1-1 млн долл.

В России IP-телефония завоевала лишь 10% рынка дальней связи (в Москве — 18%), а среднемировой показатель равен 22%. Аналитики iKS Consulting ожидают 45-процентного роста отечественного рынка IP-телефонии в уходящем году, что вполне соответствует динамике всего сегмента услуг документальной электросвязи (рис. 2). Каким станет этот показатель после вступления в силу новых «Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи», сказать не возьмется никто. Тем не менее, как утверждают некоторые эксперты, крупные операторы уже разработали бизнес-модели предоставления услуг IP-телефонии в новых правовых условиях.

Рис. 2. Темпы роста сегментов российского рынка связи в 2005 году

Участники рынка, вроде бы, не расходятся в принципиальных оценках действий регулятора, но до полного единодушия пока далеко. На конференции первая диссонирующая нотка прозвучала из уст Михаила Монастырского, директора фирмы «Цифровые телефонные сети» (Ростов-на-Дону), которая планирует стать первым в России альтернативным оператором зоновой связи. Этот шаг позволит обрести полную независимость от МРК, обеспечит прямую привязку к сетям операторов дальней связи и возможность напрямую пропускать трафик при разговорах абонентов из разных городов, принесет дополнительный доход на зоновом транзите и повысит общую прибыльность компании. Как зоновый оператор ЦТС сможет заключать с абонентами новые договоры о выборе оператора дальней связи и маршрутизации трафика, то есть выполнять агентские функции. IP-телефония как технология «увода» трафика отныне неработоспособна, но она может успешно использоваться для доступа к ТфОП и пропуска трафика при оказании услуг видеотелефонии, предоставления телефонных сервисов по ADSL-линиям и сетям Wi-Fi, проброса номеров справочно-информационных служб.

По словам г-на Монастырского, превращение в зонового оператора не стоит считать универсальным рецептом — особенно тем компаниям, которые не располагают значительной абонентской базой. Подобное изменение статуса сопряжено с немалыми затратами, сам по себе зоновый транзит не приносит большого дохода, да к тому же заранее не известно, сколько альтернативных операторов решатся присоединиться к новой зоновой сети. На взгляд автора, основная проблема находится в другой плоскости: при разработке правовых документов отечественный регулятор недвусмысленно прочил на роль зоновых операторов дочерние структуры сегодняшних МРК (бывшие областные «Электросвязи»), поэтому получение альтернативной компанией лицензии зонового оператора остается под большим вопросом.

Идею обратить изменение правил игры в свою пользу поддержал Герман Мызовский из компании Tario.net. По его мнению, в эпоху перемен эффективный кризис-менеджмент позволяет неплохо зарабатывать, а новые правила регулирования отечественной связи оставляют достаточный простор для ведения независимого бизнеса и внедрения дополнительных услуг. В качестве примера были упомянуты Web-сайты auto.ru и rbc.ru, владельцы которых обратились к Tario.net на предмет предоставления посетителям их Web-ресурсов дополнительных услуг на базе IP.

Может, и в самом деле не так страшен черт, как его малюют, а дополнительные услуги и нестандартные маркетинговые ходы откроют приунывшим отечественным провайдерам IP-телефонии невиданные ранее бизнес-возможности?

ИТ-телефония

Сохранение актуальности вопроса о поиске и внедрении новых услуг связано с жесточайшей конкуренцией на рынке транзита голосового трафика, где борьба идет буквально за каждый цент. Меняется и отношение к телефонному сервису. Как отмечалось на конференции, телефония перестает быть самодостаточной. Услуги IP-телефонии уже в ближайшее время будут внешне неотличимы от сервисов традиционной телефонии, а нужды потребителей станут все больше смещаться к комплексам инфокоммуникационных услуг (передача голоса и видео, мгновенный обмен сообщениями и мониторинг присутствия, поддержка коллективной работы и др.). Для операторов это будет означать переход от продаж телефонных каналов и минут трафика к предложению пакетов услуг, в составе которых голосовые приложения окажутся лишь одним из компонентов.

В то же время уже сегодня можно наблюдать противоположную тенденцию — полное исключение операторов из цепочки предоставления коммуникационных услуг, которые становятся частью функционала ИТ-инфраструктуры. Яркие примеры проявления этой тенденции дают компания Skype, а также фирмы Amazon, AOL, Google, Microsoft и Yahoo, активно продвигающие свои программные клиенты как средства персональных и корпоративных коммуникаций. Этот процесс неизбежно будет сопровождаться изменением смысла или даже исчезновением ряда привычных терминов из области связи.

Меняются внешний облик и типы телефонов. С появлением виртуальных телефонных номеров, предоставляемых сервисами Skype и Vonage, потребность в обычных телефонных номерах постепенно отпадает. Все большее распространение протокола SIP (в мире им пользуются примерно 32 млн абонентов) позволяет применять для звонков не телефонные номера, а SIP-адреса. Изменилось само понятие телефонного вызова, поскольку он зачастую осуществляется средствами GoogleTalk, Windows Messenger или корпоративного программного телефона. На цифровые рельсы постепенно переводятся все виды информации (достаточно вспомнить о терминах blogs, iTunes и postcasts, которых несколько лет назад попросту не существовало). И это — лишь начало пути.