Московский форум поставщиков решений и провайдеров услуг связи стандарта CDMA 450 становится уже традиционным. На втором российском конгрессе CDMA 450 присутствовали более 200 участников, но, по сути, это мероприятие оказалось «бенефисом» одного из его организаторов — четвертого национального сотового оператора «Скайлинк»

Роль «Скайлинка» в формировании нынешнего ландшафта рынка мобильных услуг всячески старался подчеркнуть директор департамента по государственной политике в области ИКТ Мининформсвязи Виталий Слизень. Он сказал, что главное отраслевое ведомство страны рассматривает «Скайлинка» не как оператора, обслуживающего примерно 1% совокупной базы мобильных абонентов, а как провайдера, контролирующего 90-95% нового перспективного рынка услуг. Отличием национального оператора CDMA 450 от федеральных операторов GSM является изначальная ориентация на сервисы передачи голоса и данных. В результате у «Скайлинка» имеются две базовые услуги, тогда как у GSM-операторов — всего одна (голос), а передача данных и доступ к Internet относятся к дополнительным сервисам.

«Мы хотим, чтобы нас воспринимали не как еще одного оператора мобильной связи, а как поставщика мобильных услуг и решений», — заявил на конференции Дмитрий Александров, заместитель генерального директора «Скайлинка» по коммерции. Само употребление термина «мобильные решения» здесь не случайно. Тем самым оператор подчеркивает, что доминирующей категорией его клиентов остаются бизнес-пользователи, которым важно не просто получить передовую технологию связи, но и оптимизировать с ее помощью производственные процессы.

Дружественность к контенту

Специфическая для российского рынка ориентация мобильного оператора на узкий круг бизнес-пользователей сказывается, прежде всего, на его финансовых показателях. Ключевой индикатор доходности телекоммуникационных компаний, ARPU, у «Скайлинка» составляет примерно 60 долл., что в семь раз больше характерных значений ARPU российских операторов GSM. По словам Александрова, 55% клиентов его компании хотя бы раз в месяц прибегают к услугам мобильной передачи данных, а десятая часть абонентов регулярно пользуется беспроводным доступом к Internet и считает этот способ вполне оправданной альтернативой доступа по проводным сетям.

Дмитрий Александров прогнозирует, что после запуска EV-DO услугами беспроводного Internet станут пользоваться 30% абонентов «Скайлинка»

По прогнозам Дмитрия Александрова, после запуска высокоскоростной технологии cdma2000 EV-DO (Evolution Data Only) услугами беспроводного доступа к Сети начнут постоянно пользоваться примерно 30% абонентов «Скайлинка». Благодаря этому мобильный оператор превратится в довольно заметного игрока на рынке широкополосного доступа общефедерального масштаба. По некоторым расчетам, «Скайлинк» сможет «завоевать» в этом новом для него сегменте 6% суммарного объема услуг, оказываемых как проводными, так и беспроводными операторами связи.

Еще одной козырной картой в колоде «Скайлинка» считается большой набор дополнительных контент-услуг. Виталий Слизень даже назвал компанию content-friendly-оператором, заявив, что среди всех конкурентов на рынке мобильных услуг «Скайлинк» обеспечивает наиболее приемлемые условия и самые выгодные предложения для независимых контент-провайдеров. К сожалению, мы не смогли выяснить в пресс-службе оператора, какой процент всех контент-услуг реализуют внешние провайдеры и какую долю выручки они, таким образом, формируют.

Правда, из выступления заместителя генерального директора по ИТ Валерия Шибина стало ясно, что оператор самостоятельно спроектировал универсальный пользовательский интерфейс для доступа к «избранным» информационным ресурсам, сделав его похожим на знаменитый сервис I-mode. По мнению Шибина, сегодняшний Internet — это уже не кладезь полезной информации, а огромная хаотичная система, в которой все тяжелее разыскивать нужные сведения. У мобильных абонентов потребность в структурировании и систематизации внешних Internet-ресурсов проявляется наиболее остро (в силу высокой стоимости трафика), поэтому «Скайлинк» предлагает собственное решение данной проблемы — информационный портал SkyPoint, состоящий из нескольких функциональных разделов.

В современном виде этот портал (сейчас выпущена его вторая версия, а первая была представлена на «Связь-Экспокомме») представляет собой ни что иное, как информационное пространство абонентов этого мобильного оператора. Идентификатором доступа к нему является персональный телефонный номер абонента; он же выполняет задачу формирования единого адресного пространства. У зарегистрированного на SkyPoint абонента появляется адрес электронной почты (телефонный_номер@skypoint.ru), на который автоматически сте?каются все виды сообщений в соответствии с заданными клиентом настройками (SMS, e-mail, Voice Mail и SkyPoint Messaging). Последняя служба функционально идентична традиционным для проводных сетей сервисам мгновенных сообщений типа ICQ.

Помимо организации единого центра сообщений портал SkyPoint позволяет абонентам создавать персональные центры хранения данных с поддержкой мобильного и фиксированного доступа, открывать небольшие собственные представительства в Internet (номер телефона опять-таки служит для однозначной адресации ресурса), управлять подпиской на услуги и контент-сервисы. В разделе «Информационный центр» пользователю предлагается сформировать персональную «горячую» страницу со всевозможными ресурсами первой необходимости, адаптированными под использование мобильного телефона, такими как новостной канал, онлайновый переводчик, конвертер валют и т.д. Персональный каталог Internet-сайтов представляет собой на этом портале аналог раздела «Избранное», имеющегося в любом Web-браузере. Таким образом, абонент может по своему усмотрению заносить в «горячий» каталог ссылки на систематизированные Web-ресурсы и сервисы, разработанные для «Скайлинка» внешними контент-провайдерами.

На стенде «Скайлинка» демонстрируется решение для организации мобильных видеоконференций

Виталий Слизень точно подметил одну из специфических проблем российского телекоммуникационного рынка. Инфраструктурные операторы всех мастей, которых в стране насчитывается более 26 тыс., стараются задушить молодую поросль поставщиков информационных сервисов. Причем для этих целей используются не только ценовое давление, но и недобросовестная конкуренция. Глава департамента Мининформсвязи подчеркнул, что особенно тяжелая для поставщиков контента ситуация складывается в том случае, когда GSM-операторы решают самостоятельно развивать очень похожие сервисы, по сути, заимствуя чужую бизнес-идею.

По совокупности причин в нашей стране возникла серьезная диспропорция между уровнем развития телекоммуникационной инфраструктуры и контент-ориентированных сервисов. Общее количество независимых контент-провайдеров, по словам Слизеня, не превышает 350, а потому одна из стратегических задач отраслевого регулятора — привлечение в этот сектор многочисленных предприятий из сферы малого и среднего бизнеса. Но как этого достичь без введения непопулярных административных мер в отношении владельцев инфраструктуры, не очень понятно.

Тучи и просветы

Руководство «Скайлинка» связывает его радужные перспективы не только с внедрением технологии EV-DO, позволяющей развить максимальную скорость передачи данных в направлении к абоненту на уровне 2,4 Мбит/с, но и с получением лицензии на строительство сети 3G в диапазоне 2,1 ГГц. В текущем году оператор CDMA 450 получил разрешение на опытно-коммерческую эксплуатацию в данном диапазоне, но, как заявил Слизень, это вовсе не означает, что у него появились какие-то преференции на предстоящем конкурсе на выдачу лицензий 3G. Хотя, оговорился он, его положительный опыт использования данного диапазона все же нужно учесть.

Сделав реверанс четвертому федеральному оператору, Виталий Слизень напомнил ему и про болевые точки. Одной из них для провайдеров, сделавших серьезную ставку на развитие услуг широкополосного доступа к Internet, считается ратификация мобильного варианта технологии WiMAX (IEEE 802.16e), которая предстоит уже через год. Впрочем, эта угроза не столь уж реальна, если учесть значительную фору во времени, которую получат операторы cdma2000 по сравнению с провайдерами «мобильного» WiMAX.

Аналитики предсказывают, что коммерческие продукты стандарта IEEE 802.16e появятся не раньше середины 2007 года. К этому времени нынешние операторы CDMA 450, возможно, уже перейдут на усовершенствованную платформу мобильной передачи EV-DO Rev.A. или Rev.B. В первом случае удастся повысить быстродействие сети в направлении от БС к абоненту до 3,1 Мбит/с и запустить механизмы QoS для дифференцированного обслуживания разных приложений. А во втором случае скорость загрузки данных на клиентское устройство может достигнуть 76 Мбит/с (за счет объединения несущих), что полностью нивелирует преимущества WiMAX по производительности.

Вадим Белявский, председатель некоммерческой Ассоциации IA450, объединяющей операторов стандарта CDMA 450, сообщил, что чипсеты с поддержкой EV-DO Rev.A уже поставляются на рынок, а американский мобильный оператор Verizon недавно объявил о внедрении в его сети данной технологии на уровне инфраструктуры. Весь вопрос теперь — в том, когда абонентские терминалы станут доступны потребителям в достаточном объеме.

Как пообещал глава IA450, скоро будет преодолен последний барьер, разделяющий миры GSM- и CDMA-сетей, — отсутствие межстандартного автоматического роуминга. Корпорация Qualcomm недавно выпустила чипсеты с одновременной поддержкой обоих стандартов глобальной мобильной связи, так что дело теперь — за их внедрением в готовые продукты. Появление первых двухмодовых моделей телефонов GSM+GPRS/cdma2000+EV DO можно ожидать во второй половине 2006 года.


CDMA 450 шествует по миру

Президент международной Ассоциации IA450 Вадим Белявский рассказал, как развертываются сети CDMA 450 в регионах мира. Различные страны не только находятся на разных уровнях развития услуг данного стандарта, но и ориентируются на совершенно не похожие друг на друга бизнес-модели применения базовой технологии. России ближе европейская модель, но правильнее будет сказать, что наша страна не ориентируется на некие готовые образцы, а сама задает тон развития глобального бизнеса операторов, работающих в диапазоне 450 МГц.

Итак, в 2005 году значительные сдвиги в практическом использовании стандарта CDMA 450 произошли в государствах Латинской Америки и Африки. Относясь к группе государств «третьего мира», они характеризуются огромной неудовлетворенной потребностью в базовых услугах связи вкупе с низкой платежеспособностью населения. Пожалуй, именно это предопределит стратегию развития местных сетей CDMA 450 и выбор операторами бизнес-модели.

Страны Латинской Америки приняли рекомендации CITEL по использованию частотных полос 410-430 и 450-470 МГц для организации фиксированных и мобильных сервисов в малонаселенных районах. Опытные сети построены в Аргентине (на базе оборудования ZTE Huawei) и Бразилии (поставщик инфраструктуры — Lucent). До коммерческих услуг дело пока не дошло, поскольку отраслевые регуляторы этих стран до сих пор не выдают лицензии на соответствующий вид деятельности.

На африканском континенте, по словам Белявского, произошел настоящий прорыв: уже 19 стран развернули локальные сети CDMA 450 для использования в режиме коммерческой или опытно-коммерческой эксплуатации. Аналитики считают, что в этом регионе новый мобильный стандарт может прийти на смену патентованным решениям Wireless Local Loop (WLL), которые рассматриваются как способ решения проблемы «последней мили». Так, в Уганде оборудование CDMA 450 часто служит для подключения радиотаксофонов в удаленных населенных пунктах. Поскольку в африканских странах основным предназначением данной технологии является телефонизация населения (там очень слабо развита проводная связь), то показатель ARPU местных операторов довольно высок (в той же Уганде он составляет 40 долл.).

В Азии (за исключением Индонезии и еще пяти стран ЮВА) цифровые мобильные сети диапазона 450 МГц не получили серьезного развития. На фоне низкого платежного спроса 150-миллионного населения Индонезии доходность национального оператора CDMA 450 тоже можно считать высокой — 25 долл. В Китае сеть этого стандарта официально действует только на территории Тибета, а на остальные провинции операторские лицензии не выдаются.

Европейский рынок — самый тяжелый с точки зрения доступности для операторов радиоспектра в полосе 450 МГц. Сегодня поиск свободных частот проводится во Франции и Великобритании, а скандинавский оператор Nordisk Mobile Telephone уже получил лицензию на развертывание в Норвегии, Дании и Швеции коммерческой сети с применением технологий EV DO и Push-to-Talk (PTT). Вадим Белявский предполагает, что NWMT станет первым роуминговым партнером «Скайлинка» в странах дальнего зарубежья.

Самые впечатляющие успехи демонстрируют румынские и чешские операторы. Румынская компания Zapp Telemobile, за которой стоит американская корпорация Qualcomm, первой в мире (в 2002 году) развернула действующую сеть данного стандарта, а с октября 2004 года запустила сервисы высокоскоростной передачи данных на базе EV DO. До конца года Zapp планирует ввести в эксплуатацию сервисы PTT поверх технологии пакетной передачи голоса VoIP.

По утверждению Белявского, дополнительные BREW-сервисы ежемесячно приносят румынскому оператору примерно 4,5 долл. в пересчете на одного абонента, что весьма неплохо на фоне общего ARPU, составляющего 30 долл. Из 300 тыс. абонентов сети Zapp около 20 тыс. являются постоянными пользователями сервисов EV DO. Кроме того, эта технология мобильного доступа широко применяется в Румынии как транспортная среда для организации хот-спотов. Доходы от услуг передачи данных составляют 15% суммарной выручки Zapp.

Причудливый путь к внедрению технологии cdma2000 EV DO проделала чешская компания Eurotel, которая сначала работала в аналоговом стандарте NMT 450, потом строила сети GSM/GPRS и, наконец, с прошлого года в качестве технологической основы услуг широкополосного доступа начала осваивать третий стандарт мобильной связи. Сейчас в ее распоряжении имеется лишь один дуплексный канал шириной 1,25 МГц, который целиком отдан под организацию услуг EV DO. Тем не менее этой сетью охвачено 80% населенной территории страны (в зоне покрытия широкополосных сервисов Eurotel Data Express скорость передачи составляет не менее 200 Кбит/c). Наряду с обычным высокоскоростным доступом Eurotel предлагает пакетируемые сервисы на основе EV DO и Wi-Fi.

За год существования сервиса Eurotel Data Express он «захватил» 15% чешского рынка широкополосного доступа, в том числе проводные и беспроводные сети. В силу этого планы российского «Скайлинка» заполучить 6-процентную долю в структуре местного рынка ШПД кажутся вполне реалистичными.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями