Минувшей осенью самым масштабным событием в сфере ИТК стала Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО), состоявшаяся в Тунисе

Встреча на неделю приковала к себе внимание всех заинтересованных лиц, поскольку на повестку дня были поставлены вопросы, не уступающие по важности ключевым задачам межгосударственной политики. Речь шла о выработке механизмов преодоления глобального цифрового неравенства и об управлении Internet, в котором должны участвовать на равноправной основе все страны планеты.

На саммит, организованный Международным союзом электросвязи (ITU) и поддержанный ООН, собрались 46 глав государств и правительств, наследных принцев и вице-президентов, 197 министров и зам?министров из 174 независимых стран и Европейского Союза. Российскую делегацию возглавил министр по информационным технологиям и связи Леонид Рейман. Он и другие члены нашей делегации остались довольны итогами тунисского раунда ВВУИО.

Юрий Гринь: «Участники саммита в Тунисе признали, что проблема управления использованием Internet действительно существует»

Министр выразил надежду, что «вовлеченность в подготовку саммита и реализацию его решений позволит России участвовать в выработке путей развития глобального информационного общества, использовать потенциал международного сотрудничества для ускорения внедрения новейших технологий в стране». Завершение саммита принятием двух основных документов (Тунисской программы информационного общества и Тунисского обязательства) Рейман расценил как начало большого пути, который нужно сообща пройти всем государствам для построения светлого информационного будущего.

«Размывание» ICANN

Вот только приглашенные на саммит российские журналисты из ведущих общественно-политических и деловых СМИ не разделяют оптимизма Реймана: они почти единогласно расценили итоги встречи на высшем уровне как провальные. Основанием для столь категоричных суждений стал тот факт, что мировому сообществу так и не удалось изменить систему управления Сетью, которая сложилась еще на заре ее создания. Единственным руководящим органом Internet, как и прежде, остается организация ICANN, занимающаяся распределением доменных имен первого уровня и контролирующая, таким образом, адресное пространство. И американское происхождение ICANN, по мнению российских политических и деловых СМИ, не позволяет надеяться на равноправное и справедливое решение проблемы управления Internet.

Официальным кругам такое единодушие журналистов, освещавших форум в Тунисе, пришлось не по душе. Они созвали специальную пресс-конференцию в Москве, чтобы прояснить свою позицию и попытаться изменить общий негативный тон. Приглашения на эту пресс-конференцию были адресованы, главным образом, представителям специализированных бизнес-изданий. По мнению руководства Мининформсвязи, они лучше разбираются в тонкостях отраслевого регулирования, а потому не склонны публично «охаивать» достижения ВВУИО. Выступивший в пресс-центре «ИТАР-ТАСС» директор департамента по международной политике этого министерства Юрий Гринь подчеркнул, что в результате многотрудной дискуссии об управлении Сетью стороны, включая США, пришли к консенсусу. Они признали, что проблема действительно существует, а потому надо искать способы ее решения.

Крайние мнения делегаций Соединенных Штатов и ряда активно развивающихся стран на саммите были отвергнуты, следствием чего стало создание еще одной международной организации — Форума по управлению использованием Internet. Он будет регулярно созываться генеральным секретарем ООН для обеспечения многостороннего диалога по вопросам общественной политики, свободы волеизъявления в Сети и открытого доступа к хранящейся в ней информации.

Создание этого форума вполне укладывается в канву предложений российской делегации, озвученных Леонидом Рейманом: необходимо вовлекать в процесс управления глобальным информационным пространством как можно больше межгосударственных общественных организаций, которые не аффилированы с крупным бизнесом или государственными структурами. Пусть, к примеру, ООН возьмет на себя задачу развития контента, ITU займется стратегией развития технической инфраструктуры, а Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) будет способствовать повсеместному распространению услуг телемедицины.

Идея благородная, а потому не может вызвать огонь организованной критики, но на деле за ней кроется желание «размыть» единоличные полномочия ICANN. Любому разумному человеку ясно, что данная организация никогда добровольно не выпустит из рук бразды правления огромной информационной средой. Это невыгодно, прежде всего, американскому правительству, которое так или иначе влияет на деятельность ICANN. А в вопросах внешней политики оно, как известно, не любит уступать даже объединенному мировому сообществу. Другое дело, что ООН, ITU, ВОЗ и прочие авторитетные интернациональные организации почему-то рьяно отстаивают проамериканские интересы (невольно вспоминается актуальный в недавнем прошлом анекдот о том, как на очередную олимпиаду вместо команды спортсменов из США приехала бороться за золотые медали команда хорошо подготовленных юристов). Да и сам авторитет ООН после нескольких скандалов с участием ее руководства оказался сильно подмоченным.

Миссия невыполнима?

Другой объективной преградой на пути формирования единого информационного общества является пресловутое цифровое неравенство, а точнее — огромная пропасть между финансовыми возможностями внедрения передовых ИКТ в развитых и развивающихся странах. Генеральный секретарь ITU Йошио Уцуми на открытии тунисского саммита высказал мнение, которое уже неоднократно озвучивали главы крупнейших западных ИТ-компаний: новейшие технологии предоставляют странам «третьего мира» уникальный шанс перешагнуть через несколько поколений развития производственных отношений и догнать более удачливых «соседей». С этим трудно спорить, но есть одна «маленькая» загвоздка: у большинства таких государств нет денег на приобретение и внедрение информационных технологий, сопровождение и обучение специалистов и т.д. И даже если деньги в казне имеются, тратятся они совсем на иные нужды. В любом случае эти страны рассчитывают на получение безвозмездной финансовой помощи от государств-гегемонов, которую те отнюдь не горят желанием предоставлять.

Как сообщил Юрий Гринь, по решению первого (женевского) этапа ВВУИО была сформирована рабочая группа, призванная найти финансовые рычаги для стимулирования внедрения ИКТ в развивающихся странах. Она заключила, что именно бизнес должен стать основным конструктивным фактором в преодолении цифрового разрыва, а некоммерческие фонды взаимопомощи могут служить лишь вспомогательными механизмами. Но как привлечь бизнес туда, где нет достаточного платежеспособного спроса? Опыт России показывает, что коммерческие операторы связи не рвутся покорять депрессивные регионы, а сосредотачивают бизнес в столицах и городах-миллионниках.

В рамках одной страны действенный рецепт сокращения цифрового неравенства все-таки существует. Юрий Гринь упомянул о предстоящих после Нового года введении универсальной услуги связи и создании фонда универсальных услуг, в который коммерческие операторы начнут отчислять средства в административно установленном порядке. Однако спроецировать эту модель отношений на межгосударственный уровень не получится, поскольку пополнение фондов помощи отсталым странам должно быть сугубо добровольным делом. И если у некоторых европейских стран существуют определенные «моральные обязательства» перед их бывшими колониями, то официальные представители России считают, что у нашей страны их точно нет.

В соответствии с решениями саммита каждая страна — участница ВВУИО должна разработать до 2015 года национальную стратегию электронного развития, являющуюся составной частью общегосударственной социально-экономической политики. Реализация решений ВВУИО будет дополняться постоянной «инвентаризацией» международными общественными организациями деятельности, нацеленной на развитие информационного общества. Участники тунисского саммита договорились также ввести согласованную методологию оценки прогресса в преодолении цифрового неравенства. В общем, историческое для мирового ИТ-сообщества мероприятие завершилось на волне жизнеутверждающих заявлений. Остается надеяться, что со временем оно не станет одним лишь достоянием истории.


Цитируя документы

Выдержки из Тунисской программы для информационного общества (перевод с английского оригинала)

Раздел «Управление использованием Internet»

П. 30. Мы признаем, что Internet — основной элемент инфраструктуры информационного общества — из научно-исследовательского и учебного инструмента превратился в общедоступный глобальный инструмент.

П. 34. Рабочее определение управления использованием Internet означает разработку и применение правительствами, частным сектором и гражданским обществом общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, которые формируют условия для развития и использования Internet.

П. 35. Мы подтверждаем, что организация использования Internet охватывает как технические вопросы, так и вопросы государственной политики и должна осуществляться при участии всех заинтересованных сторон и соответствующих межправительственных и международных организаций.

П. 38. Мы призываем к усилению специализированных учреждений по управлению региональными ресурсами Internet с целью гарантирования права каждого региона на управление собственными ресурсами наряду с сохранением глобальной координации в этой области.

П. 40. Мы подчеркиваем важность уголовного преследования киберпреступности, включая киберпреступления, совершенные в рамках юрисдикции одной страны, но имеющие последствия в другой.

П. 41. Мы призываем все заинтересованные стороны принять многосторонний подход к противодействию спаму, который включает, среди прочего, обучение пользователей и представителей торгово-промышленного сектора, надлежащее законодательство, правоохранительные органы и инструменты, непрерывную разработку технических и саморегулируемых мер, примеры передового опыта и международное сотрудничество.

П. 50. Мы признаем обеспокоенность, выражаемую, в частности, развивающимися странами, по поводу того, что для расширения доступа следует лучше сбалансировать плату за международные Internet-соединения.

П. 53. Мы обязуемся серьезно работать над приданием Internet многоязычия как части многостороннего, прозрачного и демократического процесса.

П. 58. Мы признаем, что управление использованием Internet — это не только присвоение наименований и адресов Internet. Оно включает и другие существенные вопросы государственной политики, такие как основные ресурсы Internet, безопасность и защищенность, а также вопросы развития Internet.

П. 64. Мы признаем необходимость дальнейшего развития и укрепления сотрудничества между заинтересованными сторонами в вопросах государственной политики в области наименований общих доменов высшего уровня (gTLDs).

П. 65. Мы подчеркиваем необходимость максимального расширения участия развивающихся стран в принятии решений, касающихся управления использованием Internet, которые должны отражать их интересы.