Компьютеры все глубже проникают в человеческую жизнь, взваливая на себя все больше рутинных операций и организационных забот

Как показывает исследование социологов из американского университета Мэриленд, у многих офисных работников возникает нерасторжимая связь с их электронными «ассистентами» — настольными компьютерами, смарт?фонами и КПК. Когда эти устройства ломаются или теряются, их владельцы испытывают чувство настоящей утраты. Социологи утверждают, что каждый десятый пользователь бьет или ругает свой компьютер, когда тот выходит из строя. И эти вспышки ярости вполне объяснимы.

Можно понять недовольство сотрудников предприятий, чьи интеллектуальные устройства ломаются в разгар выполнения важного дела. Не меньшую головную боль вызывает недоступность нужного приложения или невозможность зайти на свой компьютер с удаленного терминала. По специалистам из ИТ-департамента больно бьют неполадки серверного оборудования, заражения корпоративной сети вирусами и вторжения в нее хакеров, в результате которых эта сеть может выйти из строя. А самое большое раздражение у системного администратора вызывает то, что сотрудники могут самостоятельно загружать на свой ПК вредоносное ПО. Топ-менеджерам приходится постоянно думать о повышении производительности вычислительных систем и снижении затрат на содержание ИТ-департамента, и понятно, что у них вызывает шок невозможность получить доступ к требуемой в данный момент информации.

В течение многих лет производители предлагали рынку все новые возможности, приложения и устройства, не задумываясь о том, как пользователи будут разбираться во всем этом многообразии технологий и выбирать оптимальные решения. И только в последние годы ситуация начала кардинально меняться: теперь крупнейшие ИТ-компании стремятся предоставлять потребителям интегрированные решения, удовлетворяющие их конкретные нужды. Разработчики проводят обширные этнологические, антропологические и социологические исследования, чтобы понять, какие функции и возможности компьютерной техники действительно необходимы. Такой подход к исследовательской деятельности именуется «ориентацией на конечного пользователя».

Концепция цифрового офиса, которую развивает Intel, по сути дела, является воплощением ориентации технологий на офисного пользователя. Разработанные корпорацией аппаратные платформы не только увеличивают вычислительные мощности компьютеров и серверов, но и упрощают работу пользователей с ними, облегчают их техническое обслуживание.

В небольшом бельгийском городке Контик 13 октября была продемонстрирована первая работающая модель цифрового офиса. В ней использовались технологии Intel Active Management (позволяет дистанционно инвентаризировать ИТ-ресурсы и управлять подключенными к сети ПК) и Intel Virtualization (обеспечивает одновременный запуск на одной платформе нескольких операционных систем и приложений в независимых разделах). Благодаря виртуализации одна физическая система способна функционировать как несколько виртуальных. Все это можно было наблюдать в действии.

Важные составляющие цифрового офиса — средства IP-телефонии, видеоконференц-связи и унифицированного обмена сообщениями, встроенные в мобильные и настольные платформы. Предусмотрена полная интеграция смартфонов с ПК. В практическом смысле суть новинки сводится к тому, что на рабочем месте пользователя не устанавливается обычный офисный телефон. Традиционный аппарат легко заменить на телефонную трубку, а набор номера, соединение с абонентом и прием входящих звонков осуществляются через компьютер. Перенос на компьютер функций, поддерживающих инициацию сеансов связи, весьма удобен, поскольку во время звонка на экран компьютера может выводиться дополнительная информация о вызывающем абоненте и история взаимоотношений с ним.

Реализация концепции цифрового офиса позволит сотрудникам компании, находящимся на большом удалении друг от друга, участвовать в совместной работе с помощью средств мультимедийных коммуникаций. Встроенные механизмы передачи аудио- и видеоинформации сделают эти контакты более продуктивными. Цифровой офис обеспечит высокий уровень безопасности и возможность удаленного управления всеми компьютерами, что резко снизит вероятность их выхода из строя и повысит производительность труда сотрудников.

Самые интересные перспективы использования цифрового офиса обрисовал Рик Скетт, директор по маркетингу подразделения цифрового предприятия Intel. По его словам, все, что демонстрировалось в Бельгии, — лишь начало большого пути отрасли к коммунальным компьютерным услугам.

Практически в каждом доме есть электричество, горячая и холодная вода, телевизионная антенна. Мы настолько привыкли к соответствующим услугам, что просто не замечаем их. Не так давно при строительстве современных домов стали прокладывать широкополосные каналы доступа к Internet. А в недалеком будущем каждый желающий получит доступ к практически не ограниченным по мощности ресурсам вычислений. Такая услуга будет оказываться в каждом доме, где есть компьютер и сетевое соединение. Чтобы реализовать модель коммунальных вычислений, нужно объединить в общую сеть Grid как можно больше автономных компьютеров. Специальное ПО, управляющее этой сетью, будет направлять вычислительную задачу туда, где в данный момент есть свободные ресурсы процессора и ОЗУ. Предоставление вычислительных ресурсов встанет в один ряд с привычными коммунальными услугами.

Все это необходимо делать централизованно, для чего тоже может пригодиться технология IAMT. В перспективе услугу поддержки домашнего компьютера сможет предлагать, например, телефонный оператор или провайдер Internet-доступа. Таким образом, концепция цифрового офиса Intel открывает дорогу совершенно новым бизнес-моделям и телекоммуникационным услугам, выходящим далеко за рамки офисных нужд.