После запуска сервисов в Украине и Казахстане компания i-Free переключилась на рынки мобильного контента Индии и Мексики

Отечественные контент-провайдеры могут интенсивно развиваться только за счет комплексного подхода к предложению сервисов, о чем свидетельствует опыт одного из самых крупных игроков на российском рынке — компании i-Free. Как показывает практика, пользовательские решения, связанные с «кастомизацией» телефонов (применением мелодий, картинок и т.д.) и с сервисами знакомств, могут приносить значительную прибыль только до определенного момента. При достижении «плато» насыщения рынка уже не происходит его существенного роста за счет этих услуг. Оказывается, самый большой и пока еще не разработанный потенциал бизнеса контент-провайдеров «сокрыт» в области мобильного маркетинга.

Объем выручки i-Free за последний год (с ноября 2004-го по ноябрь 2005 года) в России и Украине составил 40,2 млн долл., а число уникальных пользователей ее сервисов за год увеличилось более чем вдвое и достигло 20 млн. Большая часть дохода получена благодаря участию i-Free в партнерских программах. За первые десять месяцев 2005 года реализованы свыше 60 партнерских проектов в сфере мобильного маркетинга для ведущих российских и зарубежных FMCG-фирм, СМИ, провайдеров Internet-доступа, кинокомпаний, банков и т.п.

Приведем несколько примеров. В феврале I-Free выиграла тендер и стала эксклюзивным партнером Samsung Electronics по оказанию клиентам южнокорейской корпорации дополнительных мобильных услуг на территории России. Результатом сотрудничества с Samsung стали создание и поддержка развлекательного мобильного портала Samsung Fun Club. В партнерстве с другими компаниями телекоммуникационной отрасли i-Free создала ряд технических решений, уникальных для российского рынка. В их числе — встроенное операторское java-меню для нового сервиса «Билайна», названного «Интуиция», и первый в СНГ портал с тарификацией Wap-доступа (wap.myvoxtel.ru), разработанный по заказу крупнейшего молдавского оператора Voxtel. Использование технологической платформы Content Distribution and Management System для импорта/экспорта данных из информационных систем обеспечило контент-провайдеру возможность запускать порталы с поддержкой протокола WAP 2.0. За минувший год реализовано около 30 проектов, заказчиками коих стали «Первый телеканал», Chupa Chups Russia, Liggett-Dukat, «Тинькофф», СТС и др.

За последние два года i-Free превратилась в одного из крупнейших отечественных рекламодателей: по данным TNS Gallup за III квартал 2005 года, она занимает шестое место по объему печатной рекламы в России. Совокупный тираж печатной рекламы i-Free за прошедший год достиг 1,2 млрд экземпляров; в основном она представлена цветными вкладками в черно-белых столичных и региональных периодических изданиях. Правда, представители компании не обнародуют ее затрат на привлечение пользователей, как и расходов на организацию присутствия в Web-пространстве.

Одно из главных нынешних направлений развития i-Free — экспансия бизнеса за рубеж. Первое представительство компании открылось в Киеве, что вполне закономерно с точки зрения уровня развития сотовой связи в Украине. Количество мобильных абонентов здесь уже велико, да и рыночные игроки хорошо знакомы. Например, владельцем оператора UMC является российская МТС, отношения с которой I-Free давно наладила.

В остальных регионах СНГ контент-провайдер тоже старается опираться на российских операторов связи, владеющих солидной долей местного рынка сотовых услуг. Начавшаяся в ноябре 2005 года экспансия в Казахстан происходит при поддержке сети «KаР-Тел», которой владеет «Билайн» — давний партнер I-Free. По-видимому, на желание крупнейшего российского контент-провайдера работать в странах СНГ повлияла возможность «застолбить» новый рынок с помощью именитого соратника, чьи взоры тоже устремились за границы РФ. Еще в мае 2005 года i-Free была признана ведущим партнером «ВымпелКома» в России с присвоением титула «Золотой партнер ?Билайн?». Так что вскоре абонентам «KаР-Тел» будут доступны игры, картинки и мелодии i-Free, а также сервис знакомств и общения Jamango. В дальнейшем планируется активное развитие мобильного маркетинга с помощью интерактивных промо-акций, медиа-интегрированных проектов и других партнерских программ.

Однако коммерческие устремления i-Free не ограничиваются ближним зарубежьем. Компания стала инициатором создания альянса United Fun Traders (UFT), продвигающего на мировой рынок продукты российских контент-провайдеров, и открыла представительства в Индии и Мексике. Об успешности столь смелых начинаний пока говорить рано, поскольку местные этнокультурные особенности вряд ли позволят напрямую использовать даже адаптированный отечественный или западный контент. А вот в сфере мобильных игр на базе технологий J2ME и BREW и поставок технических решений для мобильного маркетинга деятельность i-Free вполне может оказаться востребованной.

Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор


Рейтинг ведущих контент-провайдеров России в III квартале 2005 года

На 10 ведущих игроков рынка приходятся 62,5% оборота, на первую тройку — 32,3%. Система ранжирования не учитывает доходы компаний, полученные за пределами РФ, а также деятельность по агрегации контента.
Источник: J?son & Partners