Статистические данные свидетельствуют, что россияне наконец-то «распробовали» CeBIT. Эта крупнейшая в мире выставка информационных и телекоммуникационных технологий с недавних пор стала значимым событием для отрасли, и посещают ее отечественные специалисты уже не ради поддержания имиджа, а с целью вывести свой бизнес за границы РФ.

В нынешнем году на ганноверском шоу побывали более 5 тыс. наших соотечественников, а собственные достижения на стендах представили около 80 российских компаний. В основном они разместились на объединенных экспозициях Минпромнауки и Минобразования РФ, а также на площадях, арендованных крупными телекоммуникационными операторами. Самостоятельно профинансировать место под ганноверским солнцем смогли не многие.

Бернд Дидерихс: «Нюренберг — второй по величине ярмарочный центр Германии»

Интерес к CeBIT российских ИКТ-компаний вдохновил представителей ярмарочной индустрии Германии на активные действия. В этой стране ежегодно проводятся примерно 25 технологических выставок, на которые съезжаются специалисты со всего света. Помимо «Дойче Мессе» (организатора ганноверского шоу) свои услуги предлагают «Мессе Франкфурт», «Шпильваренмессе» и «Нюрнберг Мессе». Последний решил привлечь к себе внимание российских ИТ-профессионалов, проведя серию маркетинговых акций и созвав журналистов из специализированных изданий на пресс-конференцию.

На ней представители «Нюрнберг Мессе» постарались написать самыми радужными красками портрет родного города и рассказать обо всех достоинствах своих выставок. По словам Бернда Дидерихса, генерального директора этой компании, Нюрнберг является вторым по величине ярмарочным центром Германии. На проходящие в нем выставки ежегодно съезжаются около 80 тыс. посетителей и представители свыше 3 тыс. фирм-экспонентов из разных стран. Объем бизнеса позволил «Нюрнберг Мессе» занять примерно 10-15% рынка ярмарочных услуг Германии.

Портфель компании включает в себя пять международных специализированных шоу: SPS/IPC/Drives («Электрическая автоматизация — системы и компоненты»; обычно проходит в ноябре), Embedded world («Встроенный мир»; ближайшая выставка состоится 14-16 февраля 2006 года), SMT/Hybrid/Packaging (системная интеграция в микроэлектронике; 30 мая — 1 июня 2006 года), Sensor+Test (измерительные технологии; 30 мая — 1 июня 2006 года) и PCIM (силовая электроника и интеллектуальные приводы; 30 мая — 1 июня 2006 года). Эти выставки ежегодно посещают несколько сотен специалистов, и их число каждый раз увеличивается примерно на 10%.

Нюрнбергские эксперты полагают, что секрет успеха заключается в продуманной концепции. Все перечисленные выставки характеризуются глубокой специализацией как по экспонентам, так и по составу посетителей. Вместо универсальных гигантских шоу (к которым причисляют CeBIT) организаторы из Nurnberg Messe предлагают специалистам возможность пообщаться в деловом режиме и завязать взаимовыгодные партнерские отношения. Профессионалы могут не отвлекаться на музыкальные и другие развлекательные мероприятия, являющиеся неотъемлемыми спутниками крупных «тусовок». Мероприятия рассчитаны на «точечный» успех и достижение конкретных результатов, а не на создание имиджа. Именно поэтому на экспозициях «Нюрнберг Мессе» не встретишь политиков, крупных социальных деятелей и конечных пользователей.

В качестве фактора, который должен привлечь российских специалистов, организаторы указывают и географическое положение Нюрнберга. Он находится на пересечении торговых путей Германии, соприкасается с рынками Центральной и Восточной Европы. Небольшая продолжительность мероприятий тоже оценивается как положительный фактор, так как позволяет оптимизировать затраты на аренду площадей. А доступность участия в выставках способствует привлечению широкого круга заинтересованных фирм, в том числе небольших и начинающих игроков.

Отметим, что для российских компаний стоимость площадей играет решающую роль. Далеко не все представители отечественного рынка ИТ могут себе позволить израсходовать на выставочные цели сразу 100 тыс. долл. (примерно столько требуется для «самостоятельной» поездки на CeBIT, в том числе на оплату дороги и проживание). К сожалению, представители «Нюрнберг Мессе» отказались сообщить конкретную стоимость своих площадей, но есть основания полагать, что она гораздо ниже расценок основного конкурента. Представители ярмарочной компании готовы предоставить в распоряжение участников 12 выставочных павильонов общей площадью 152 тыс. кв.м., оснащенных необходимым оборудованием и сервисной инфраструктурой.


Мы за ценой не постоим

Самая крупная из российских отраслевых выставок (имеется в виду, конечно же, ежегодное майское шоу «Связь-Экспокомм») тоже может показаться отечественным фирмам, особенно из регионов, дорогим удовольствием. Базовая стоимость аренды 1 кв. м площади составляет сегодня 295 евро, а минимальная площадь стенда — 9 кв. м, поэтому только за аренду выставочной площади участник должен заплатить не менее 3 тыс. долл. При этом ему будет выделено далеко не самое «видное» место в павильоне, а его экспозиция сможет вместить в себя лишь стол с раздаточными материалами и два стула. Более комфортно участники «Связь-Экспокомма» почувствуют себя, выложив не менее 6 тыс. долл. Для иностранной компании эта сумма автоматически увеличивается на 35%.

Не последнее место в выставочном бюджете провинциальной российской фирмы займут командировочные расходы: потребуется оплатить пять-шесть суток проживания ее специалистов в столичном отеле. Плюс к тому — дорога и доставка образцов продукции. В результате стоимость участия в крупнейшей отечественной ИКТ-выставке может достигнуть 10 тыс. долл. Что и говорить, для рядового представителя отечественного ИТ-бизнеса это весьма ощутимая сумма.

Если сопоставить ее напрямую с расходами отечественных компаний на участие в CeBIT, разница будет, конечно же, налицо. Но не стоит забывать, что ганноверское шоу в этом году посетили не менее 0,5 млн человек, а «Связь-Экспокомм» — только 95 тыс. Вдобавок нужно учесть, что наши фирмы, выкладывающие по 100 тыс. долл. за самостоятельное участие в CeBIT, арендуют гораздо больше 9 кв. м., создавая на этой площади роскошные двухуровневые стенды, чтобы не «затеряться» среди остальных грандов ИТ-индустрии.

Базовая цена, по которой сегодня предлагается размещение экспозиций на CeBIT-2006, составляет 231 евро за 1 кв. м, а минимальный модуль равняется 15 кв. м. Для фирм, впервые участвующих в ганноверском шоу, организаторы предлагают комплексный пакет, включающий аренду минимального модуля, строительство стенда под ключ, мебель, ковровое покрытие и освещение, за 5888 евро (все цены указаны с учетом НДС).

Словом, каждый выбирает ту выставку, которая ближе его текущим бизнес-задачам. Для поддержания деловой репутации среди российских клиентов вовсе не обязательно ехать в Германию. Однако вряд ли у отечественных компаний есть альтернатива, коль скоро они хотят налаживать международные связи и формировать клиентскую базу за пределами РФ. В этом случае фактор цены отходит на второй план.