К 2010 году в России должна появиться еще одна магистральная мультисервисная сеть, которая будет обслуживать только силовые структуры и ведомства специального назначения

Cтроительством сети займутся действующие в стране операторы связи, включая «Ростелеком», предприятия «Связьинвеста» и частные операторские компании. Таково резюме закрытой конференции Мининформсвязи РФ «Перспективы развития мультисервисных сетей связи для обеспечения государственных нужд», состоявшейся в Москве под председательством замминистра по информационным технологиям и связи РФ Бориса Антонюка. Журналистов в конференц-зал не пустили, чтобы они не узнали обсуждавшиеся там важные государственные секреты. Им пришлось довольствоваться кратким брифингом Бориса Антонюка и главы «Ростелекома» Дмитрия Ерохина.

Идея создания еще одной сети общефедерального масштаба вот уже несколько месяцев витала в воздухе, причем ее появление, по всей видимости, было связано с тем, что силовые ведомства никак не хотели поставить свою подпись под проектом приватизации ОАО «Связьинвест». Решение о продаже 75-процентного госпакета акций крупнейшего телекоммуникационного холдинга страны около года откладывалось под разными предлогами, а в последнее время «силовики» стали прибегать к новому аргументу: дескать, передача национальной инфраструктуры связи в частные руки угрожает безопасности России. Следовательно, для поддержания этой самой безопасности необходимо построить выделенную сеть, по которой будет циркулировать «секретный» трафик.

Поначалу предполагалось, что сеть связи специального назначения должны построить и передать в пользование «силовикам» компании, заинтересованные в приобретении госпакета акций «Связьинвеста». Однако даже грубые прикидки показывают, что потенциальным покупателям связного холдинга пришлось бы выложить в качестве «отступного» довольно внушительную сумму, ведь специальная сеть «по умолчанию» должна охватывать все 89 субъектов РФ и иметь выделенную инфрастуктуру «последней мили».

Чиновники обеспокоились тем, что при таких условиях покупателей среди отечественных коммерческих структур может попросту не найтись. Поэтому правительство вступило в дискуссию с представителями бизнеса в надежде выработать взаимоприемлемый вариант. К сожалению, прессе осталось неизвестно, какие варианты предлагались со стороны властей и бизнеса, поскольку конференция проходила за закрытыми дверями. В ходе общения с журналистами Борис Антонюк лишь сообщил, что новый проект будет иметь коммерческий характер, и что к участию в нем будут допущены любые частные фирмы. Они возьмут на себя основную часть затрат на развертывание мультисервисной инфраструктуры, а затем, продавая услуги защищенной связи спецслужбам и силовым ведомствам, возместят свои вложения.

Дмитрий Ерохин тут же подтвердил желание и готовность «Ростелекома» принять участие в строительстве сети спецсвязи. По его словам, национальный оператор дальней связи, скорее всего, возьмет на себя развертывание магистральных участков пакетной сети. Созданием зоновых и местных фрагментов с большой вероятностью займутся МРК «Связьинвеста» и некоторые альтернативные провайдеры. Из государственного бюджета намечено финансировать только «привязку» спецпотребителей к новой сети. Средства на такие работы заложены в проекте Федеральной целевой программы «Инфраструктура», которую Мининформсвязи вынесет на обсуждение Правительства РФ в ноябре.

Вряд ли стоит сомневаться в том, что запрашиваемые из бюджета на нужды госбезопасности деньги найдутся очень быстро. Вместе с тем Борис Антонюк подчеркнул, что исполнителям не предстоит прокладывать новые кабельные линии связи, так как физический уровень специальной сети связи будет базироваться на существующей проводной инфраструктуре российских операторов. Основным требованием к исполнителям станет обеспечение безопасности и устойчивости к внешним воздействиям, таким как атаки террористов и хакеров. Практическая защита передаваемой информации, включая использование механизмов шифрования, останется на совести спецпотребителей, к которым относятся Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ и другие ведомства.

В следующем году опытные зоны спецсети пакетной коммутации будут построены в Центральном, Уральском и Южном федеральных округах. А межведомственное согласование технических требований к ее развертыванию и эксплуатации должно завершиться к концу 2006 года.

Ведущий рубрики — Игорь Елисеев (i_eliseev@osp.ru)

Пока неясно, кому из операторов, собирающихся участвовать в столь масштабном проекте, будет поручена задача централизованного контроля и управления инфраструктурными ресурсами, и кто будет нести ответственность за возможные сбои в сети. Не больше ясности — в вопросах определения тарифов на услуги для спецпотребителей и распределения доходов между операторами, отвечающими за предоставление «сквозных» сервисов.

И хотя Антонюк убежден, что множественность поставщиков приведет к здоровой конкуренции на рынке услуг для спецпользователей, лично мне не верится, что государство останется в стороне от контроля над тарифной политикой операторов. Ведь речь идет не просто о бюджетных организациях, которые за злостную неуплату можно временно отключить от связи, а о задачах государственной важности, за неисполнение которых от сети «отключат» самих операторов. Да и многие коммерческие предприятия в России уже поняли на горьком опыте, что в играх с государством победить практически невозможно. Единственное, что должны помнить будущие покупатели «Связьинвеста», — вместе с активами холдинга они купят и его обязательства, которых в связи с проектом построения сети спецсвязи становится намного больше.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями