В конце сентября состоялась пятая по счету ежегодная выставка-форум «Инфокоммуникации России — XXI век»

Юбилейное мероприятие ни по форме, ни по содержанию существенно не отличалось от предшествующих «ИнфоКомов». Как и в прошлом году, на территории комплекса «Крокус-Экспо» был построен виртуальный город с электронной «администрацией», киберпочтой, торговой площадкой, социальными институтами, Internet-кафе, кварталами высоких технологий и интеллектуальными зданиями. Чиновники высокого ранга, выступившие с отчетом о состоянии дел в отрасли, вновь с удовлетворением констатировали высокий рост ключевых показателей.

Положительные тенденции

В нынешнем году «ИнфоКом» прошел одновременно в шести федеральных округах РФ. Работа выставки-форума началась с интерактивного диалога между участниками из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Иркутска. Специалисты из этих городов смогли обсудить в режиме on-line законодательные, технические и экономические аспекты развития ИТ-отрасли, задать вопросы «в прямом эфире» министру информационных технологий и связи РФ Леониду Рейману.

Леонид Рейман отвечает в прямом эфире на вопросы участников «Инфокома» из других городов России

По его словам, сейчас динамика роста российского рынка ИТ составляет 30-40%, существенно опережая показатели прошлого года (20-25%). В 2004 году инвестиции в отрасль достигли 4 млрд долл., причем доли отечественного и иностранного капитала распределились поровну. Рейман особо подчеркнул, что с каждым годом наша страна становится все более привлекательной для зарубежных инвесторов благодаря ее уверенному развитию, увеличению объемов бизнеса и появлению большого количества перспективных разработок. Ожидается, что в нынешнем году уровень финансовых вложений в ИТ возрастет до 5,5 млрд долл., причем иностранный капитал начнет преобладать над российским.

Министр полагает, что информатизация проникла во все сферы жизнедеятельности наших сограждан. В подтверждение своих слов он привел некоторые факты. В первом полугодии 2005 года число пользователей Internet увеличилось на 15%, превысив 15 млн, а количество абонентов мобильной связи достигло 100 млн. Кроме того, в течение первых шести месяцев нынешнего года более чем на 15% выросло число обладателей ПК, а объем Internet-трафика, генерируемого в России, увеличился почти в 2,5 раза. Рейман также упомянул о выполнении ряда проектов в рамках ФЦП «Электронная Россия» и об успешных работах по построению технопарков в Дубне, Санкт-Петербурге, Черноголовке, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Ударим почтой по бездорожью

Одной из самых серьезных проблем отечественной ИТ-отрасли Рейман считает информационное неравенство между субъектами РФ, искоренить которое власти пытаются вот уже несколько лет. Заметные шаги предприняла Почта России, активно применяющая современные технологии для обслуживания граждан. Как сообщил Рейман, к концу года каждое четвертое почтовое отделение будет обеспечено технологиями доступа в Сеть, а общее число таких «хот-спотов» достигнет 10 тыс. Кроме того, Почта России старается повысить качество и скорость обслуживания, для чего в ее отделениях по всей стране внедряются компоненты информационных систем «Сортировочный центр», «Общероссийская автоматизированная система учета и контроля над прохождением регистрируемых почтовых отправлений» (ОАСУ РПО), а также специализированные решения «КиберДеньги», «КиберПочт@» и «КиберПресс@».

Над устранением главной болевой точки отрасли работают и организации, причастные к выполнению программы «Электронная Россия». Успехи госструктур, достигнутые в данном направлении, были представлены на объединенном стенде участников ФЦП. В частности, на нем рассматривались проекты создания информационно-справочных служб, систем интерактивного взаимодействия населения с госорганами, электронного документооборота и решений для цифровой идентификации граждан.

Стоит отметить проект «Многофункциональная социальная карта жителя города/региона», конкурс на выполнение которого в августе выиграла компания «АйТи». Ее специалисты уже приступили к организации технологической и документационной базы для построения общероссийской системы учета социальных услуг, предоставляемых населению с использованием электронных карт (социальных паспортов). Подготовительный этап проекта, предполагающий разработку концепции и создание нормативно-технической базы, должен завершиться к концу года.

Также вызвала интерес система адресного взаимодействия населения и органов исполнительной власти, создаваемая научно-производственной компанией «Генезис знаний». Ее специалисты разработали решение на основе мультиагентных технологий, при помощи которого граждане РФ через Internet-киоски смогут получать справки о работе административных учреждений, задавать вопросы ответственным чиновникам, записываться на прием к социальным и медицинским работникам. В качестве основного инструмента взаимодействия также используется пластиковая карта социального паспорта. Сейчас компоненты системы успешно функционируют в Самарской области.

Виртуальная торговля

Безусловно, одним из самых динамично развивающихся и перспективных сегментов экономики является электронный бизнес, а потому власти уделяют ему особое внимание. Одним из приоритетных направлений в реализации ФЦП «Электронная Россия» считается поддержка сектора госзакупок (B2G).

По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в 2004 году объем совершенных в данном сегменте электронных сделок превысил 2 млрд долл. Благодаря использованию электронных аукционов бюджетная экономия достигла 15-20% от суммы контрактов. Согласно результатам исследований НАУЭТ, в первом полугодии текущего года заказчики из властных структур заключили контракты на сумму 4,1 млрд руб., составляющую 54% объема государственного заказа. При этом сэкономлены 158,9 млн руб. бюджетных средств.

Компоненты специализированной системы госзакупок создаются во многих регионах страны. Следующим шагом к построению национальной инфраструктуры электронной торговли станет отлаживание системы экономических отношений между участниками рынка стран ближнего зарубежья. Соответствующий проект, стартовавший по инициативе Федерального агентства по информационным технологиям в рамках программы «Электронная Россия», осуществляется Институтом системного анализа российской Академии наук (ИСА РАН) и компанией Cognitive Technologies.

На совместном стенде эти организации представили макет системы межгосударственной инфраструктуры информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) членов СНГ. Как рассказали сотрудники Cognitive Technologies, ИМЦ будут действовать в каждом российском регионе, а впоследствии объединятся под эгидой Национального центра. Сейчас работы ведутся в Калужской, Владимирской, Нижегородской, Белгородской, Костромской, Ленинградской и Ульяновской областях, а также в Ханты-Мансийском автономным округе, республиках Мордовия и Алтай. Планируется, что на первом этапе инфраструктура ИМЦ объединит Россию, Украину и Беларусь, а затем к ней будут подключены Армения и Казахстан.

А вот успехи электронной коммерции в сегменте В2С пока — более скромные. Количество сделок, заключенных в Сети пользователями Рунета, сравнительно невелико. К примеру, по данным НАУЭТ, в 2004 году общий объем продаж виртуальных магазинов в нашей стране составил около 600 млн долл. Ожидается, что в 2005 году объем сделок в сегменте В2С достигнет 770 млн долл. Соответствующий общемировой показатель в минувшем году равнялся 117 млрд долл., а потому отечественным е-бизнесменам предстоит еще изрядно потрудиться, чтобы наша страна смогла занять достойное место на международном рынке электронной торговли.


Игры и зрелища

На петербургской площадке «ИнфоКом-2005» собрался круг компаний, близких к местному монополисту «Северо-Западный Телеком». В основном это были юридически связаны между собой телекоммуникационные фирмы и зависимые от них поставщики оборудования. Может быть, поэтому некоторые слова председателя правительства РФ Михаила Фрадкова, прозвучавшие на открытии выставки в Москве, воспринимались в Санкт-Петербурге немного странно. Он, в частности, говорил о том, что информационные технологии приведут к появлению в России реальной конкуренции. Но о какой конкуренции может идти речь, если на крупнейшей отраслевой выставке представлены лишь телекоммуникационные услуги монополиста и его сателлитов?!

Многие участники мероприятия не очень поняли, зачем и для кого проводился «ИнфоКом-2005». Представитель одного из поставщиков на вопрос о цели участия компании в выставке вместо дежурных фраз о налаживании контактов с потенциальными клиентами откровенно ответил: «Нас просто попросили». Новых контактов на небольшом и достаточно монополизированном петербургском рынке не может быть по определению. К тому же приглашения на выставку раздавались перед входом — прямо на улице.

Массовость мероприятия организаторы обеспечивали за счет проведения детского турнира по компьютерным играм и других зрелищных мероприятий. Осталось неясно, почему основная идея выставки-форума была сформулирована как «демонстрация возможностей применения информационных и телекоммуникационных технологий в жизни и деятельности российских граждан». Даже качество видеоконференц-связи во время брифинга с министром ИТ и связи Леонидом Рейманом оставляло желать лучшего.

Дмитрий Желвицкий

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями