Network World, США

Разработчики ПО готовят инструменты для управления трафиком VoIP, функции которых выходят далеко за рамки подготовки IP-сетей к передаче голоса. Эксперты отмечают, что в отрасли растет внимание к анализу качества работы VoIP-сетей.

В последних коммерческих предложениях таких компаний, как Brix Networks и EMC/SMARTS, учитывается тот факт, что сети VoIP становятся все более распространенными, а их потребители осознают специфические проблемы управления конвергентными сервисами. Новые разработки решают проблемы поиска неисправностей, анализа производительности и обеспечения доступности сервисов. «Эти проблемы довольно характерны для интегрированных сетей, с которыми сейчас постоянно сталкиваются компании», — подчеркнул Майкл Терк, вице-президент Avaya по решениям в области корпоративных коммуникаций.

Проблематика управления VoIP широко обсуждалась на последней бостонской конференции VON (Voice on the Net), на которой было запланировано анонсировать целый ряд новых продуктов.

Свою разработку анонсировала компания Apparent Networks, представители которой заявили, что в новом релизе продукта AppareNet Enterprise Voice появились функции постоянного мониторинга и поиска сетевых неисправностей. В предыдущей версии этого решения, выпущенного в начале года 2005 года, акцент был сделан на инструментах проектирования, предваряющего развертывание VoIP-сети.

Мартин Уэбб, менеджер по операциям в сети передачи данных одного из округов США, принял участие в бета-тестировании данного продукта. Он отметил, что ПО AppareNet Enterprise Voice помогает отслеживать изменения в производительности передачи голосового трафика еще до того, как появляются первые жалобы от конечных пользователей. «В AppareNet имеются инструменты для тестирования качества услуг, симуляции нагрузки при множестве одновременных звонков и выдачи интегральной оценки, которая напрямую отражает степень удовлетворенности конечного пользователя, — отметил он. — Не имея возможности объективно оценить качество работы голосовых сервисов, раньше мы сильно зависели от личного мнения пользователей».

Пакет AppareNet Enterprise Voice рассылает пакеты по сети и анализирует возвращаемые данные для определения параметров маршрутизации, сетевых задержек и времени доступа к приложениям. В состав программного обеспечения входят выделенный сервер и программные агенты (в терминах Apparent — «синтезаторы»), устанавливаемые на серверах в основных узлах обработки данных. Серверное ПО, стоимость которого начинается со 170 тыс. долл., управляет распределенной сетью таких агентов.

Компания EMC/SMARTS также планирует выйти на рынок управления голосовым трафиком. По оценкам IDC, к 2009 году его объем достигнет 320 млн долл., увеличившись более чем втрое по сравнению с нынешним годом. Завершив в феврале поглощение фирмы SMARTS, EMC собирается представить пользователям программный пакет EMC/SMARTS VOIP Manager 1.0. Это приложение, окончательная версия которого должна увидеть свет в конце года, предназначено для оценки доступности и анализа производительности работы голосовых приложений внутри корпоративной сети.

В общих чертах свойства будущего продукта известны уже сегодня. Программное обеспечение VOIP Manager 1.0 устанавливается на разных серверах территориально-распределенной сети. Оно использует имеющиеся инструментальные средства (в частности, встроенные интерфейсы SNMP) для сбора статистики о доступности и производительности работы голосового оборудования. Пакет содержит функции для определения доступности приложений и портов TCP, отслеживания скорости передачи данных от хостов до IP-телефонов. Представители EMC/SMARTS отметили, что коммерческая версия пакета управления VoIP-услугами обеспечит автоматическое обнаружение оборудования Cisco и Nortel, а также оповещение о сбойных ситуациях.