Network World, США

Сентябрьское приобретение компанией eBay за 2,6 млрд долл. фирмы Skype еще больше упрочило статус VoIP как технологии, способной революционизировать бизнес

Сделка eBay и Skype породила новый виток интерес к VoIP накануне выставки Fall VON 2005, недавно завершившейся в Бостоне. На этом мероприятии сервис-провайдеры в очередной раз попытались выяснить, какие сервисы пакетной передачи голоса сулят им повышение уровня конкурентоспособности и какое оборудование необходимо для их поддержки.

На девятом году своего существования выставка VON заметно прибавила в весе. Теперь она проходит дважды в год, собирая толпы посетителей в Бостоне и Северной Каролине. И если на прошлогоднем бостонском шоу стенды 200 компаний располагались на площади 6500 кв. м, то в нынешнем году для размещения 320 участников потребовалось более 11 тыс. кв. м. Увеличилось и число посетителей: с 5 тыс. до 7,5 тыс. человек.

Рис. 1. Медленный прогресс технологии VoIP

Сделка eBay продемонстрировала истинный потенциал VoIP и связанных с нею технологий IP-коммуникаций. Руководство крупнейшего e-аукциона намерено задействовать наработки Skype в области VoIP, чтобы предложить клиентам более эффективные и оперативные механизмы осуществления транзакций. В то же время планы использования VoIP как основы нового направления своей деятельности eBay пока не вынашивает.

Поскольку Skype предложила одноранговую технологию, поддерживающую, в частности, передачу видео, продавцы и покупатели теперь смогут общаться напрямую. «Трудно представить сеанс связи без голоса, но это — лишь один из коммуникационных компонентов, поддерживаемых технологией Skype, — отмечает Боб Розенберг, президент Insight Research. — Данная технология позволяет клиентам создать собственную прикладную среду и поддерживать видеоприложения».

По мнению Джеффа Кагана, независимого консультанта в области телекоммуникаций, поглощение Skype откроет для eBay новые бизнес-возможности, но не превратит ее в телефонную компанию. «Благодаря новой технологии участники дорогих сделок, например связанных с куплей-продажей автомобилей или домов, будут чувствовать себя более комфортно. Фактически, eBay сможет предоставлять новый онлайновый сервис в дополнение к основному», — утверждает он.

«Вместо того чтобы целиком полагаться на eBay как «арбитра» торговых сделок в Сети, клиенты фирмы смогут воспользоваться технологией Skype для формирования более удобной среды ведения бизнеса, — считает Дэвид Виллис, вице-президент по корпоративным коммуникациям компании Gartner. — На Ближнем Востоке люди всегда торгуются. Теперь такую возможность получат и пользователи eBay».

Фирма Savatar опросила 300 топ-менеджеров, принимающих решения в области телекоммуникаций в средних и малых фирмах. Выяснилось, что большинство заказчиков и сервис-провайдеров пока значительно отстают от eBay по эффективности использования технологии VoIP. Корпоративные клиенты нуждаются в IP-услугах, которые имеют меньшую стоимость и требуют меньше времени на администрирование, чем традиционные сервисы. По словам президента Savatar Джона Макарио, они не стремятся преодолевать ограничения технологий ради создания новых бизнес-возможностей, а надеются найти провайдеров, способных предоставлять голосовые услуги надлежащего качества по приемлемой цене. Только после этого речь может пойти о подписке на дополнительные сервисы.

Кроме того, большинство предприятий плохо представляют себе весь спектр возможностей VoIP. Провайдеры редко помогают потенциальным клиентам понять, какие именно IP-сервисы они предлагают и какие преимущества сулит новая технология. В поисках информации о VoIP-услугах большинство заказчиков предпочитают не обратиться к своему провайдеру, а сделать соответствующий запрос в Google.

Рис. 2. Не VoIP?ом единым

С подобными проблемами сталкиваются даже очень крупные фирмы, такие как 3M. «Мы проанализировали технологию VoIP и пока не нашли убедительных причин для ее внедрения в нашей организации, — заявил Рик Итон, специалист по телекоммуникациям в офисе 3M в Миннеаполисе. Он выступал на Fall VON 2005 с докладом о методах, позволяющих проверить выполнение операторами соглашений об уровне обслуживания (SLA). — Мы осознаем выгоды от интеграции голоса, данных и видео в одной сети с точки зрения управления, операторских сервисов и, возможно, контроля над этими сервисами. Однако путь перехода на новую технологию для нас не вполне ясен. Вопрос состоит в том, какое приложение способно изменить методы ведения бизнеса и повысить прибыльность компании».

Итона волнует и то, что не исключено снижение уровня доступности сервиса VoIP, обусловленное участившимися атаками на сети с разделяемым доступом, которые используются бизнес-приложениями VoIP. «Пару недель назад в сеть 3M проник компьютерный вирус, — рассказывает он. — В результате отдельные сервисы передачи данных были недоступны несколько часов. Если бы в это время мы не имели возможности говорить с партнерами и клиентами по телефону, то наш бизнес оказался бы парализованным».

Надежность VoIP-сервисов снижают и уникальные потенциальные «дыры» в системе защиты. Как отмечается в исследовании фирмы SecurityLab Technologies, отдельные приложения с открытым кодом, отвечающие в сетях VoIP с поддержкой протокола SIP за сигнализацию, управление вызовами и мониторинг присутствия, могут оказаться уязвимыми при сетевых атаках. В частности, стеки протоколов SIP-X Phone, GNU SIS-O и Vocal/Vovida SIP способны сделать любое устройство, на котором установлено соответствующее ПО, уязвимым к атаке типа «отказ в обслуживании» (DOS) или к захвату извне, при котором злоумышленник загружает на это устройство собственный программный код. По мнению специалистов SecurityLab Technologies, из-за этого остаются незащищенными IP-УАТС, IP-телефоны, голосовые шлюзы, программные коммутаторы и ПК, выступающие в роли программных телефонов. «Когда дело доходит до безопасности, технология VoIP оказывается на уровне 1997 года», — считает Еджови Нувере, технический директор SecurityLab Technologies.