Динамичное развитие отечественной ИТ-индустрии дает надежду на то, что у России еще есть шанс вступить в клуб глобальных лидеров в области высоких технологий. О необходимости прорыва в этом направлении все чаще говорится с самых высоких трибун. Пока же наша страна формирует всего 0,7% объема продаж на общемировом ИТ-рынке. С такими показателями она вряд ли вправе рассчитывать на статус высокотехнологичной державы. Решению поставленной сверхзадачи призваны способствовать меры, предпринимаемые Правительством России.

Работа над концепцией

Как сообщил директор Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ Олег Бяхов, концепция развития отечественного рынка информационных технологий, одобренная на заседании Правительства в декабре прошлого года, по сию пору находится на стадии доработки и согласования. Другими словами, формально она еще не является правоустанавливающим документом. Концепция была возвращена на доработку непосредственно на заседании Кабинета министров РФ, после того как представители Минфина потребовали от ее авторов расшифровать предстоящие бюджетные затраты.

Совсем недавно в финансовой политике государства произошли некоторые концептуальные изменения. Фактически, власти объявили о новом социально-экономическом курсе. В частности, при Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) был учрежден федеральный инвестиционный фонд. Правительство еще не утвердило порядок расходования средств из данного фонда, но основные направления инвестиций уже заданы: это национальные инфраструктурные проекты и переход к инновационной экономике. Появились хорошие шансы материально подкрепить будущее выработанной концепции.

«Высокие» поручения

Как известно, 11 января 2005 года очередной календарный политический сезон в России открылся совещанием, которое Президент РФ Владимир Путин провел в Новосибирске. По итогам встречи с представителями научной элиты глава государства сформировал несколько поручений к Правительству и законодателям. Во-первых, необходимо разработать и принять закон об особых экономических зонах. Во-вторых, требуется разработать комплекс мер по изменению таможенного и налогового законодательства, поощряющих развитие российской ИТ-отрасли. В-третьих, Правительство РФ должно подготовить проект государственной программы строительства в России современной инфраструктуры для инкубации коммерчески состоятельных проектов в области цифровых технологий — так называемых технопарков.

В июле закон об особых экономических зонах был принят. Однако, по мнению Бяхова, в нынешнем виде он не может эффективно способствовать развитию ИТ-отрасли страны. Прежде всего, это связано с тем, что режим экономического благоприятствования распространяется лишь на те фирмы, которые физически перенесут свою деятельность на территорию особых зон. Однако российским инновационным компаниям необходима действенная поддержка со стороны государства, а не смена дислокации, которая может лишь ухудшить их положение на рынке.

Налоги и таможня

В марте Мининформсвязи РФ направило в МЭРТ и Минфин проект налоговых и таможенных изменений в законодательстве, нацеленных на снижение налогового бремени и упрощение таможенных процедур, но они показались неприемлемыми коллегам из смежных министерств. Ведомство Леонида Реймана предлагало распространить режим упрощенного налогообложения на предприятия сферы ИТ, сняв существующие в Налоговом кодексе ограничения. Последовали активные консультации под патронажем руководителя Администрации президента Дмитрия Медведева. В результате было принято решение разработать и внести в Госдуму проект закона о специальном налоговом режиме для ИТ-предприятий. Сейчас осуществляется проработка этого проекта.

Олег Бяхов: «Мы стараемся сформулировать максимально широкое определение ИТ, чтобы охватить льготами больше инновационных компаний»

Вероятнее всего, в Налоговом кодексе РФ появится отдельная глава — наподобие той, что предназначена для сельхозпроизводителей. Другими словами, Мининформсвязи стремится к формированию отраслевого налогового режима, не ограниченного территориально, как предусмотрено законом об особых экономических зонах. «Мы стараемся сформулировать максимально широкое определение ИТ, чтобы охватить льготами как можно большее число инновационных компаний», — подчеркнул Бяхов.

Попутно в правовом пространстве России произошли еще несколько важных изменений. В июле Дума приняла ряд законодательных поправок, согласно которым с 1 января 2006 года при экспорте отечественного ПО и информационных услуг к российским поставщикам будет применяться нулевая ставка НДС. А ЦБ РФ подтвердил, что для контрактов на поставку за рубеж российской ИТ-продукции стоимостью менее 5 тыс. долл. более не нужно оформлять паспорт сделки. По данным ассоциации «Руссофт», в российской отрасли разработки и экспорта ПО заняты около 500 компаний. Общий объем экспорта программных продуктов из России в 2004 году вырос на 40% и составил 750 млн долл. В 2005 году, по прогнозам «Руссофта», объем экспортных операций достигнет 1 млрд долл. При этом традиционными рынками сбыта для наших программистов являются США, Германия и скандинавские страны.

Адаптация таможенных правил к нуждам производителей является третьим по значимости условием благополучного развития ИТ-отрасли. Как полагает Бяхов, Россия могла бы довольно быстро присоединиться к международному соглашению об информационных технологиях (IT Agreement). Данное соглашение действует в рамках ВТО и предусматривает упрощенный порядок таможенного оформления широкого спектра импортируемых ИТ-продуктов. Для решения проблемы даже не требуется принятия отдельного закона: при ратификации IT Agreement с российской стороны достаточно решения межведомственной правительственной комиссии по регулированию внешнеторговой деятельности. Мининформсвязи уже приступило к проработке этого вопроса совместно с департаментом таможенного регулирования МЭРТ.

Парковая зона

В июне был подготовлен проект государственной программы строительства российских технопарков, бюджет которой составит 123 млрд руб. До конца 2010 года на строительство технопарков будут выделены из казны 20 млрд руб., региональные власти добавят еще 15 млрд руб., а частные инвесторы внесут, предположительно, аж 88 млрд руб. Средства намечено потратить на создание и развитие пяти ИТ-инкубаторов на территории четырех субъектов РФ: в Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Нижегородской области. В конце августа Мининформсвязи получило от каждого из этих регионов детальные предложения по созданию технопарков. До конца сентября предложения по реализации пилотных проектов должны быть вынесены на обсуждение Кабинета министров.

Еще одним инструментом, способным поднять ИТ-рынок на новую высоту, могло бы стать венчурное финансирование. В Мининформсвязи уже подготовлен пакет документов для создания российского фонда инноваций и технологий с рабочим названием «Ростехинвест». Минимальный размер уставного капитала этого фонда составит 100 млн долл. «Мы предполагаем, что федеральный бюджет передаст в фонд 76 млн долл., и этой суммы должно хватить для начала работы фонда — и с юридической, и с практической точек зрения», — отметил Олег Бяхов. Позднее развитие «Ростехинвеста» будет целиком зависеть от частных инвесторов, за счет которых станут увеличиваться уставной и рабочий капитал фонда. Предполагается, что представительства фонда будут активно функционировать в каждом из создаваемых технопарков.