Network World, США

Известная Internet-компания заинтересовалась рынком корпоративных услуг

По-видимому, компанию Google перестала удовлетворять ее деятельность, состоящая в индексировании миллиардов объектов мирового Web-пространства. За последний год она расширила спектр своих предложений, дополнив их средствами поиска для настольных ПК, инструментами трехмерной картографии и сервисами, связанными с определением местоположения клиентов.

В середине августа компания вышла на рынок телефонных услуг, запустив сервис Google Talk, пользователям которого доступны функции мгновенного обмена сообщениями (IM) и VoIP. Данное решение является лишь частью общей стратегии наступления на сегмент корпоративных информационных услуг. Ранее, тоже этим летом, Google сделала стратегические инвестиции в Current Communications Group — провайдера услуг широкополосной связи, предоставляемых по линиям электропередачи. Ходят упорные слухи, что вложения пойдут на построение общенациональной оптоволоконной сети, которая, кроме прочего, обеспечит бесплатный доступ к сервисам Wi-Fi.

Пресс-атташе Google никак не прокомментировала планы своей компании, ограничившись общими фразами. По его словам, этот шаг «позволит развивать наши возможности расширения спектра коммерческих предложений».

Как подчеркнул Роб Эндерле из аналитической компании Enderle Group, бизнес Google расширяется, и ИТ-менеджеры должны обратить на это внимание. «Google действительно хочет стать центром мировых коммуникаций. Фирма твердо придерживается своей стратегии, и я уверен, что наступит время, когда ИТ-руководители станут прислушиваться к ее предложениям», — сказал Эндерле.

Подготовка к активным действиям

Похоже, Google всерьез готовится к изменениям. В августе было объявлено о завершении оформления документов для второго выпуска ценных бумаг, общая стоимость которых при нынешней цене акции 280 долл. может достигнуть 4 млрд долл. По мнению аналитиков, сетевой гигант, и без того располагающий 2,9 млрд долл. свободных средств, потратит их на приобретение других компаний. Эти меры позволят укрепить собственные позиции на глобальном ИТ-рынке, поскольку Google собирается бросить вызов таким «тяжеловесам» рынков ПО и Web-порталов, как Microsoft и Yahoo!. Кроме того, фирме необходима подготовка к возможному столкновению с поставщиками телекоммуникационных услуг, в частности SBC и Comcast.

«Google пытается пополнить свой арсенал технологий, поскольку понимает, что выходит на тропу войны с серьезными игроками, — заверяет Эндерле. — Она делает выпад против крупных телекоммуникационных провайдеров, многие из которых имеют прочные позиции на этом поле. Так что подготовка к борьбе начинается задолго до вступления в реальную конкуренцию».

Запуск службы Google Talk выявил направления стратегического развития компании. Google Talk предоставляет услуги на базе технологий IM и VoIP, которые еще глубже втягивают компанию в конкуренцию с крупнейшими Web-порталами AOL, Microsoft и Yahoo!. «Я не хочу расценивать это как защитную реакцию, но, по сути, Google играет в догонялки с противниками, уже оказывающими подобные услуги. Теперь, когда поисковый сервис Google выступает в роли поставщика медиа-услуг, ему потребуются механизмы для продвижения собственного пакета продуктов», — заявил Грег Стерлинг, аналитик The Kelsey Group.

Представители Google отметили, что надеются выделиться из общей массы игроков за счет отказа от использования закрытых протоколов для реализации служб IM. При этом Google остановилась на Extensible Messaging and Presence Protocol (XMPP) — открытом стандарте, разработанном альянсом Jabbеr Software Foundation. Он поддерживается Jabber Open Source, Jabber, iChat и некоторыми другими программными пакетами.

Ставка на открытый стандарт привлечет к Google уже сформировавшееся сообщество пользователей IM, члены которого могут быть занесены в список контактов Google Talk. «Реализация стратегии, которая заключается в выборе протокола XMPP и объединении групп пользователей, предпочитающих открытые сети обмена сообщениями, приведет к популяризации сервисов IM. И часть славы неизбежно достанется Google», — отметил Эд Маршалл, глава центра глобальных угроз IMlogic, разрабатывающего шлюзы для информационной защиты корпоративных IM-сетей. С другой стороны, Маршалл считает, что Google Talk будет представлять собой «еще одну неизвестную» в планах сетевых администраторов по обеспечению управляемости и безопасности сетей.

Интересным аспектом сервиса Google Talk является обязательное наличие у пользователя учетной записи Gmail. Раньше подключиться к Gmail удавалось при наличии всего лишь приглашения, но при запуске Google Talk было объявлено, что любой человек получит учетную запись Gmail, если предоставит номер своего мобильного телефона. Представители Google обосновывают это необходимостью подтвердить легитимность пользователей Gmail. Однако аналитики считают, что такое требование свидетельствует о наличии у компании более обширных планов выхода на рынок телекоммуникационных услуг. «Предоставление населению доступа к информации из любой точки сети является ключевым условием завоевания рынка и увеличения доходов», — заявил Сью Фелдман, вице-президент по исследованиям в области решений для управления контентом IDC. Сейчас около 99% доходов Google приходятся на долю баннерной рекламы и только 1% — на лицензирование и продажу корпоративных продуктов.

Рекламой сыт не будешь

В процессе недавней подготовки финансовых отчетов руководители компании отмечали, что из-за давления конкурентов снижаются темпы роста ее доходов. В результате крупнейший игрок в области поисковых технологий начал разрабатывать продукты для нескольких направлений, таких как сетевые коммуникации, Web-серфинг (в текущем году в Google перешел Бен Гуджер, один из ведущих разработчиков браузера Firefox) и прикладные программы. «В состав продукта Google для настольных ПК входит редактор текстов, но это — не аналог Microsoft Word, — говорит Фелдман. — Может быть, фирма движется в сторону инструментов для создания контента?».

Google является не единственной Internet-компанией, удерживающейся на рынке с момента ее основания (в 1999 году). Однако признаки ее возросшей активности заставили отраслевых аналитиков поволноваться. Они даже немного запутались в предположениях о том, как Google собирается развиваться дальше.

Уэйд Филлипс, менеджер по технологиям и информационным системам образовательного департамента штата Миннесота, подчеркнул, что в своем движении Google дошла до переломной точки. «Теперь необходима диверсификация ее бизнеса с целью увеличения доходов и уменьшения рисков, — отметил он. — VoIP — это молодой растущий рынок, и количество провайдеров, оказывающих комплексные услуги (в частности, доступа к Internet, телефонии и передачи видео) постоянно увеличивается. Google окажется следующим пассажиром, запрыгнувшим на подножку этого поезда». Вместе с тем Филлипс признался, что использование продуктов и сервисов Google в его ИТ-подразделении пока ограниченно. Учебный департамент штата не задействует корпоративные поисковые решения Google, но применяет приложения для поиска информации на настольных ПК.

Грег Стерлинг, представитель The Kelsey Group, ожидает, что Google еще глубже продвинется в корпоративный сектор. «Одной из проблем компании в долгосрочной перспективе является необходимость диверсификации источников доходов, которые должны поступать не только от размещения рекламы, — отмечает он. — Корпоративные клиенты готовы платить за продукцию и услуги, если они оправдывают себя».

Диверсификацию бизнеса можно считать одной из вероятных причин недавних инвестиций Google в компанию Current Communications Group, предоставляющую услуги широкополосного доступа по обычным электросетям. Руководители Google не стали объяснять причину своих действий, но и не опровергли слухи о том, что фирма приобретает технологию BPL для построения национальной сети передачи данных. Последняя будет поддерживать бесплатный доступ по Wi-Fi, а также набор мультимедийных сервисов, в том числе телевещание по запросу.