По данным IDC, российский системный интегратор «КРОК» четвертый год подряд возглавляет рейтинг отечественных поставщиков ИТ-услуг

В 2004 году его доля на этом рынке составила 3,7%, то есть на 0,3% больше, чем годом ранее. Суммарный доход компании от продажи услуг в прошлом году составил 75,91 млн долл., причем основная часть выручки (43,57 млн долл., или 57,4%) пришлась на интеграцию комплексных программно-аппаратных решений. Аналитики IDC подсчитали, что на «КРОК» приходятся 15,6% всех доходов российских участников рынка системной интеграции.

Борис Бобровников: «Интеграторам выгоднее инвестировать в продвижение услуг, предназначенных для корпоративных заказчиков»

Консалтинговые услуги в области телекоммуникаций и строительства сетей связи стали вторым по значимости источником доходов «КРОКа» от организации сервисов. На этом поприще интегратор собрал 9,56 млн долл. (12,6% сервисной составляющей оборота фирмы). Разработка приложений на заказ попала в третью строчку важнейших статей дохода «КРОКа» от ИТ-услуг, пополнив его счета на 5,45 млн долл. (7,2% доходов от продажи сервисов).

«Некоторые рыночные аналитики воспринимают нашу компанию как поставщика услуг для предприятий государственного сектора, — говорит Вероника Тараба, заместитель генерального директора «КРОКа» по маркетингу, — но в действительности ее структура доходов в отраслевом разрезе соответствует общему распределению выручки на отечественном рынке ИТ-услуг». Как и во всех странах, в России государство является одним из крупнейших потребителей ИТ-решений, и его доля в совокупном объеме заказов системных интеграторов достигает 25-30%. Примерно такую же часть доходов формируют государственные организации и бюджетные предприятия в балансе «КРОКа». Причем нет причин считать, что в среднесрочной перспективе ситуация изменится. При этом, говорит генеральный директор фирмы Борис Бобровников, из-за слабой юридической защищенности подрядчиков и низкой квалификации сотрудников ИТ-служб бюджетных организаций для государственных заказов характерны высокие риски. Следовательно, интегратору выгоднее инвестировать в продвижение услуг, предназначенных для корпоративных заказчиков.

Основная часть оборота «КРОКа» в 2004 году пришлась на масштабные проекты, реализуемые для финансовых учреждений, промышленных предприятий, нефтегазовой отрасли и государственного сектора. За отчетный период столичный интегратор выполнил более 50 крупных проектов построения территориально-распределенных систем обработки и хранения данных, в том числе — катастрофоустойчивого центра обработки данных для Оскольского электрометаллургического комбината. Одним из крупнейших заказов в области сетевой интеграции стало создание единой системы связи для платформы автоматизированного коммерческого учета электроэнергии в «ТюменьЭнерго». В рамках этой задачи многочисленные точки сбора информации у заказчиков и потребителей электроэнергии были объединены с центрами обработки и консолидации данных в общую инфраструктуру.

Кроме того, компания создала систему телефонной связи для процессингового центра «Банка Москвы», построила распределенную службу технической поддержки (help desk) сотрудников ОСАО «Ингосстрах», запустила автоматизированный комплекс обработки бланков для абонентов сети «МегаФон», провела интеграцию контакт-центра на базе решений Cisco Systems для отделения Пенсионного фонда России по Ярославской области, внедрила систему электронного документооборота и делопроизводства на платформе Documentum для Федерального дорожного агентства Минтранса РФ (Росавтодор). Надо сказать, региональные клиенты обеспечили 60% годовой выручки «КРОКа». Наиболее быстрыми темпами развивался бизнес фирмы в Центральном, Сибирском, Приволжском и Уральском федеральных округах.