Правоохранительные органы Германии и Швейцарии расследуют отмывание денег в ходе приватизации российских телекоммуникационных компаний

В июле прокуратура Франкфурта возбудила уголовное расследование в отношении третьего по величине немецкого банка Commerzbank. Как полагает следствие, шесть ведущих менеджеров этого финансового учреждения, включая генерального директора Клауса-Петера Мюллера, могли участвовать в грязных махинациях с активами российского холдинга «Телекоминвест». К середине 90-х в результате сложных и законспирированных транзакций, проведенных при участии Commerzbank, контрольный пакет «Телекоминвеста» перешел в собственность люксембургской компании First National Holdings (FNH). При этом доля российского государства в активах предприятия непостижимым образом сократилась с 95 до 15%. На сегодняшний день 58,9% акций «Телекоминвеста» принадлежат FNH, 26,1%  — TeliaSonera, а 15% — ОАО «Северо-Западный Телеком». Кроме того, в процессе приватизации «Телекоминвеста» через Commerzbank якобы были «отмыты» наличными примерно 170 млн евро. Немецкая прокуратура задается вопросами: законным ли образом собственность России стоимостью в сотни миллионов долларов попала в частные руки и чьи это руки?

В Скором времени торговая марка «ПетерСтар» перейдет к новому владельцу из Люксембурга»

ОАО «Телекоминвест» было основано в 1994 году при слиянии основных активов подконтрольных государству компаний «Петербургская телефонная сеть» (ПТС) и «Санкт-Петербургский междугородный международный телефон» (СПб ММТ). В то время должность члена правления и директора по международным связям ПТС занимал Леонид Рейман, нынешний министр информационных технологий и связи России.

Однако уже в 1995 году контроль над «Телекоминвестом» получила FNH, владельцем которой называет себя некий адвокат из Дании Джеффри Гальмонд. В период приватизации «Телекоминвеста» Рейман активно контактировал с ним. Некоторые западные информационные агентства утверждают, что Гальмонд является личным другом и доверенным лицом российского министра, и намекают на возможную причастность Реймана к прежним махинациям с активами «Телекоминвеста». В процессе судебного разбирательства Гальмонд публично сообщил о намерении передать Леониду Рейману «вознаграждение за вклад в развитие бизнеса» в связи с предполагавшейся продажей активов «Телекоминвеста» в 1998 году. Причем размер вознаграждения Рейман должен был установить самостоятельно.

Впрочем, эти события относятся к тому периоду, когда Рейман еще не занимал государственных должностей. «А поскольку планировавшаяся продажа «Телекоминвеста» не состоялась, никакого вознаграждения он не получил», — утверждают представители Гальмонда. Сам Рейман категорически отрицает свое участие в бизнесе «Телекоминвеста».

Зато никто не опровергает того, что Commerzbank играл ключевую роль в приватизации одного из крупнейших предприятий связи России. В 1996 году Гальмонд заключил трастовое соглашение с Commerzbank, по которому банк становился управляющей фирмой FNH и обязан был по первому требованию вернуть акции датскому юристу.

В ходе расследования этой темной страницы истории «Телекоминвеста» сотрудники германских и швейцарских правоохранительных органов провели серию обысков в офисах Commerzbank, в том числе в головном офисе во Франкфурте. Их российские коллеги пока не проявили видимого интереса к деятельности руководства Commerzbank, г-на Гальмонда и его высокопоставленных друзей в нашей стране.


До конкуренции не дошло

Люксембургская компания First National Holding (FNH), контролирующая холдинг «Телекоминвест», в начале августа завершила покупку контрольного пакета акций альтернативного оператора связи «ПетерСтар». FNH приобрела 71% акций российской компании у американской Metromedia International Group (MIG) за 215 млн долл. В сделке также участвовал швейцарский коммерческий банк Emergent Telecom Ventures, обслуживающий телекоммуникационные предприятия.

FNH и Emergent приобрели активы «ПетерСтара» через полностью принадлежащую им фирму Pisces Investment Limited. Однако в данном случае не столь важно, через какую коммерческую структуру была проведена сделка. Куда больший интерес представляет то, кто стоит за люксембургской FNH. По сведениям, которые периодически просачиваются в СМИ, настоящие собственники FNH (а следовательно, «Телекоминвеста» и «ПетерСтара») — это группа «питерских» связистов. Ее самыми яркими представителями являются министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман и генеральный директор «Связьинвеста» Валерий Яшин. Упомянутая группа попутно контролирует регионального монополиста — оператора «Северо-Западный Телеком» (СЗТ). Предположения экспертов основаны на том, что Рейман и Яшин ранее руководили компанией «Петербургская телефонная сеть» (ПТС), а она изначально являлась основным акционером «Телекоминвеста».

Судя по всему, продажа американской корпорацией MIG активов ЗАО «ПетерСтар» приведет к сближению альтернативного оператора с «Телекоминвестом», а также с СЗТ. До сих пор у «Телекоминвеста», которому принадлежали 29% акций ЗАО «ПетерСтар», возникали некоторые разногласия с менеджерами из MIG. Также имелось некоторое напряжение в отношениях между «ПетерСтаром» и СЗТ. Теперь оснований для конфликтов между этими структурами, скорее всего, не останется, как и причин для реальной конкуренции на рынке связи северо-запада России. Хотя, по большому счету, дело до нее вообще не доходило.

Дмитрий Желвицкий, Санкт-Петербург