Infoworld, США

Оборудование SIP вполне работоспособно. Кроме того, оно проще в установке, конфигурировании и эксплуатации, чем устройства, соответствующие более ранним стандартам пакетной телефонии

Протокол SIP традиционно ассоциируется с высокой степенью совместимости разработок разных компаний. Протестированные нами SIP-системы в очередной раз доказали важность следования стандартам: их совместимость оказалась на высоте. При переходе к SIP вы можете использовать в сети оборудование разных производителей гораздо смелее, чем было в эпоху более ранних решений VoIP.

В подразделении Advanced Network Computing Laboratory Гавайского университета мы провели испытания трех платформ для УАТС: Communication Manager 3.0 и Converged Communications Server компании Avaya, HiPath 8000 Real-Time IP System корпорации Siemens и MX250 фирмы Zultys Technologies. В целом эти системы успешно взаимодействовали с другими абонентскими SIP-устройствами, но не смогли столь же эффективно работать в сетевой среде с УАТС иных типов.

С учрежденческими АТС на базе протокола SIP можно использовать любые SIP-телефоны. Мы были приятно удивлены тем, что их производительность и особенности функционирования, которые мы исследовали при помощи продукта Abacus 5000 от Spirent Communications, практически совпали. Они уверенно инициировали успешные вызовы, а качество воспроизведения голоса всякий раз оказывалось на высоте. Собственно, этого и ожидают абоненты от хорошей телефонной системы.

Avaya Communication Manager 3.0 и Converged Communications Server

Учрежденческая АТС компании Avaya представляет собой два приложения: за базовые функции управления вызовами отвечает Communication Manager (CM) 3.0, а роль прокси-сервера с поддержкой SIP играет Converged Communications Server (CCS), запускаемый на платформе S8500 Media Server. Он же обеспечивает такие дополнительные функции, как проверка присутствия вызываемого абонента и мгновенная передача сообщений (Instant Messaging). CCS взаимодействует еще с одним продуктом Avaya — Meeting Exchange, который поставляется опционально, выполняется на отдельном сервере и обеспечивает организацию сеансов конференц-связи с большим числом участников. В сумме перечисленные приложения образуют полнофункциональную SIP-УАТС.

Для тестирования программа Communication Manager была инсталлирована самим производителем на сервере Avaya S8300 Media Server — одноплатной Linux-системе, устанавливаемой в качестве blade-сервера на свободный слот шлюза G700 Media Gateway. Этот шлюз, в свою очередь, позволяет CM взаимодействовать с множеством унаследованных телефонных систем, в том числе с другими IP-телефонами, цифровыми аппаратами и даже аналоговыми телефонами, подключаемыми к ТфОП.

Общение приложений CM и CCS осуществляется по протоколу SIP. Получив запрос на формирование SIP-вызова (например, если абонент набрал номер на своем SIP-телефоне), сервер CCS переадресует этот запрос CM. Затем ПО Communication Manager маршрутизирует SIP-вызовы на другие SIP-телефоны в той же сети, на унаследованные УАТС или в телефонную сеть общего пользования. Это же ПО отвечает за все традиционные функции телефонной станции, включая план нумерации и голосовую почту. CM формирует сеансы связи, обеспечивает взаимодействие между абонентскими устройствами, контролирует работу голосовых шлюзов и передачу трафика по магистральным каналам, управляет ресурсами.

Одним из следствий совместимости с унаследованными телефонными системами разных типов является то, что продукты Avaya способны поддерживать функции обработки вызовов, которые до сих пор не реализованы в SIP-устройствах. Пока компания использует для них второй SIP-канал, но отмечает: когда реализация этих функций станет регламентироваться SIP, она включит их в состав стандартного набора поддерживаемых функций.

Оба приложения могут инсталлироваться на платформах, отличающихся от тех, на которых выполнялось тестирование (так, перенос CM на более мощный сервер позволит поддерживать большее число абонентов). Но CM и CCS в данный момент не способны одновременно работать на общем аппаратном сервере (компания обещает ликвидировать этот изъян), поэтому в монтажную стойку придется установить два компьютера под Linux. Один, высотой 2U, будет представлять собой шлюз G700 Media Gateway с интегрированным сервером S8300, а другой, высотой 1U, — сервер S8500 с приложением CCS.

Инженеры Avaya припасли в своей тестовой лаборатории немало терминалов, и на наш суд были представлены едва ли не все телефоны, которые имеются на рынке. В испытаниях фигурировали аппаратные и программные аппараты Avaya, Cisco, Polycom, Snom, ряда других компаний и даже изделие, которое сотрудники Avaya охарактеризовали как «общая модель телефона неизвестного изготовителя». Все они прекрасно взаимодействовали с SIP-УАТС.

Пожалуй, единственная проблема возникла при установке по другую сторону SIP-брандмауэра телефона, IP-адрес которого требовал преобразования по протоколу NAT. Не исключено, что дело было в конфигурации брандмауэра Firewall 1600 компании Ingate, который использовался в данном тесте. Несмотря на высокоинтуитивный управляющий Web-интерфейс приложений CM и CCS, нам так и не удалось справиться с проблемой.

Мы узнали, что летом в составе Communication Manager появятся несколько крайне полезных новых функций. В частности, будет обеспечиваться автоматический перевод вызова на мобильный или настольный телефон абонента, поддерживаться использование единого номера. К сожалению, на момент испытаний эти возможности еще не были реализованы.

Надо сказать, Avaya создала прекрасное решение, отвечающее потребностям крупных организаций при переходе как к системам IP-телефонии в целом, так и к продуктам на основе SIP. Ее медиа-шлюз способен работать практически с любой унаследованной УАТС, поэтому заказчики смогут воспользоваться тандемом CM/CCS для построения системы SIP-телефонии, продолжая эксплуатировать имеющуюся у них УАТС.

Siemens HiPath 8000 Real-Time IP System

Система HiPath 8000 корпорации Siemens с самого начала разрабатывалась как SIP-УАТС для крупных организаций. В соответствии с тенденцией, проявления которой можно наблюдать все чаще, HiPath 8000 функционирует на сервере xSeries компании IBM под управлением ОС Suse Linux.

Сама Siemens не предлагает разнообразных дополнительных функций, будь то голосовая почта или аудиоконференц-связь с большим числом участников. В их реализации компании опирается на своего партнера IP Unity. Сервер IP Unity полностью интегрирован в HiPath 8000, однако, как и в случае с парой CM/CCS производства Avaya, это решение потребует дополнительного места в монтажной стойке.

Система HiPath 8000 задает некий стандарт поддержки протокола SIP. УАТС выпущена за пару недель до начала испытаний, и в ней воплотились самые последние технологические достижения и богатый опыт проектирования таких систем. Мы попытались использовать ее в одной среде с медиа-шлюзом 1500L фирмы Versatel, и нам удалось сделать это с первой попытки, причем процедуры установки, настройки конфигурации и подключения заняли считанные минуты. Мы подключили HiPath 8000 к брандмауэру Firewall 1600 производства Ingate, и функционирование продукта Siemens не вызвало нареканий. Разработка немецкого производителя без труда совладала с преобразованием IP-адресов по протоколу NAT, которое поставило в тупик продукты Avaya. Siemens предлагает собственный программный телефон, но вы можете задействовать любые продукты этой категории (в том числе бесплатные приложения), полностью поддерживающие протокол SIP.

В то же время недавний выход рассматриваемой УАТС на рынок означает, что некоторые анонсированные функции лишь предстоит реализовать. Скажем, сегодня вы не можете выполнить «горячее» резервное копирование для дублирования ресурсов в режиме реального времени; нет такой возможности и у сервера IP Unity. Использовавшийся в ходе тестирования медиа-шлюз Siemens поддерживал только базовую функциональность, например формирование соединений с каналами T1/E1 и с ТфОП. Правда, это не является большим недостатком: HiPath 8000 успешно взаимодействует со шлюзами вроде Versatel 1500L, поэтому другие сервисы могут быть обеспечены с помощью продуктов других фирм.

Масштабирование данной УАТС также оказалось на высоте. Как заявляет производитель, система может использоваться в офисах с любым числом сотрудников, если все они работают в единой сетевой среде. По понятным причинам, мы не смогли проверить это утверждение на практике. Тем не менее при помощи медиа-шлюза Versatel в тесте на взаимодействие двух абонентских SIP-устройств были сымитированы 4782 канала, что заметно превышает предел для одиночной платформы, составляющий 4 тыс. каналов.

Одной из интересных дополнительных возможностей HiPath 8000 является так называемая «VoIP-выживаемость». По сути дела, речь идет о резервировании канала связи для удаленных офисов. Если они подключены к центральной УАТС через медиа-шлюз и соединение с ним выходит из строя, исходящие вызовы внешних абонентов автоматически переадресуются в сеть коммутации каналов, тогда как внутренние вызовы по-прежнему обрабатываются медиа-шлюзом, установленным в удаленном офисе. Аналогичная функциональность реализована в медиа-шлюзах и VoIP-брандмауэрах некоторых других компаний, но среди участников тестирования ее предлагает только Siemens.

В системе HiPath 8000 появилось новое управляющее приложение с графическим интерфейсом, отличающееся высокой интуитивностью и достаточной простотой, которое можно использовать в большинстве центров обработки данных. При этом настройку плана нумерации по-прежнему лучше поручать профессиональным телефонистам.

Zultys MX 250

Zultys — это производитель небольших учрежденческих АТС, которые вполне в состоянии оправдать ваши ожидания. Компания бесстрашно согласилась принять участие в испытаниях, в которых ей противостояли куда более именитые конкуренты. Обновленная система MX 250 была предоставлена нам в рекордные сроки: у Zultys практически не оставалось времени, чтобы подготовиться к тестированию.

Конфигурацию MX250 мы настраивали самостоятельно, поскольку производитель просто не успел отправить своего инженера на Гавайи. Оказалось, что система задает новый стандарт простоты внедрения. Конечно, частично MX250 обязана этим протоколу SIP, который заметно упрощает настройку всех продуктов данной категории. А остальное сделали интеллектуальная архитектура и удачный подбор значений параметров, принимаемых по умолчанию. Конфигурирование оказалось настолько простым, что вместе с инженерами Ingate и Spirent мы даже начали сомневаться: а все ли операции уже выполнены? Оказалось, что все.

Система MX250 гораздо меньше двух других участников испытаний. Тестировавшаяся конфигурация, основанная на сервере с процессорами PowerPC и ОС Linux, была оснащена парой шлюзов для каналов T1/E1 и шлюзом для выхода в ТфОП. Последние обновления затронули ее производительность и объем памяти, а кроме того, в составе MX250 появился дисковый RAID-массив.

Каждая станция MX250 способна одновременно обслуживать не более 250 пользователей, а общее число поддерживаемых абонентов не должно превышать 1 тыс. До 32 таких устройств могут быть объединены в сеть, что позволяет довести суммарное количество пользователей до 8 тыс. Таким образом, хотя продукт Zultys не в состоянии обрабатывать телефонные вызовы со всей планеты, его емкости вполне достаточно для подавляющего большинства малых и средних предприятий (по американским меркам. — Прим. ред.).

Представителей сектора SMB наверняка привлекут простота установки и администрирования данной УАТС, которые осуществляются средствами графического интерфейса с рабочей станции под Windows. Разработчики учли современные стандарты в области проектирования графических интерфейсов, так что администратор, имеющий опыт работы в графической среде, почувствует себя в своей тарелке. Это — едва ли не самый простой в управлении продукт среди тех, с которыми нам довелось иметь дело. Например, для формирования списка пользователей можно задействовать ПО Excel или любое другое приложение, сохраняющее файлы в формате CSV, а затем импортировать получившийся файл в УАТС.

Станция MX250 создавалась с ориентацией на предприятия, на которых работают не более 8 тыс. сотрудников, но большинство компаний, которые приобретут данный продукт, вряд ли станут объединять в сеть 32 таких устройства. Они ограничатся использованием MX250 в качестве учрежденческой АТС, стремясь минимизировать парк дополнительного коммуникационного оборудования. Имея это в виду, Zultys оснастила MX250 интегрированными маршрутизатором и брандмауэром, а также средствами поддержки протоколов NAT и DHCP.

Одновременно фирма реализовала множество сервисов. В MX250 встроена поддержка голосовой почты, и для каждого сотрудника можно определить до восьми телефонных номеров, включая номера рабочего, сотового и домашнего телефонов. Подобно двум другим протестированным УАТС, продукт фирмы Zultys способен взаимодействовать с любыми аппаратными и программными телефонами, соответствующими стандарту SIP.

Администрировать MX250 не сложнее, чем инсталлировать. Все управляющие процедуры выполняются при помощи графического интерфейса, который отличается простотой в работе, высокой интуитивностью и целостностью дизайна.

Система MX250 не допускает масштабирования до астрономических размеров, присущих двум другим продуктам, зато в работе с небольшим числом сотрудников проявила себя лучше, чем решения Avaya и Siemens. В функциональном отношении эта УАТС ничем не уступает своим старшим собратьям. Обработка SIP-вызовов не вызвала у нас нареканий, а обслуживание УАТС окажется по плечу небольшим ИТ-отделам.

Три — уже много

В зависимости от потребностей вашей организации каждая из протестированных систем может оказаться удачным выбором. Так, продукты Avaya кому-то покажутся излишне сложными, но по стоимости они вполне конкурентоспособны, а при наличии унаследованных телефонных систем практически любого типа комбинация CM/CCS прекрасно справится с ними. К тому же решение Avaya способно удовлетворить разнообразные требования к типам поддерживаемых соединений (с цифровыми каналами связи, ТфОП и др.).

Если верить рекламным брошюрам, продукт Siemens способен обеспечить телефонной связью всю планету. Относиться к таким утверждениям можно по-разному, но мы на практике убедились в том, что система HiPath 8000 является наилучшей реализацией УАТС на базе протокола SIP. Она поддерживает любые функции этого протокола, а ее гибкость наглядно демонстрирует, чего может достичь компания, стремящаяся строго следовать духу и букве стандарта.

MX250 производства Zultys является выдающейся учрежденческой АТС для небольших предприятий. Она умеет практически все, в том числе выполняет отдельные функции, которые обычно отсутствуют в продуктах этой категории (такие как функции брандмауэра или сервисы DHCP и NAT). По результатам прошлого года американский еженедельник InfoWorld назвал MX250 продуктом года в категории IP-УАТС, и протестированная нами обновленная версия подтверждает этот титул.

Примечание: Оценки выставлялись по десятибалльной шкале. Проценты в скобках соответствуют весовым коэффициентам отдельных критериев, которые учитывались при выведении итоговой оценки.

Продукты, участвовавшие в испытаниях, способны дать больше, чем вы от них ожидаете. Поддержка ими протокола SIP означает, что вы сможете уверенно смотреть в будущее. Остановив свой выбор на УАТС одного производителя, вы не станете ограничивать себя в покупке телефонов, медиа-шлюзов и коммуникационных серверов производства других компаний.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями