Вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) стало для некоторых представителей власти своеобразной «идеей фикс». О нем говорилось почти в каждом докладе участников круглого стола «Партнерство бизнеса и государства в сфере ИКТ», прошедшего в рамках второго международного конгресса «Государство и бизнес: социально ответственное партнерство»

Рост экономических показателей ведущих европейских стран и США лишает сна наших государственных и академических деятелей. Чиновники уверены, что и Россия имеет все шансы стать равноправным участником мирового рынка, поскольку располагает для этого необходимыми человеческими, технологическими и природными ресурсами. Для достижения успеха нужно лишь грамотно распорядиться таким богатством.

Госструктуры делают основную ставку на ИКТ-сектор, полагая, что именно эта растущая отрасль способна вывести Россию в «высшую лигу» глобальной экономики. Свои планы «завоевания зарубежных территорий» Министерство информационных технологий представило общественности еще в начале апреля (см. «Сети», 2005, №7, статья «Русские придут»). Тогда же чиновники объявили одним из самых перспективных направлений роста ИТ-индустрии услуги аутсорсинга в сфере разработки программного обеспечения. По прогнозам ассоциации разработчиков «РУССОФТ», в нынешнем году объем российского экспорта ПО составит примерно 1млрд долл.

Вдохновленные ростом сегмента аутсорсинга, госструктуры решили оказать ему должную поддержку. Они загорелись идеей строительства сети технопарков, в которых будет разрабатываться заказное экспортное ПО. Большинство последних инициатив Правительства РФ в данной сфере (подготовка специалистов, создание фонда совместного инвестирования, законотворчество и т.д.), в конечном счете, сводятся к достижению этой благой цели. Участники конгресса подчеркивали важность и своевременность усилий государства в области аутсорсинга, полагая, что одних талантов отечественных программистов достаточно для признания экономической мощи России во всем мире. Якобы, нужно лишь подготовить необходимую инфраструктуру, и страна может смело вступать в ВТО. А ежегодное «неучастие» в ней, по словам чиновников, обходится отечеству в миллионы долларов.

В отношении реализации федеральных проектов особую обеспокоенность властей вызывают ФЦП «Электронная Россия» и программа внедрения системы электронно-цифровой подписи. По мнению Владимира Матюхина, руководителя Федерального агентства по информационным технологиям, для успешного воплощения обеих инициатив необходимо создать адекватную законодательную базу и технологическую инфраструктуру, позволяющую «доставить Internet в каждый дом». Кроме того, нужно организовать работу удостоверяющих центров, обеспечив их необходимыми инфраструктурными решениями.

Но большинство выступлений на «круглом столе», как водится на мероприятиях такого ранга, носили декларативный характер. Обилие призывов и торжественных заявлений вряд ли способствует развитию новой экономической доктрины российского государства. На этом фоне выделялся доклад Виталия Слизеня, директора департамента государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий (ДИКТ) Мининформсвязи России, который с максимальной прозрачностью обрисовал текущую политику в области партнерства государства и бизнеса в ИКТ-сфере.

Основная часть его выступления была посвящена реализации новых «Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия», утвержденных весной текущего года. Слизень считает, что решение важных вопросов и реорганизация отрасли проходят в соответствии с планом. К концу мая подготовлены уже 30 законодательных актов из 38 намеченных в качестве дополнений и пояснений к закону «О связи». По словам Слизеня, в течение двух-трех месяцев будут утверждены и оставшиеся восемь постановлений.

После необходимых преобразований будет создана «идеальная модель» сбалансированных взаимоотношений государства и коммерческих ИТ-организаций. Слизень сообщил, что наконец-то IP-операторы будут уравнены в правах с операторами фиксированной связи. По его словам, последние могут обеспечивать такой же широкий перечень услуг, как IP-операторы, а пользы от них гораздо больше, чем от фирм, стоящих под знаменами IP-телефонии. Так, по данным Слизеня, у традиционных операторов налоговые отчисления в бюджет составляют 30% доходов, а у IP-операторов — лишь 10%. Сразу ясно, кого из этих игроков станет поддерживать государство.

Кроме того, заявил директор ДИКТ Мининформсвязи РФ, если компании, предоставляющие услуги IP-телефонии, вдруг исчезнут с рынка (в принципе, именно это мы сейчас и наблюдаем), то «никто этого не заметит», поскольку связь абонентам по всей стране будет предоставляться в привычном режиме. А посему столь вредный для развития бизнеса традиционных операторов элемент можно спокойно удалить, предоставив монополистам возможность внедрять и развивать дополнительные услуги. На вполне логичный вопрос о том, как можно говорить в такой ситуации о равноправии, Слизень ответил, что «бывшим» IP-провайдерам следует поискать новые сферы для самореализации, к примеру заняться модернизацией сетей «последней мили» или предоставлением информационно-справочных услуг. Выступление Слизеня послужило очередным доказательством печально известного тезиса: партнерство бизнеса и государства возможно лишь в том случае, когда оно выгодно властям.

Показательно и то, что чиновники «съели» большую часть времени, отведенного регламентом на выступления, оставив представителям бизнеса лишь несколько минут из полагавшихся им двух часов. В результате заготовленные презентации и выступления оказались «не к месту». Николай Комлев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, обратил внимание присутствовавших на этот возмутительный факт. Зато к сложившейся ситуации вполне спокойно отнеслись такие известные в ИТ-мире персоны, как Семен Рабовский (генеральный директор ЗАО «Комстар»), Александр Вронец (первый заместитель генерального директора ЗАО «Система Телеком») и Кирилл Корнильев (генеральный директор IBM EE/A). Они были заявлены в качестве выступающих, но в заседании «круглого стола» участвовать не стали, очевидно, заранее зная, что попытка публичного разговора с представителями власти обернется монологом последних.