Компания Siemens не собирается отказываться от убыточного бизнеса по выпуску мобильных телефонов и планирует использовать на территории России методику работы с заказчиками по принципу «единого окна»

Нешуточная борьба развернулась между двумя важнейшими российскими выставками в сфере ИТ и телекоммуникаций — весенней «Связь-Экспоком» и осенней «ИнфоКом». На стороне первой — теплые дни, удачное место проведения и большая известность. В пользу второй играют безусловная поддержка со стороны Мининформсвязи РФ и присутствие на стендах крупнейших компаний из обоймы «Связьинвеста», но по удобству расположения она, как говорится, ни в какие ворота не лезет. Выставочный центр на Красной Пресне, конечно, тоже далек от идеала с точки зрения автомобильных пробок и многочисленных «узких мест» в обслуживании посетителей, но это гораздо лучше, чем два часа добираться на МКАД по осенней сырости и промозглости и примерно столько же — обратно в центр города.

Все это — объективные факторы. Однако существенную лепту в повышение рейтинга того или иного события может внести активность фирм-участниц, которые, как правило, стремятся приурочить к выставкам ключевые объявления или бизнес-анонсы, а также презентации новых продуктов. И по этому критерию «Связь-Экспокомм» пока сильно опережает своего постоянного конкурента, хотя со временем все больше западных производителей (а именно они являются основными генераторами «информационных поводов») либо выражают желание присутствовать сразу на обеих выставочных площадках, либо вообще отказываются от участия в общеотраслевых выставках за неимением адекватной отдачи.

Концерн Siemens выбран в качестве стратегического поставщика столичного телекоммуникационного холдинга «Система Телеком», и его приверженность весеннему российскому форуму связи остается непоколебимой. Но это не мешает немецкому производителю успешно поставлять оборудование операторам «Связьинвеста» и «МегаФону». Размер бизнеса и общее влияние компании на рынок позволяет российскому представительству Siemens быть выше политических «околовыставочных» интриг, которые ведут чиновники Мининформсвязи, и реализовывать маркетинговую стратегию с оглядкой лишь на собственные коммерческие интересы. Однако вице-президент ООО «Сименс» и президент департамента Siemens Communications в России Раймонд Армес все же упомянул о различиях конкурирующих выставок. По его словам, на «Связь-Экспокоме» производителям надо показывать продукты, рассчитанные на широких круг заказчиков, а на «ИнфоКоме» — работать с операторами связи и демонстрировать им соответствующие решения.

единый и неделимый

На прошедшей в Москве весенней выставке ИТТ германский концерн не только представил ряд технологических новинок (впрочем, ориентированных преимущественно на операторский сектор), но и позволил прессе напрямую пообщаться с доктором Хенриком Фристацки — главой российского представительства Siemens. Он сменил на этом посту Агнессу Франтик в августе прошлого года, но прежде, с 1993 по 1998 год, уже успел поработать в нашей стране.

Президент российского отделения Siemens дал понять представителям СМИ, что его компания является гораздо более крупной организацией, нежели просто производитель АТС и сотовых телефонов, пусть даже широко известный в мире. Прошлогодний оборот этого промышленного монстра составляет 75 млрд евро, в то время как крупнейший его департамент, Siemens Communications, заработал почти 18 млрд евро. Остальные 57 млрд евро принес бизнес в областях транспорта, энергетики, медицины, приборостроения и профессиональных услуг.

Д-р Фристацки рассказал о методе работы с крупнейшими мультинациональными предприятиями и государственными заказчиками, который называется «Единый Siemens». Суть его состоит в том, что, инициировав сотрудничество с таким заказчиком в какой-либо одной «плоскости», Siemens расширяет его на смежные области. В конечном счете, концерн предлагает заказчику законченные высокоинтегированные решения, опирающиеся на технические достижения в различных индустриальных сферах.

Создание корпоративной сети связи для «Газпрома» укладывается в рамки подхода «Единый Siemens», но еще не является типичным примером его реализации. Настоящей «первой ласточкой» в этом направлении может стать масштабный проект с ОАО «Российские железные дороги», подразумевающий строительство высокоскоростных транспортных магистралей на территории нашей страны. В данном случае внедрение систем технологической и диспетчерской связи (таких как сеть GSM-R) должно стать лишь «надстройкой» к основному «зданию» — инфраструктуре железнодорожного сообщения, включающей в себя энергетические, сигнальные, сервисные системы и даже скоростные поезда.

Грани совместной деятельности

Для успешного перехода к модели «Единый Siemens» в нашей стране руководство местного офиса проводит регулярные переговоры на уровне глав субъектов РФ. «Расширяя региональное присутствие в России, мы стремимся работать с нашими заказчиками именно там, где им удобно», — подчеркнул Хенрик Фристацки. Другим мощным стимулом дальнейшего проникновения Siemens в отечественную экономику должно стать сотрудничество в производственной области. Сейчас, по словам г-на Фристацки, на российских предприятиях выпускаются телефонные станции и электрические турбины, а на очереди — производство автоэлектроники, скоростных поездов, расширение номенклатуры изделий для сектора ИТ и телекоммуникаций.

Главным кандидатом на запуск совместных с Siemens производственных ИТ-проектов является АФК «Система» и входящий в ее состав концерн «Научный центр», образованный на базе наукоемких предприятий Зеленограда. Пробный шар совместной деятельности с этим отечественным многопрофильным холдингом был пущен 5 марта 2005 года: Siemens Communications подписал меморандум о намерениях с компанией «Видеофон-МВ» — разработчиком комплексных систем информационной безопасности, которая, в свою очередь, является дочерней структурой ОАО «Концерн научный центр». С помощью Siemens разработки «Видеофона-МВ» будут доведены до соответствия требованиям европейского рынка и получат необходимую маркетинговую поддержку для продвижения за пределами России.

Надо сказать, у Siemens накоплен большой опыт открытия совместных предприятий за рубежом и создания узкоспециализированных дочерних компаний, сфокусированных на конкретных технологических областях. Достаточно вспомнить проект Siemens в Китае, нацеленный на проектирование и выпуск оборудования сотовой связи третьего поколения TD-SCDMA. Другой пример — выделение фирмы Infineon из состава «большого» Siemens в самостоятельную бизнес-единицу.

С любимыми не расстаются

Упоминание о Infineon здесь вовсе не случайно. В конце апреля совет директоров Siemens AG наконец-таки принял решение о судьбе подразделения, занимающегося выпуском мобильных телефонов. Как известно, в нашей стране сотовые телефоны Siemens снискали заслуженную популярность благодаря доступным ценам и внятному рыночному позиционированию моделей. Вместе с поставками инфраструктурных решений для операторов связи они формируют львиную часть годового бюджета компании на местном рынке, который в прошлом году равнялся 1,2 млрд евро.

Однако с точки зрения финансовой отчетности телефонный бизнес давно приносит компании одну головную боль. Особенно сложным стало положение с началом активной экспансии на рынок мобильных устройств многочисленных азиатских производителей. Высшее руководство Siemens рассматривало четыре варианта выхода из кризиса: ликвидация бизнеса мобильных телефонов как такового, его продажа, создание на его базе совместного предприятия с участием третьей стороны и выделение соответствующего подразделения в самостоятельное юридическое лицо с сохранением прежнего раскрученного брэнда.

Победил последний вариант, и со следующего финансового года все операции, связанные с разработкой, выпуском и продвижением мобильных терминалов и прочих телекоммуникационных устройств для домашнего применения, перейдут в ведение 100-процентной дочерней структуры Siemens с независимым управлением и бюджетом. По словам Раймонда Армеса, такое преобразование приведет к значительному сокращению текущих издержек и возвращению бизнеса мобильных телефонов к прибыльности. В подтверждение серьезности своих намерений концерн объявил о предстоящем выпуске десяти новых моделей семейства 75, ориентированных на различные уровни пользовательских запросов. В перспективе не исключено объединение дочерней компании с одним из независимых производителей мобильных средств связи и создание предприятия, подобного SonyEricsson.


Бросок в приоритетном направлении

Накануне выставки «Связь-Экспокомм» департамент Siemens Communications и компания «Мобильные ТелеСистемы» подписали рамочный контракт на 265 млн долл., которые должны быть полностью потрачены в текущем году на закупку оборудования сотовой связи. Как отметил Раймонд Армес, этот контракт является уникальным для российского рынка, поскольку определяет план закупок, технические, финансовые и иные условия поставок решений не для каждого регионального фрагмента сети МТС в отдельности, а для всей инфраструктуры, охватывающей территорию четырех государств СНГ. По условиям соглашения Siemens установит в сети российского оператора дополнительные базовые станции, коммутационное оборудование и ПО для предоставления услуг интеллектуальной сети (IN).

Широкий спектр решений для мобильных операторов стал главной изюминкой нынешней экспозиции Siemens на «Связь-Экспокомм?2005». На стенде компании была продемонстрирована «живая» передача данных по технологии HSDPA, позволяющая добиться в направлении мобильного абонента скорости передачи информации до 3 Мбит/с. Новые БС NB-88x с поддержкой HSDPA позволят операторам достичь 30-процентной экономии расходов на электропитание и обслуживать вдвое больше абонентов в расчете на каждую соту.

Совместно с оператором «Скайлинк» были показаны возможности решения Siemens Media Delivery (MD). Оно обеспечивает доставку мультимедийного контента абонентам, находящимся в зоне роуминга. Используя беспроводный терминал с единой точкой доступа к сетям IMT-MC, Wi-Fi и других стандартов, абоненты смогут выбирать доступные сети и делать собственные настройки с ориентацией на технологические и экономические преимущества.

Для интеграции внешних беспроводных и корпоративных IP-сетей Siemens предложил подсистему базовых станций nanoGSM. А операторское решение Mobile Office послужит для организации безопасного надежного доступа удаленных мобильных пользователей к корпоративным приложениям через Internet.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями