Нынешняя выставка «Связь-Экспокомм», претендующая на звание самого значительного события отрасли, не оправдала надежд большинства посетителей

Дело не только в том, что занимаемые ею площади немного сократились (с 26,7 тыс. кв. м в прошлом году до 25 тыс. кв. м в нынешнем), а число участников уменьшилось ровно на одну компанию (с 870 до 869). Гораздо важнее, что в этом году выставку обошли своим вниманием такие заметные игроки российского рынка, как «Голден Телеком», «ВымпелКом», «МегаФон», «Связьинвест», Avaya, ZyXEL и 3Com.

Большинство компаний, которые проигнорировали весеннее шоу в московском «Экспоцентре», уверены, что свои маркетинговые активы они могут потратить гораздо более эффективно, проведя точечное наступление на интересующую их аудиторию. А главную телекоммуникационную выставку страны руководители многих солидных ИТ-предприятий считают лишней головной болью и пустой тратой времени.

Экскурсия по стендам

Хотя холдинг «Система Телеком» вновь прибыл на «Связь-Экспокомм» в полном составе, открытие его огромной экспозиции (более 2 тыс. кв. м) на сей раз не стало заметным событием. Прошлогоднее открытие коллективного стенда под звуки фанфар, сопровождавшееся обнародованием радужных планов на будущее, запомнилось куда отчетливей, чем нынешние вялые сеансы видеоконференц-связи с руководством холдинга.

Руководство АФК «Система» совершает торжественный обход коллективного стенда «Системы Телеком»

Открытие выставки и объединенного стенда «Системы Телеком» не только было лишено приличествующего случаю пафоса, но и казалось довольно странным. Приветственные слова участникам и посетителям выставки первые лица холдинга произносили с большого экрана, установленного в центре экспозиции. Однако это был не прямой эфир, а запись: те же персоны молча наблюдали за шоу, разместившись в удобных креслах напротив экрана. Вокруг недоуменно топтались приглашенные на торжественную церемонию журналисты, пытаясь понять ее глубинный смысл. Находившийся здесь же конферансье зачем-то продемонстрировал возможности своего смартфона, после чего всех пригласили «прогуляться по стендам». Так и осталось неясным, что именно хотело продемонстрировать руководство столичного холдинга — возможности современных технологий связи, собственную послепраздничную усталость или нежелание общаться с прессой.

Стенды участников главной экспозиции выставки оказались как никогда пестрыми и шумными. Они были заполнены танцующими девушками и громкой музыкой, что, вероятно, символизировало сфокусированность компаний холдинга на развитии мультимедийных возможностей современных коммуникаций с акцентом на развлекательную составляющую.

Internet-провайдер «МТУ-Интел», известный, прежде всего, своим брэндом «Стрим», представлял на выставке новые сервисы передачи видеоконтента подписчикам широкополосных услуг. Теперь абонентам этого провайдера предлагается трансляция свыше 70 российских и зарубежных телеканалов, а также доставка видео- и фотоизображений «по требованию». Цифровой видеосигнал будет доставляться абонентам по телефонным проводам на основе технологии ADSL.

Посетители стенда оператора «Комстар Объединенные Телесистемы» смогли воочию убедиться в том, что он всерьез взялся за реализацию концепции Triple play. Проект «Комстара» предполагает предоставление услуг «три в одном» (голос, видео и данные) по волоконно-оптическим линиям связи.

На стенде «Системы Телеком» произошло одно весьма значительное событие: оператор МТС и японская компания NEC заключили соглашение на поставку платформы и терминалов, необходимых для развертывания сервиса i-mode (подписание контракта на право эксклюзивного использования этой технологии и торговой марки состоялось в конце прошлого года). Услуги данного класса позволят абонентам значительно расширить возможности получения персонализированной информации на сотовый телефон. На стенде оператора желающие могли ознакомиться с сервисом Ring Back Melody, предложенным в рамках новой концепции и позволяющим абонентам устанавливать музыкальные мелодии вместо стандартных гудков ожидания.

Входящая в состав холдинга другая компания сотовой связи, «Скайлинк», предстала перед публикой в новой роли. После того как под ее «крылом» объединились три сотовых оператора («Московская сотовая связь», «Персональные коммуникации» и «Дельта Телеком»), она по праву может называться федеральным оператором мобильной связи. Активное развитие в регионах сети IMT-MC-450 под брэндом SkyLink началось еще в 2004 году. Там этот стандарт приходит на смену аналоговым сетям первого поколения NMT-450. На выставке оператор представил мобильные решения, направленные на развитие инфраструктуры бизнеса, общения и отдыха: интерактивный коммуникационный центр Sky Point, мобильные сетевые решения для передачи видеоизображений и поддержки бизнес-процессов на основе VPN-доступа, сервисы передачи данных на основе технологии EV-DO, интегрированные пакеты услуг, усовершенствованные модели телефонов.

Специалисты МГТС разработали и внедрили расширенный спектр услуг таксофонной связи, с помощью которых можно получить доступ к информационным базам МГТС, выйти в Internet, передать SMS, отправить сообщение по e-mail, оплатить услуги банковской картой или социальной картой москвича.

Время и деньги

Экскурсия по стендам компаний «Системы Телеком» показала, что для холдинга настало благоприятное время. Об этом свидетельствуют и финансовые результаты его деятельности. Так, в 2004 году консолидированная выручка «Системы Телеком» выросла на 52% по сравнению с показателями годичной давности и достигла 5 млрд долл. Прибыль до уплаты налогов, процентов, переоценки фондов и амортизации (EBITDA) увеличилась на 55% и составила 2 млрд 480 млн долл. Консолидированная чистая прибыль возросла на 57% — до 1,1 млрд долл. Группа компаний сейчас обслуживает около 45 млн абонентов.

Свою долю на отечественном рынке телекоммуникаций руководство «Системы Телеком» оценивает в 29%, тогда как по итогам 2003 года на холдинг приходились 26% отраслевых доходов. При этом оценка валового дохода отрасли связи, приведенная «Системой» (18,4 млрд долл.), «несколько отличается» от данных, которые были обнародованы на Всероссийском совещании Мининформсвязи в начале апреля (540 млрд рублей).

Консолидация в единой точке

Холдинг успешно преодолел основной этап консолидации активов, начавшийся около года назад после объединения операторов «Комстар», «МТУ-Информ» и «Телмос» в организацию «Комстар Объединенные Телесистемы». Сегодня этот процесс вступил в новую стадию, связанную с интеграцией их сетей и сервисов.

В день открытия «Связь Экспокомм?2005» руководство «Системы Телеком» объявило о старте проекта «Единая точка доступа». Предполагается, что в его рамках будет создана единая расчетно-сервисная платформа для оплаты услуг, оказываемых компаниями МТС, «Скайлинк», «Комстар Объединенные Телесистемы» и «МТУ-Интел». Таким образом, инициатива призвана объединить средства оплаты фиксированной и мобильной связи, а также доступа к Internet. В скором времени для перевода денежных средств на лицевой счет любого оператора «Системы» абонент сможет использовать единую карточку экспресс-оплаты. Первые комплекты пластиковых скретч-карт должны появиться в широкой продаже уже в текущем году.

Технологической базой для реализации «Единой точки доступа» станет сеть оператора «Комстар Объединенные Телесистемы», в которой вот-вот должно начаться тестирование специализированных решений. Первоначально все услуги в рамках проекта будут предоставляться жителям Москвы и Московской области, а затем, используя ресурсы афиллированной компании «Межрегиональный Транзит Телеком», «Система» выйдет со своими коммерческими предложениями в регионы. Ожидается, что услугами всех компаний группы (в том числе разовым заказом сервисов, а также оплатой и управлением их набором через информационный Internet-портал) клиенты смогут воспользоваться через два-три года. К тому времени будет подготовлена необходимая технологическая инфраструктура для «Единой точки» и внедрена биллинговая система, разработанная чешской фирмой Strom Telecom (одним из дочерних предприятий АФК «Система»).

Как заявил Александр Вронец, заместитель генерального директора «Системы Телеком», такую схему работы с клиентами используют зарубежные фирмы — финско-шведская TeliaSonera, австралийская Telstra и немецкая Deutsche Telekom. Однако руководство московского холдинга подчеркнуло, что в рамках этого проекта не произойдет объединения всех активов в общую бизнес-структуру. По мнению главы холдинга Владимира Лагутина, даже очень крупная компания не в силах предоставить весь спектр телекоммуникационных услуг. Зато «Система Телеком» нашла верный способ универсального обслуживания клиентов через единую точку доступа, координируя усилия операторов из разных сегментов рынка.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями