Экономическое сотрудничество государств СНГ будет усилено технологиями электронной торговли

Федеральное агентство по информационным технологиям («Росинформтехнологии») объявило о запуске проекта, подразумевающего создание Межгосударственного информационно-маркетингового центра (ИМЦ) государств — членов СНГ. Как пояснил Александр Панкратов, заместитель руководителя «Росинформтехнологий» и руководитель рабочей группы высокого уровня Межгосударственной программы, данная инициатива имеет солидную предысторию и является закономерной вехой на пути построения информационного общества в нашей стране.

Точкой отсчета стало Решение Совета глав правительств СНГ от 29 ноября 2001 года, которым и была утверждена Межгосударственная программа создания до 2005 года сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг в странах СНГ. Сейчас уже ясно, что к назначенному сроку программа «не успела», но к ее реализации было приложено немало усилий.

Так, в России, где инициатива начала активно разворачиваться с 2002 года в рамках ФЦП «Электронная Россия», разработано и опробовано в нескольких регионах специализированное программное обеспечение, ставшее технологической базой для функционирования ИМЦ. Оно позволяет властным структурам осуществлять процедуры государственных закупок и поддерживать экономическое взаимодействие предприятий из различных субъектов РФ. На сегодняшний день в РФ действуют около 40 региональных ИМЦ. В рамках проекта построения общероссийской сети ИМЦ создана специальная организация — Национальная ассоциация участников рынка электронной торговли, основными задачами которой стали разработка единых отраслевых стандартов и содействие в формировании необходимой законодательной базы.

Из других стран, входящих в состав СНГ, заинтересованность в интеграционных процессах на поле электронной торговли проявляют только Украина и Беларусь. Украина подготовила нормативно-техническую документацию для программы и развернула интеллектуальную экономическую среду (ИФЭС) на базе технологий Internet, обеспечивающую предоставление услуг коммерческим организациям. К достижениям Республики Беларусь в данном направлении можно отнести проект создания Межгосударственного центра электронной торговли и внедрение систем «Тендеры» и «Товаропроводящая сеть» для улучшения торгового взаимодействия между местными предприятиями и иностранными контрагентами. Сейчас в Беларуси работают около 10 региональных ИМЦ.

Александр Панкратов: «Для дальнейшего развития программы по созданию ИМЦ необходимо, чтобы Украина и Беларусь тоже приняли участие в финансировании работ»

Александр Панкратов сетует, что одной из основных проблем на пути реализации перспективного проекта стало его недостаточное финансирование. Изначально на него планировалось выделить 179 млн руб., которые должны были предоставить три государства-участника. Однако реальные вложения не превысили 15 млн руб. (6 млн в прошлом году и 9 млн — в нынешнем), поступивших в общий фонд от российской стороны. Для дальнейшего развития программы необходимо, чтобы Украина и Беларусь также выделили средства на проведение работ. И хотя сроки завершения проекта значительно сдвинулись (на заседании рабочей группы их решено продлить до 2008 года), времени на проведение запланированных мероприятий остается не так уж много.

Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, российские власти вплотную приступили к реализации программы. На недавней пресс-конференции было объявлено о старте основного этапа работ над проектом. В течение этого периода произойдет объединение национальных ИМЦ России, Украины и Республики Беларусь в единую информационную инфраструктуру, деятельность которой будет координироваться Межгосударственным информационно-маркетинговым центром СНГ. На вопрос, почему в проекте участвуют лишь три государства, Александр Панкратов ответил, что, во-первых, торговый оборот между ними составляет 75% всех сделок в СНГ, а во-вторых, только эти страны располагают адекватными технологическими ресурсами.

В роли государственного заказчика и координатора проекта выступает федеральное агентство «Росинформтехнологии», а исполнителями по результатам конкурса стали фирма Cognitive Technologies и ИСА РАН. Специалисты этих организаций разработали «Программный комплекс Центра электронной торговли». Данный продукт, относящийся к информационным системам класса B2G и B2B, предназначен для приобретения товаров и услуг в интересах как государственных организаций, так и коммерческих структур. Система снабжена необходимым набором программных и технических средств, в том числе механизмами защиты информации. Как рассказал представитель ИСА РАН, криптографическая защита данных, передаваемых по открытым каналам связи, осуществляется при помощи разработок компании «Крипто Про».

Помимо поддержки тендеров при выборе поставщиков товаров и услуг комплекс обеспечивает документооборот торговых операций, контроль над выполнением контрактов, мониторинг текущих рыночных цен на товары и услуги, формирование реестров поставщиков и производителей, ведение «торговой истории» участников электронной торговли и т.д. С помощью этой системы различные организации стран СНГ смогут действовать на рынках Ближнего Зарубежья и заключать сделки в удаленном режиме.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями