Нормативные документы Министерства информационных технологий и связи, недавно утвержденные Правительством РФ, положили начало кардинальному изменению бизнеса многих телекоммуникационных компаний

Пойдут ли перемены на благо отечественному рынку, покажет время, но уже сейчас очевидно, что в ближайшие годы преимущества получат те операторы связи, которые активно используют современные мультисервисные технологии.

Новый ландшафт рынка телефонии

Почти полтора года на телекоммуникационном рынке нашей страны царила настоящая неразбериха: множество документов, описывающих правила игры, в одночасье были признаны утратившими силу, а замена им нашлась не сразу. Цунами слухов, особенно о будущем IP-телефонии, захлестнула рынок. Этот период юридического «вакуума» игроки использовали, как умели. Некоторые мелкие провайдеры карточной IP-телефонии пугали себя и других грядущими драконовскими мерами. Крупные операторы (как традиционные, так и альтернативные) вдруг превратились в ярых «государственников» и, по сути дела, призывали министерство ввести практику двойного стандарта при регулировании отрасли.

Несмотря на массу пугающих и противоречивых слухов, число желающих заработать на услугах IP-телефонии в течение прошлого года не уменьшалось. Косвенным тому подтверждением может служить рост стоимости «бумажных» провайдеров, то есть юридических лиц с необходимыми лицензиями Мининформсвязи, которые создавались специально для продажи. Именно в это время в России появился новый вид бизнеса, который условно можно назвать «предоставлением услуг Internet-связи».

Выход в свет новых нормативных документов (прежде всего, перечня наименований лицензируемых услуг связи и правил присоединения к сетям электросвязи) был встречен залпом критики со стороны рыночных игроков и независимых экспертов. Справедливости ради отметим, что отчасти эта критика была уместной. Например, текст документов оказался абсолютно «нечитабельным». Можно ссылаться на необходимость юридически выверенных формулировок, но все же не стоит забывать о правилах русского языка.

Но для нас гораздо важнее оценить идеи, заложенные в эти формулировки. Разработчики нормативных актов попытались дать потребительское описание телефонной услуги, абстрагировавшись от используемых операторами технологий. Такой подход можно только приветствовать, особенно принимая во внимание всеобщую нацеленность рынка на сети следующего поколения. Однако полного отделения сервиса от технологий все же не получилось.

В перечне лицензируемых услуг появился принципиально новый сервис, определяемый как «передача голосовой информации по сети передачи данных». С одной стороны, это факт нужно рассматривать как уступку действующим операторам IP-телефонии, а с другой — как попытку направить усилия энтузиастов на освоение иного сегмента телекоммуникационных услуг. Правда, сказав «А», авторы нашумевших подзаконных актов не стали говорить «Б». Но для полноценного развития рынка голосовых услуг связи в Internet необходимо сделать, по крайней мере, еще два промежуточных шага.

Во-первых, нужно ввести для пакетной телефонии особую зону нумерации, которая не привязана к региону (в терминах правил присоединения — «географически не определяемую зону нумерации»). Во-вторых, разрешить присоединение операторов местной связи, которые предоставляют услуги исходящего и входящего вызовов из сетей передачи данных, напрямую к междугородным и международным операторам — минуя уровень зоновой телефонной связи.

Открытие законодательного шлюза к голосовой связи в СПД позволит существенно снизить вероятность возникновения «серых» схем работы в провайдерском бизнесе, которые буквально наводнили рынок услуг IP-телефонии.

Internet-связь как бизнес-модель

По данным Фонда общественного мнения (ФОМ) за прошедшую зиму численность российских пользователей Internet практически не изменилась по сравнению с осенью 2004 года. Хотя бы раз в полгода выходят в Сеть порядка 17,6 млн человек, или 16% населения страны. Также результаты опроса показали увеличение числа потребителей, предпочитающих выходить в Internet при помощи домашнего компьютера: их доля в среднем по стране составляет 46% от зарегистрированной аудитории. Для Москвы этот показатель еще выше — 63%, или 2,2 млн человек. Кстати, в столице отмечена и самая большая доля активных пользователей, которые ежедневно выходят в Глобальную сеть.

Вполне ожидавшимися оказались сведения о социальном статусе и финансовом положении наших соотечественников, входящих в глобальное Internet-сообщество. Для этой аудитории характерны высокие показатели образованности (33% имеют высшее образование) и уровня доходов (примерно 59% получают свыше 100 долл. ежемесячно в пересчете на каждого члена семьи). Анализ «портрета» сетевой аудитории позволяет сделать благоприятный прогноз развития всех видов Internet-коммуникаций, включая голосовую связь.

Основными факторами, определяющими спрос на услуги Internet-связи, являются повышение уровня благосостояния населения, увеличение числа активных пользователей Сети, большой выбор услуг и сервисных функций в Internet, низкая стоимость обслуживания клиентов, доступ к ресурсам вне зависимости от их территориального расположения. К местным особенностями рынка телефонной связи в IP-сетях следует отнести высокую рентабельность и быструю окупаемость вложенных средств.

Для предоставления качественных Internet-услуг необходим выделенный канал к абоненту. Это требование вполне очевидно, однако, несмотря на активную рекламу ADSL-услуг семейства «Стрим» и быстрые темпы строительства домовых (районных) сетей, основным способом доступа к Internet частных пользователей по-прежнему остается коммутируемая связь (более 50% подключений). И вряд ли на таких потребителей нужно опираться при развертывании сервисов Internet-связи.

Однако тенденции рынка позволяют надеяться на то, что скоро наступят лучшие времена. Во-первых, модемное подключение перестает быть привлекательным для конечных пользователей. Во-вторых, почти 50% постоянной аудитории Internet уже перешли на выделенные каналы. По скромным подсчетам, на начало 2005 года в Москве насчитывалось примерно 600 тыс. пользователей высокоскоростных подключений (преимущественно абонентов «Стрим» и домовых сетей). Конечно, далеко не все из них могут похвастаться пропускной способностью даже 512 Кбит/с, но в любом случае всем обладателям выделенных линий будет доступен качественный сервис Internet-связи.

Что же представляют собой услуги Internet-связи? В идеале, это мультимедийная связь между абонентами IP-сети, в рамках которой помимо трансляции голоса обеспечивается передача качественного видеоизображения и поддерживаются механизмы совместной работы (collaboration). Но на начальном этапе развития данной идеологии подавляющему большинству абонентов будет вполне достаточно услуг голосовой связи. Именно по такому пути развиваются компании, первыми вышедшие в этот сегмент рынка.

В качестве примеров можно назвать такие имена, как Skype и Vonage в США, «Телфин» и «Хиттелеком» в России. Их бизнес-модели (если убрать в сторону маркетинговую оболочку) весьма схожи и заключаются в комбинации бесплатных и платных голосовых сервисов. Сегодня это — не только разумный, но и единственно возможный способ продвижения услуг Internet-связи. И оператору очень важно найти верный баланс между такими видами сервиса, чтобы и прибыль получить, и абонентов не отпугнуть.

В отличие от традиционной телефонии, в которой абонент крепко-накрепко «привязан» абонентской линией к единственному поставщику услуг, Internet-связь больше напоминает услуги сотовых сетей, абонент которых может запросто выбросить SIM-карту разонравившегося оператора и перейти к другому. А значит, этот зарождающийся сегмент телекоммуникационного рынка ждет жестокая конкурентная борьба, особенно если владельцев сетей доступа законодательно обяжут не чинить препятствия пропуску «чужого» трафика.

Технологические основы Internet-связи

Реализация любой бизнес-модели в телекоммуникационной области неразрывно связана с выбором технологической базы и конкретных технических решений. Сейчас для передачи голоса поверх сетей IP используются три семейства протоколов: Н.323, SIP и MGCP. Они существенно отличаются друг от друга и с точки зрения каждого приложения имеют свои достоинства и недостатки. Рассмотрим основные черты каждого из представленных стеков протоколов, чтобы попытаться ответить на вопрос, какой из них наиболее подходит для реализации модели Internet-связи.

Как мы знаем, первыми появились протоколы Н.323. Они были разработаны под эгидой ITU-T в середине 90-х годов с изначальной нацеленностью на организацию видеоконференц-связи в пакетных сетях, не обеспечивающих гарантированное качество обслуживания. Стандарт Н.323 является «зонтичным», то есть под ним скрывается довольно большое число разнообразных протоколов, детально описывающих процедуры установления, поддержания и прекращения соединений, передачи голосовой и видеоинформации.

Данное семейство рекомендаций оказалось востребованным не столько для построения систем видеоконференц-связи, сколько для зародившейся в конце 90-х годов корпоративной IP-телефонии. Во многом это произошло из-за отсутствия реально конкурирующих между собой протоколов. Семейство Н.323 продолжает развиваться по сей день — выпущены уже четыре версии. Однако протоколы Н.323 создавались на основе опыта использования TDM-технологии ISDN, а потому кажутся явно «чужеродными» в пакетных сетях.

На рубеже нового тысячелетия увидел свет иной стек протоколов управления сетями IP-телефонии, который специально был разработан в рамках IETF. Речь идет о семействе SIP (Session Initiation Protocol), которое берет свое начало с рекомендации RFC 2543. Ныне оно насчитывает несколько десятков различных дополняющих и уточняющих рекомендаций.

Главными отличиями SIP от Н.323 являются поддержка архитектуры «клиент-сервер» и ориентация на текстовые форматы запросов и ответов. В основу SIP положены принципы IP-адресации и протоколов Internet, что делает его применение естественным в пакетной среде.

Под аббревиатурой MGCP (Media Gateway Control Protocol) скрываются несколько родственных протоколов, появившихся в разное время благодаря усилиям IETF и ITU-T. Если провести параллель с системами сигнализации в ТфОП, то Н.323 и SIP следует называть протоколами «внутриполосной» сигнализации, а MGCP — «внеполосной».

Действительно, в протоколе MGCP вся логика управления процедурами сигнализации возложена на отдельное управляющее устройство — контроллер сигнализации. Поэтому архитектура сети MGCP имеет определенное сходство с традиционной телефонной сетью, использующей сигнализацию ОКС-7. В обоих случаях потоки сигнальной информации отделены от голосового трафика и могут передаваться по разным физическим каналам. Такая особенность MGCP предопределила основную область применения данного протокола — взаимодействие с сетями традиционной телефонии. Вряд ли этот протокол целесообразно использовать для организации Internet-связи.

Из «внутриполосных» методов сигнализации в пакетных сетях для организации Internet-связи больше всего подходит семейство протоколов SIP. Это не означает, что Н.323 имеет худшую функциональность, просто цена решений на основе SIP (а следовательно, и стоимость услуг для конечных пользователей) — существенно ниже. При желании провайдеры могут приступить к предоставлению услуг Internet-связи с помощью протоколов SIP практически без инвестиций в основные средства производства.

Помимо выбора технологии Internet-связи необходимо решить проблему поставки оконечных устройств. Наиболее эффективным SIP-терминалом является персональный компьютер, оснащенный звуковой платой и соответствующим ПО. Однако такое решение подходит далеко не всем. Учитывая особенности выделенного канала связи (соединение установлено постоянно), следует предложить абоненту более привычное оборудование для организации голосовой связи, например обычный телефон.

Конечно, он является «обычным» лишь в отношении интерфейса с абонентом, но по «начинке» кардинально отличается от своего старшего проводного брата. Различается и стоимость устройств. Сегодня дешевые модели SIP-телефонов обходятся примерно в 80-100 долл., что очень дорого для массового развертывания услуг Internet-связи. Рассчитывать на серьезный интерес со стороны абонентов и операторов связи можно будет, если цена аппаратов опустится ниже психологического барьера 30 долл. А это кажется вполне достижимым при учете открытости протоколов SIP и растущего интереса к данной технологии со стороны азиатских компаний.

Алексей Полунин (polunin@ot.ru) — менеджер по развитию решений для операторов связи компании «Открытые технологии»