Начало апреля стало кульминационным моментом подведения прошлогодних итогов работы российской отрасли ИКТ и определения задач ее развития

С 5 по 9 апреля в Москве прошло Всероссийское совещание связистов, на котором выступили все высшие руководители Министерства по информационным технологиям и связи, а также высокопоставленные чиновники «смежных» министерств и ведомств.

С приветственным словом к участникам отраслевого форума от имени Совета Федерации обратился его вице-спикер Дмитрий Мезенцев. Он назвал индустрию высоких технологий локомотивом развития национальной экономики, благодаря которому Россия интегрировалась в мировое сообщество. По его словам, рост отрасли за последние три года впечатляет, но, находясь в Москве, трудно представить, как живут регионы. Проблема цифрового неравенства метрополии и провинции не теряет остроты. До сих пор в 40 тыс. населенных пунктах страны нет телефонов, не говоря уже о доступе к Internet. Как сообщил Мезенцев, на осеннем совещании Правительства РФ глава Мининформсвязи Леонид Рейман лично гарантировал премьер-министру Михаилу Фрадкову реализацию прогнозов развития отрасли. И если судить по достижениям 2004 года, отметил Мезенцев, сомневаться в выполнимости этих обещаний не приходится.

Основные итоги работы отрасли можно выразить в нескольких цифрах: доходы от предоставления услуг электросвязи выросли почти на 38% (с 367 до 505,7 мррд руб.), а общая выручка предприятий в сфере ИТ — на 20% (с 213 до 255,6 млрд руб.). Более подробные данные мы приведем в следующем номере нашего журнала, а сейчас остановимся не некоторых озвученных на совещании «планах на перспективу».

Леонид Рейман признает особую социальную значимость услуг связи на современном этапе. К 60-летию Победы Мининформсвязи обязуется полностью ликвидировать очередь на установку телефонов для ветеранов и инвалидов Отечественной войны. В программных заявлениях г-на Реймана говорилось о введении до конца 2005 года механизма универсального обслуживания населения. Наконец, был сделан акцент на региональной составляющей развития отрасли, включая телефонизацию удаленных сел и деревень.

Еще один вектор развития отрасли ИКТ — дальнейшая либерализация телекоммуникационного рынка. Демонополизация сегмента услуг дальней связи, по словам Реймана, завершится даже раньше, чем Россия обещала ВТО. Разумеется, этот процесс неразрывно связан с предстоящей приватизацией госпакета акций ОАО «Связьинвест». И похоже, что подготовка к данному событию уже выходит на финишную прямую. Леонид Рейман подтвердил слова заместителя главы МЭРТ РФ Андрея Шаронова о том, что проект указа о приватизации «Связьинвеста» прошел все этапы согласования с заинтересованными ведомствами и готов к представлению на рассмотрение Правительства России. Согласно проекту постановления, речь идет о продаже единым блоком всех 75% акций минус одна с сохранением за государством так называемой «золотой акции» для обеспечения эффективного управления отраслью.

Кстати, на проходившей в середине месяца в Ганновере промышленной ярмарке министр информационных технологий и связи снова коснулся «горячей» темы приватизации государственного связного холдинга. Он отметил, что интерес к покупке контрольного пакета акций проявляют как российские, так и зарубежные финансово-промышленные группы, в частности ЕБРР. Однако независимые эксперты считают, что у отечественных инвесторов гораздо больше шансов на успех, чем у их зарубежных коллег.

В текущем году вдобавок к действующим федеральным программам и концепциям развития будут приняты два важнейших документа — «Создание в РФ технопарков в сфере информационных технологий» и «Развитие национальной инфокоммуникационной инфрастуктуры РФ». В них будут заложены принципиально новые подходы к развитию отрасли высоких технологий, так как прежний экстенсивный путь развития себя исчерпал. Большая часть поручений по разработке инструментов государственной поддержки отрасли в рамках этих федеральных проектов дана Мининформсвязи РФ. И если построение технопарков обсуждается довольно давно (начиная с январского совещания по информационным технологиям, прошедшего в Новосибирске с участием Владимира Путина), то о разработке программы обновления национальной инфокоммуникационной инфраструктуры раньше почти не говорилось.

Между тем 7 апреля на очередном заседании Правительства страны Леонид Рейман представил доклад «О развитии инфраструктуры связи Российской Федерации», в котором, по сути, изложил ключевые тезисы будущей программы. Положения доклада кажутся, без преувеличения, революционными. Во главу угла положена конверсия радиочастотного спектра для обеспечения его использования в гражданских целях. Эта мера призвана стимулировать как появление новых компаний, предоставляющих услуги связи населению, так и приток инвестиций в отрасль. Сейчас в нашей стране лишь 9% доступного спектра радиочастот используются коммерческими организациями для оказания услуг связи, а остальная его часть находится в ведении силовых органов. Поддержка государством конверсионных планов должна носить характер прямого финансирования, и (впервые в новейшей российской истории) в бюджете на 2005 год на конверсию радиочастот выделены 30 млн рублей.

Необходимой мерой стимулирования отрасли названа и интенсификация перехода на цифровое телерадиовещание в формате DVB. Внедрение этого стандарта в России позволит увеличить количество транслируемых каналов в четыре-шесть раз без привлечения дополнительных частотных ресурсов. В числе прочих задач фигурируют модернизация сетей связи специального назначения (используемых для нужд обороны, поддержки безопасности и правопорядка), интеграция существующих экстренных служб в информационную систему с единым номером 112 на всей территории страны, построение единой системы навигационно-временного обеспечения и техническое перевооружение почтовой службы.

Правительство РФ одобрило эти положения. В соответствии с принятым на заседании 7 апреля решением Мининформсвязи РФ совместно с другими заинтересованными ведомствами должно во II квартале 2005 года представить Правительству для рассмотрения конкретные предложения по государственной поддержке развития национальной инфраструктуры связи. На этой оптимистичной ноте можно было бы поставить точку, если бы не одно «но».

В последнее время правительственные чиновники без колебаний одобряют любые предложения по стимулированию развития информационного общества. Но реальная «степень одобрения» этих мер (и готовность к их воплощению в жизнь) выражается объемами выделяемых из госбюджета средств. А принятые ранее ФЦП из года в год остаются недофинансированными. Так, на реализацию «Электронной России» в 2004 году было выделено только 15% средств, зафиксированных в паспорте этой программы.