Весь прошлый год ознаменовался для тайваньской компании ZyXEL активным выводом на рынок решений для корпоративных сетей — сначала за рубежом, а потом и в России. Результат глобального репозиционирования не заставил себя ждать: в прошлом году доходы ZyXEL от поставок «немодемных» продуктов (решений корпоративного и операторского уровней) превысили в нашей стране выручку от продаж модемов всех типов. Как сообщил директор по продукции ZyXEL в России и СНГ Максим Медведев, в глобальном масштабе этот переход случился еще раньше.

Сейчас ассортимент тайваньского производителя разделен на три группы: оборудование операторского класса (IP DSLAM и устройства xDSL CPE), продукты для корпоративных сетей (коммутаторы, системы VoIP, оборудование для обеспечения информационной безопасности и для беспроводных сетей), а также техника для массового потребителя (модемы dial-up и ADSL). По словам Медведева, в прошлом году ZyXEL добилась по всем направлениям «симметричного» прогресса, соответствующего темпам развития отдельных сегментов рынка сетевого оборудования.

ZyXEL принадлежит к числу тех немногих азиатских вендоров, которые предпочитают проведение собственных НИОКР использованию широко распространенной модели производственного аутсорсинга. Функциональность сетевых продуктов ZyXEL основана на оригинальной ОС ZyNOS, а централизованное управление этими устройствами осуществляется с помощью NMS-платформы NetAtlas 3.0 собственной разработки.

Главным козырем компании в области операторских решений, по мнению Медведева, является изначальная ориентация на технологии IP-DSLAM, которая свидетельствует об умении ZyXEL предвидеть рыночные тенденции. В последние годы по всему миру происходит массовая замена действующих ATM-мультиплексоров на их IP-аналоги, обеспечивающие трансляцию данных в режиме multicasting и гарантированный уровень обслуживания абонентов.

Что касается поддержки современных протоколов, ZyXEL уже давно предлагает решения, основанные на ADSL 2+. Правда, поддержкой этого стандарта заказчиков уже не удивишь — как утверждает Медведев, такие мультиплексоры установлены даже в сети МГТС, хотя еще не введены в эксплуатацию. Поэтому в компании полагают, что интерес операторов широкополосных услуг можно завоевать предложением оборудования xDSL CPE, устанавливаемого на стороне клиента. Оно позволяет провайдеру услуг удаленно настраивать и реконфигурировать клиентские терминалы, минимизируя затраты на обслуживание сети.

Кроме того, тайваньская компания небезуспешно участвует в крупных операторских проектах (свыше 10 тыс. портов). В прошлом году общий объем поставок DSL-коммутаторов в СНГ (в том числе в Россию) составил 100 тыс. портов. В нынешнем году ZyXEL намеревается участвовать в построении систем широкополосного доступа по заказу операторов электросвязи в Челябинске, Воронеже, Тамбове, Нижнем Новгороде, Самаре и Ленинградской области. Это довольно крупные заказчики, а потому задачами ZyXEL на ближайшее будущее станут выпуск и маркетинговое продвижение систем DSLAM с высокой плотностью портов, таких как IES-2000/3000/5000.

Исполнительный директор московского офиса Александр Кабаков подчеркнул, что видеоуслуги, в том числе трансляция поверх IP, станут «золотой жилой» для операторов «Связьинвеста». В предоставлении услуг IP/TV решающим фактором, наряду с полосой пропускания абонентского канала, является гибкая управляемость сервисов. И если проблема увеличения пропускной способности решается путем внедрения систем доступа ADSL 2+ (полоса пропускания — 24 Мбит/с, эффективная скорость передачи данных — 16 Мбит/с), то обычные модемные технологии просто не позволяют управлять приложениями на вышестоящих уровнях.

Поэтому в сегменте потребительских ИТ-продуктов компания ожидает уже в 2005 году миграцию от ADSL-модемов к так называемым платформам дистрибуции контента (их прототипы  — Internet-центры P-660H/P-662H). Они представляют собой удаленно настраиваемые устройства plug&play, совмещающие в себе функции широкополосного модема, коммутатора, антивирусного шлюза, контент-фильтра и менеджера полосы пропускания.

Актуальными для России остаются продажи пользовательских модемов dial-up и ADSL семейства Omni. Довольно перспективным направлением развития этих устройств является добавление беспроводных опций стандарта 802.11 b/g, служащих для построения домашних сетей WLAN и подключения их к Internet (модель Omni ADSL WLAN EE).

Дальнейшее совершенствование беспроводных технологий ZyXEL идет по пути как создания готовых решений для вертикальных рынков, так и повышения защищенности и управляемости сетей наряду с поддержкой точками доступа высокоскоростных стандартов передачи данных по радиоканалу, таких как IEEE 802.11g+. В качестве одного из примеров комплексных решений стоит назвать беспроводной маршрутизатор с принтером, предназначенный для оснащения публичных пунктов доступа к Internet G-4100. Система включает в себя четырехпортовый коммутатор для подключения рабочих ПК, беспроводную точку доступа стандарта 802.11g, сервер аутентификации и авторизации пользователей, биллинговую систему и миниатюрный принтер для печати платежных квитанций и регистрационных данных абонента.

Для предприятий предназначен аппаратный контроллер беспроводной сети WLC-200. Он отвечает за управление доступом пользователей по протоколу 802.1x, ведение учетной базы данных, мониторинг состояния и настройку точек доступа и, кроме того, способен выявлять в корпоративной сети «фальшивые» передатчики. Максим Медведев возлагает на это решение особые надежды, поскольку оно разработано в ответ на настойчивые просьбы пользователей упростить и централизовать управление корпоративными WLAN. Линейка беспроводных адаптеров тайваньского вендора пополнится в текущем году моделями G-162 и G-360 с интерфейсами PC Card и PCI, которые могут работать на скоростях до 125 Мбит/с. Начиная со II квартала планируется внедрять в точки доступа адаптеры WLAN, механизмы обеспечения повышенного уровня безопасности 802.11i и инструменты контроля качества услуг 802.11e.

Обновление продуктового ряда затронет и большой сегмент оборудования для построения проводных корпоративных сетей. Прежде всего, в нем появятся гигабитные управляемые коммутаторы третьего уровня с 12/24 линейными портами. В некоторых моделях плотность портов будет доведена до 48. Практически во всех основных изделиях корпоративного класса будет использоваться технология удаленного электропитания через сети Ethernet (PoE).

Еще одним ключевым направлением инновационной деятельности компании станет выпуск продуктов для «второго эшелона» защиты корпоративной сети. Они органично дополнят возможности устройств «первого эшелона», размещаемых на ее границе (МЭ, VPN-шлюзов, Web-фильтров). Технологическим ядром второго уровня защиты считается система обнаружения и предотвращения вторжений (IDP), которая действует на основе алгоритмов онлайнового анализа поведения пользователей и приложений.

Российским пользователям уже поставляется модель ZyWALL IDP-10. До конца года для них станут доступными межсетевые экраны ZyWALL 2/5/35, масштабируемые по производительности и различающиеся поддержкой некоторых алгоритмов и комплектацией портов. Отличительной особенностью всех анонсированных продуктов является приоритетное обслуживание мультимедийных приложений и наличие встроенного стека протоколов SIP, предназначенного для прозрачного пропуска трафика VoIP. Беспроводных корпоративных пользователей, скорее всего, заинтересует другая новинка — персональный межсетевой экран ZyWALL P1.


Как есть и как должно быть

Как известно, еще в позапрошлом году ZyXEL обнародовала стратегию ускоренного развития технологий для создания корпоративных сетей, призванную вывести компанию на один уровень с крупнейшими поставщиками полного спектра решений масштаба предприятия. Именно этим объясняется радость представителей московского офиса ZyXEL, сообщивших, что в 2004 году поставки «немодемных» продуктов превзошли продажи модемов. Однако заметный ежегодный прирост доли таких технологий в структуре доходов фирмы вовсе не означает, что ее корпоративные решения уже завоевали симпатии пользователей.

Как следует из диаграммы, представленной директором по маркетингу ZyXEL в России и СНГ Ильей Уманским, последние два года лидерами по темпам роста продаж были продуктовые сегменты xDSL COE и xDSL CPE (т.е. операторское и клиентское оборудование широкополосного доступа). По относительной динамике ежегодного прироста корпоративный сегмент отстает от них не очень сильно, но в денежном выражении его вклад в российский бизнес ZyXEL пока очень мал (примерно 3% в 2003 году и 4% в 2004 году).

Самое забавное заключается в том, что сегодняшний российский рынок представляет собой благоприятную почву для роста продаж всех без исключения продуктовых линеек ZyXEL, включая морально устаревшее оборудование dial-up. По поводу последнего Илья Уманский удачно пошутил: «Сорванные с грядки зеленые помидоры и зреют, и гниют одновременно. Вопрос состоит в том, какой из этих процессов пойдет быстрее».

Финансовые показатели деятельности по России и СНГ компания не оглашает. Ее представители ограничились ссылкой на то, что в прошлом году оборот ZyXEL в регионе увеличился в 16 раз по сравнению с 1999 годом и примерно в полтора раза — по сравнению с 2003 годом. Прежде больше всего инсталлированных DSL-портов насчитывалось на Украине, но в связи со стартом целого ряда проектов в РФ инициатива в этой области может перейти к нашей стране. Поэтому логично прогнозировать дальнейшее смещение структуры региональных продаж в сторону операторского сегмента.

Портфель корпоративных решений тайваньского вендора в последние годы растет быстрее других. С включением в него гигабитных коммутаторов, систем обеспечения безопасности и устройств SIP-телефонии он может стать интересным не только для рынка SOHO, но и для предприятий среднего размера. Правда, чтобы «достучаться» до этой огромной клиентской базы, требуются адекватные каналы сбыта и сервисной поддержки. Илья Уманский признался: «Мы находимся в самом начале пути на корпоративный рынок. Нам нужен новый канал, построением которого мы занялись лишь в 2004 году».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями