Падение ARPU в IV квартале не помешало МТС заработать «чистыми» 1 млрд долл. в истекшем году

Компания «Мобильные ТелеСистемы» обнародовала неаудированные итоги своей деятельности в 2004 году. В пресс-релизе оператора особо указывается, что все расчеты финансовых показателей выполнены в соответствии с действующим в США стандартом бухгалтерской отчетности GAAP.

Консолидированная выручка МТС (включающая доходы дочерних предприятий) за прошлый год составила 3,9 млрд долл., увеличившись на 53% по сравнению с предшествующим годом. Маржа OIBDA возросла до 54%, что является наивысшим показателем за всю историю существования фирмы. Но главное — чистая прибыль крупнейшего отечественного оператора связи наконец-то достигла заветной планки 1 млрд долл. (1022 млн долл.), причем бизнес в России принес МТС 787 млн долл. чистой прибыли.

Впервые в новейшей истории российской экономики «клуб миллиардеров» пополнился компанией, не имеющей отношения к продаже сырьевых ресурсов. Так и хочется воскликнуть: это дело необходимо отметить! Однако в радужном финансовом отчете оператора все же есть «ложка дегтя», способная подпортить аппетит инвесторов.

Совокупная абонентская база компании во всех странах, в которых она ведет свою деятельность (Россия, Украина, Беларусь и Узбекистан), за отчетный период выросла на 17,5 млн человек и к концу года составила 34,2 млн клиентов. Основной вклад в прирост их численности внесли, разумеется, российские регионы, а также ближнее зарубежье. Многочисленные программы стимулирования продаж в 2004 году (особенно в IV квартале) помогли МТС увеличить долю рынка во всех странах присутствия. По состоянию на декабрь прошлого года эта доля равнялась: в России — 35,6%, в Украине — 53,4%, в Узбекистане — 59%, в Республике Беларусь — 49,8%. Укреплению позиций МТС на рынке сотовой связи способствовало и двукратное (по сравнению с 2003 годом) сокращение коэффициента оттока абонентов.

В выводах о своей доле рынка оператор опирается на независимое исследовательское агентство AC&M Consulting. По подсчетам этого же источника, в начале 2005 года общее число сотовых абонентов в московском регионе превысило официальную численность населения, то есть показатель проникновения мобильных услуг составил здесь более 100% — с учетом стариков и младенцев.

Столь необыкновенные результаты в какой-то мере можно объяснить тем, что любая официальная и неофициальная статистика характеризуется неизбежными погрешностями, связанными с используемой методикой подсчета. Скажем, AC&M Consulting пользуется принятой в нашей стране моделью, которая причисляет к актуальной клиентской базе сотовой компании любого абонента, совершившего за последние шесть месяцев хотя бы один звонок по телефону с зарегистрированной у оператора SIM-картой. «Уязвимость» подобной модели учета в современных условиях очевидна, но ее продолжает придерживаться большинство операторов и независимых аналитиков, так как она гарантирует лучшие показатели среди возможных. А слабость ее проявляется хотя бы в том, что в период действия отдельных маркетинговых программ (в частности, предновогодней программы МТС) стоимость каждой вновь приобретенной SIM-карты оказывается меньшей, чем количество денег на счету абонента в момент ее активации (по сути, новые подключения превращались для клиентов в выгодный бизнес).

У самой МТС определение активных абонентов — несколько иное. В качестве таковых расцениваются физические лица или организации, негативный баланс на лицевых счетах которых не превышает 61 дня (или 183 дней при пользовании тарифными планами «Джинс») и которые совершили хотя бы одно тарифицируемое действие за указанный период.

О том, что методика сбора статистики не отражает реальной картины бизнеса в отрасли, косвенно свидетельствуют и ежеквартальные показатели ARPU у тех же «Мобильных ТелеСистем». Если первые девять месяцев 2004 года выручка с одного абонента стабильно держалась на уровне 14-14,1 долл., то после масштабных предновогодних акций, нацеленных на привлечение новых пользователей, она обрушилась до отметки 11,2 долл. Даже в украинском сегменте сети этого оператора ARPU в IV квартале была выше — 12,4 долл.

Безусловно, инвесторы становятся умнее, и уже не так легко «ведутся» на победные реляции операторов о приросте абонентской базы. В равной мере их интересует не только количество, но и «качество» абонентов, определяющее устойчивость бизнеса. Проблема состоит лишь в том, что «качество» — субстанция нематериальная, и ему довольно трудно найти числовой эквивалент.

Некоторые аналитики предлагают ввести в оборот довольно странный показатель — проникновения услуг связи в «кошелек» абонента. При этом нужно оперировать усредненными среднемесячными расходами населения на все виды продуктов и услуг и сопоставлять их с затратами на сотовую связь. Не очень понятно, зачем делать такие весьма сложные и приблизительные вычисления, если в арсенале бухучета сотовых компаний уже имеются простые и понятные термины «чистая прибыль», OIBDA и ARPU. Последний параметр обеспечит получение предельно ясной информации о текущем качественном составе абонентской базы, если «привязать» его к объему тарифицируемых услуг, оказанных оператором в течение какого-либо отчетного периода. А получая и обобщая данные биллинговой системы, всегда можно подсчитать искомую величину.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями