Лейтмотивом всемирной выставки информационных технологий CeBIT?2005, состоявшейся в середине марта в немецком Ганновере, стало проникновение цифровых технологий во все сферы человеческой жизни. Представляя инновационные решения для бизнеса и телекоммуникаций, вычислительные устройства и бытовую электронику, разработчики привлекали внимание публики к тем свойствам своих продуктов, которые обеспечивают потребителям удобство их использования и новые возможности.

Статистика свидетельствует

В нынешнем году экспозиция CeBIT была структурирована по нескольким ключевым направлениям: бизнес-процессы, коммуникации, цифровые оборудование и системы, финансовый сектор и технологии будущего. Только за первые три дня работы выставки ее компьютерный и телекоммуникационный разделы посетили примерно 200 тыс. человек, а всего на CeBIT?2005 побывали 480 тыс. человек. Число экспонентов увеличилось почти на 160 компаний (6109 фирм в 2004 году, 6270 — в 2005-м). В секторе телекоммуникаций были представлены 1307 участников, что почти на 10% больше, чем год назад. В павильонах, где демонстрировалось цифровые оборудование и системы, разместились экспозиции 1767 фирм, а в разделе «Бизнес-процессы» — стенды 2477 участников. Совокупная выставочная площадь, арендованная участниками CeBIT?2005, незначительно сократилась по сравнению с прошлым годом.

По числу представленных в Ганновере компаний по-прежнему лидировала хозяйка выставки — Германия, делегировавшая 2977 участников. Их оказалось на 191 меньше, чем год назад, что объясняется общим спадом немецкой экономики. Зато были необычайно широко представлены страны Юго-Восточной Азии — примерно 1500 ИТ-фирмами. Вторым по числу экспонентов стал Тайвань (777 организаций самого разного профиля). По сравнению с прошлым годом почти вдвое выросло число китайских участников (их было 310). Выставочные стенды арендовали 202 компании из Южной Кореи и 176 — из Гонконга. Россия делегировала 83 участников, Турция и Франция — почти столько же, а высокотехнологичная Япония довольствовалась лишь 36 фирмами.

Разумеется, нельзя судить об уровне развития информационных технологий в той или иной стране по числу ее представителей на CeBIT. Куда важнее качество, новизна и актуальность представленных разработок.

Рекорды CeBIT?2005

В первую очередь нужно упомянуть экспонаты, установившие на выставке своеобразные отраслевые рекорды. Среди них — сотовый телефон Samsung SCH-V770, оснащенный 7-мегапиксельной фотокамерой, самые большие в мире плазменный экран Samsung с диагональю 102 дюйма (почти 2,6 м) и телевизионный LCD-экран Sharp с диагональю 65 дюймов (1,64 м), а также компоненты памяти IBM, на каждом квадратном дюйме которых размещается до 1 Тбит данных. В Ганновере впервые демонстрировался занесенный в книгу рекордов Гиннесса маршрутизатор Cisco Carrier Routing System (CRS-1) с самой высокой в мире производительностью — 92 Тбит/с.

Тайваньская компания Avermedia Technology представила крошечный адаптер для воспроизведения цифрового телевизионного сигнала на ноутбуках и настольных ПК. Устройство оснащено интегрированным ТВ-тюнером и присоединяется к мобильному компьютеру через USB-порт. Канадский университет «Акадия» продемонстрировал сетевое приложение MusicPath. С его помощью два музыканта могут синхронно (в четыре руки) исполнять какое-либо произведение, находясь на расстоянии тысяч километров друг от друга.

Саарландский университет из Германии «ответил» уникальным приложением для контакт-центров. Оно задействует усовершенствованные алгоритмы распознавания голоса, способные определять возраст и пол позвонившего клиента и окружающих его людей. Подлил масла в огонь немецкий технический университет из города Кайзерслаутерн, который провел презентацию самого интерактивного в мире Internet-радио. Его слушатели в режиме реального времени формируют содержание музыкальных передач, исходя из собственных предпочтений.

А самую «умную» обувь продемонстрировала фирма Adidas. Кроссовки в ее исполнении приспосабливаются к стилю бега спортсмена и учитывают характер местности. В их подошвы встроены микрокомпьютер, специальный моторчик и небольшой аккумулятор. Внешняя поверхность кроссовок украшена кнопками, служащими для регулирования степени амортизации подошвы. На беговой дистанции микропроцессор вычисляет силу соприкосновения подошвы с грунтом и подает сигналы двигателю, а тот определенным образом подтягивает специальный трос и тем самым регулирует мягкость подошвы. Словом, на CeBIT?2005 всячески подтверждалось представление о том, что современный (он же цифровой) стиль жизни подразумевает использование ИТ повсюду — в работе, на отдыхе, при занятиях спортом и даже в автомобиле.

Автомобиль как средство коммуникаций

Гиганты автомобилестроения вместе с лидерами телекоммуникационной индустрии, а также десятки небольших тюнинговых компаний представили на CeBIT новейшие разработки для автомобилей. На стенде корпорации Intel был установлен «обаятельный» MINI Cooper convertible. В автомобиль интегрирован ПК на базе процессора Intel Pentium M, который выполняет множество функций. Например, он позволяет пассажирам на заднем сиденье смотреть фильмы или играть в компьютерные игры, а на переднем сиденье — проверять свою электронную почту. Водитель может пользоваться навигационной системой, слушать музыку в формате MP3, принимать и делать телефонные звонки. Системой управляют с помощью сенсорного экрана или голосовых команд, а связь с внешним миром обеспечивается посредством мобильных телефонов UMTS, GPRS и GSM. Беспроводное взаимодействие главного автомобильного компьютера с КПК и ноутбуками пассажиров поддерживает технология Bluetooth.

Альянс Motorola и BMW предложил автовладельцам усовершенствованные возможности громкоговорящей связи. Партнеры продемонстрировали специализированную систему на базе Bluetooth, которая автоматически подключается к мобильному телефону Motorola и синхронизирует контакты из телефонной книги каждый раз, когда водитель садится в автомобиль. В дороге можно принимать вызовы с помощью многофункционального рулевого колеса или панели управления iDrive, задействовать устройства громкоговорящей связи, в том числе для получения сведений о контактах. Решение обеспечивает и быстрое соединение со службами техпомощи через сервис BMW Assist или Internet-портал BMW On-line.

Тот же автомобильный концерн представил на CeBIT концепт-кар Connected Drive. В нем реализованы всевозможные инфокоммуникационные средства, в том числе электронная почта, полнофункциональное приложение «Мобильный офис», средства спутниковой навигации и система мгновенной передачи сообщений (IM). Собственный концепт-кар представила и компания Lucent. На ее стенде красовался Mercedes, напичканный компьютерными системами для обработки информации развлекательного и делового характера, а также средствами беспроводной связи стандарта UMTS. Несомненно, мощный альянс ведущих телекоммуникационных вендоров с гигантами автомобилестроения, зачатки которого отчетливо проявились на CeBIT?2005, может стать для ИТ-отрасли одним из самых позитивных стимулов.

Первые разочарования

Технология беспроводного доступа WiMAX, которая с помпой подается ее авторами на российском рынке, была представлена на CeBIT более чем скромно. Компании Alvarion, Airspan Networks и Redline Communications продемонстрировали свои решения в этой области и даже объявили о начале их тестирования на совместимость в соответствии с требованиями IEEE 802.16-2004. В ходе экспериментов предполагается использовать базовые станции и абонентские терминалы BreezeMAX от Alvarion, линейку продуктов AS.MAX фирмы Airspan и базовые станции операторского класса AN-100U компании Redline. Тестирование предваряет официальный процесс сертификации этого оборудования организацией WiMAX Forum, который должен начаться в июле.

Однако большинство сетевых вендоров, даже специализирующихся на беспроводной связи, пока воздерживаются от крупномасштабных инвестиций в разработку WiMAX-систем. Они концентрируются на технологиях интеграции сервисов в фиксированных широкополосных сетях. По крайней мере, рекламные транспаранты производителей Triple Play на CeBIT?2005 мелькали здесь и там, а реклама WiMAX была практически незаметна.

В выставочных павильонах, посвященных решениям для корпоративных заказчиков, Internet-провайдеров и домашних пользователей, были представлены новейшие достижения в области конвергенции систем передачи видео, голоса и данных в одной сети. Корпорация Cisco Systems продемонстрировала систему DSL Home, разработанную для поддержки широкополосных служб Triple Play. Компания Alcatel представила платформу операторского класса для реализации мультимедийных сервисов в сетях IP и NGN. Экспозиция новых приложений Siemens для операторов была организована в рамках концепции Smart Home («интеллектуальный» дом). Продукты Surpass Home Entertainment (домашние развлечения), Surpass Video Call Applications (услуги видеосвязи), Surpass Healthcare Services (медицинское обслуживание) и Surpass Home Security (безопасность дома) позволят сервис-провайдерам предлагать новые услуги, которые обеспечат их абонентам больше комфорта и развлечений.

Посетители выставки могли ознакомиться с новой платформой IP-DSLAM от Siemens. Она базируется на технологии Metro Ethernet и позволяет операторам фиксированной связи расширить полосу пропускания до 24 или 48 Гбит/с. Компании Lucent, Nortel, Riverstown также предложили решения для поддержки персонализированных мультимедийных услуг и сопутствующих приложений. А на стенде ZyXEL демонстрировались сценарии предоставления услуг Triple Play и набор необходимого оборудования. В частности, был анонсирован беспроводной IP-видеофон ZyXEL P-5000W, оснащенный встроенной камерой, сенсорным экраном, пультом дистанционного управления и Bluetooth-интерфейсом для подключения телефонной гарнитуры и других устройств.

Конвергентные технологии активно поддерживаются и лидерами индустрии ПО. Например, компания Microsoft представила на CeBIT ОС Windows XP Media Center Edition 2005, сфокусированную на обеспечении удаленного доступа к развлекательным мультимедийным сервисам через единый интерфейс. Вместе с тем одна из составляющих Triple Play, технология VoIP, несколько сдает свои позиции на фоне все возрастающего интереса к решениям для передачи видеоизображений и телевещания по протоколу IP.

ТВ как двигатель конвергенции

Примеров того, что ИТ-компании внедряют средства приема телевизионного сигнала в устройства самого разного толка и назначения, на минувшем CeBIT было предостаточно. Скажем, Siemens продемонстрировала в действии прототип мобильного телефона на базе технологии бесконтактных чипов (NFC). Трубка оснащена стереосистемой, большим сенсорным дисплеем VGA и может использоваться в качестве мобильного интерактивного телевизора для приема передач стандарта, DVB-H. Помимо получения телевизионных программ общей трансляции DVB-H поддерживает сервисы вывода на экран сопроводительной информации по текущей программе.

ZyXEL продемонстрировала телевизионный Internet-приемник Р-3000 с поддержкой протоколов MPEG-4 и Н.264. Устройство имеет LAN-порт для подключения к сети через модем ADSL 2/2+ и стандартный ТВ-интерфейс. На лицевой панели Р-3000 расположен считыватель смарт-карт, служащий для доступа к кодированным ТВ-программам. Использование в ТВ-приемнике алгоритма Н.264 позволяет транслировать качественный видеосигнал на скорости всего 1-2 Мбит/с, что обеспечивает предоставление услуг IP-телевещания 80% сегодняшних пользователей ADSL-линий.

Австралийская фирма Zensonic представила домашний медиа-плейер, который обеспечивает четыре способа подсоединения к сети провайдера: через интерфейсы Gigabit Ethernet и USB, через порт встроенного DVD-плейера и по беспроводному каналу Wi-Fi. Устройство поддерживает большинство современных стандартов кодирования видеосигнала. Наконец, практически все новейшие ноутбуки, показанные на ганноверском шоу, поддерживают воспроизведение высококачественного аудио и видео.

Однако венцом разработок для доставки мультимедийного контента стали системы ТВ высокой четкости HDTV, в изобилии присутствовавшие на CeBIT?2005. Исследования в этой области завершились в Европе почти 15 лет назад; тогда же были созданы первые прототипы оборудования HDTV, но их массовый выпуск все откладывался. Сегодняшние достижения в производстве плазменных панелей и LCD-экранов стали локомотивом для вывода HDTV на массовый рынок. Коммерческие продукты представили Sharp, Sony, Samsung, Panasonic и другие ведущие производители бытовой электроники. Например, LCD-панель Sharp с поддержкой стандарта ТВ высокой четкости обеспечивает качество изображения на уровне 6,22 млн пикселов — зрелище поистине завораживающее!

Мобильные сети и телефоны будущего

Компания Vodafone сделала очередной шаг в эволюции сетей мобильной связи. Оператор привез на CeBIT действующую систему стандарта HSPDA (High-Speed Downlink Packet Access), которому прочат большое будущее. Возможно, уже в начале 2006 года на рынке появятся первые телефоны с поддержкой данной спецификации. Пока же на экспериментальной площадке Vodafone демонстрировалась загрузка данных на прототип пользовательского терминала с пиковой скоростью 2 Мбит/с.

Одновременно HSPDA рассматривается специалистами как один из переходных этапов миграции к технологиям мобильной связи четвертого поколения. Японский оператор DoCoMo представил на CeBIT собственную концепцию перехода к 4G. Она предусматривает объединение (на уровне управления) региональных мобильных сетей с микросотовыми системами радиодоступа. При этом скорость передачи данных в региональной сотовой сети должна приблизиться к 100 Мбит/с, а в локальных фрагментах вырасти до 1 Гбит/с. Ключевые роли в этом процессе должны сыграть технологии адаптивной модуляции и кодирования (AMC), а также механизмы множественного ввода/вывода (MIMO) с поддержкой пространственного мультиплексирования.

Концепция перехода к 4G от DoCoMo предусматривает плавную миграцию сетей третьего поколения в новый диапазон частот, поскольку физические ресурсы спектра, зарезервированного для 3G, довольно скоро окажутся исчерпанными. Окончательного решения о выборе нового диапазона еще не принято, но лабораторные испытания систем 4G проводились DoCoMo на частотах 4,635 и 4,9 ГГц. Японский оператор планирует начать развертывание сетей четвертого поколения примерно в 2012 году, а прежде будет использовать усовершенствованные версии известных технологий, объединенных под условным наименованием Super 3G.

Экспозиция мобильных телефонов (и аксессуаров к ним) оказалась на CeBIT едва ли не самой масштабной и, пожалуй, наиболее посещаемой. Большинство анонсированных аппаратов сочетают в себе множество современных мультимедийных функций, таких как Push and Talk, Instant Messaging, MMS и передача данных по стандартам GPRS, EDGE и UMTS. Представить в рамках одной публикации все новинки, увы, невозможно, но некоторые из них заслуживают пристального внимания.

Корпорация NEC разработала CDMA-телефон с интегрированным приемником аналогового ТВ (он уже продается в Китае). Новый телефон Siemens Gigaset S35 WLAN поддерживает доступ к сервисам Internet-телефонии без подсоединения к персональному компьютеру. Мобильный аппарат подключается через беспроводную сеть стандарта 802.11g к маршрутизатору WLAN, который обеспечивает передачу голосового трафика по технологии VoIP. Телефоны с функцией Voice over Wi-Fi представили на CeBIT не только мировые лидеры, но и некоторые тайваньские компании, в частности WNC.

Новейшие разработки компании Avaya, интегрированные в телефоны Nokia Series 60, позволяют объединять возможности мобильного и стационарного телефонов без участия оператора сотовой сети. Чтобы позвонить на такой аппарат, достаточно набрать короткий офисный номер его владельца, и при необходимости УАТС Avaya автоматически переведет вызов. В свою очередь, владелец трубки может пользоваться всеми услугами корпоративной телефонной связи. Таким образом, мобильные устройства Nokia превращаются в полнофункциональные офисные телефоны. В дальнейшем указанные опции УАТС станут поддерживаться сотовыми телефонами и других ведущих марок, поскольку ПО Avaya Communication Manager теперь интегрировано с ОС Symbian OST, на которую ориентируется большинство производителей мобильных средств связи.

С ростом интеллектуальных возможностей смартфонов возрастает риск их заражения вирусами, адаптированными под мобильные ОС.

Мобильные вирусы попали в зону особого внимания и «Лаборатории Касперского». Российская фирма представила программный комплект Kaspersky Security, предназначенный для защиты карманных компьютеров в режиме реального времени (при копировании файлов с других устройств, модификации и т.п.). На специальной «заправочной станции», установленной на стенде «Лаборатории Касперского», пользователи PDA и Pocket PC могли бесплатно загрузить защитное ПО.

Это — «наше все»?

Отечественных разработок, которые можно «потрогать руками», на CeBIT оказалось немного. На выставке был сформирован объединенный стенд трех стран СНГ — России, Украины и Белоруссии, организованный некоммерческим партнерством «Руссофт», ассоциацией «ИТ Украина» и «Национальным Инфопарком» Белоруссии. Стенд занял 200 кв. м в павильоне, посвященном услугам аутсорсинга, а проще говоря, заказным программным разработкам. Как сообщила пресс-служба «Руссофта», на объединенной выставочной площадке СНГ было представлено 20 действительных и восемь виртуальных экспозиций, в том числе компаний Auriga, EPAM-Systems, Lanit-Terkom, IBA, Reksoft. Общее число участников составило 65 человек.

Статистика участников CeBIT по отдельным странам

«Виртуальное» присутствие подразумевало наличие сотрудников компании где-то внутри объединенного стенда, ибо собственного «угла» им в павильоне не полагалось. Вероятно, это отечественное «изобретение» позволило организаторам сэкономить определенные средства, но, согласитесь, эффективность такого присутствия на CeBIT вряд ли можно признать высокой. Правда, представители фирм, экспонировавшихся на стенде СНГ, заявляют о грандиозном успехе начинания. Так, по словам Веры Кузьминой, менеджера по работе с ключевыми клиентами TopS BI, число перспективных контактов на выставке (их было более 20) превзошло все ожидания. Возможно, в рамках корпоративного толкования это — неплохой показатель, но при учете масштабов недельного ганноверского шоу он не выдерживает критики.

Еще плачевнее была ситуация на российском стенде, организованном под эгидой Министерства образования и науки РФ. Посетителей здесь оказалось немного. Да и сами экспоненты не проявляли особой заинтересованности в происходящем. Например, менеджер по маркетингу CBOSS Марина Воробьева заявила, что CeBIT не является для ее фирмы профильной выставкой, но результатами участия в мероприятии она все равно довольна.

На стенде Минобразования государственное научное учреждение РМЦ демонстрировало всему миру мультимедийные DVD-энциклопедии «А.С. Пушкин», «Искусство народных промыслов России» и «Путеводитель по Государственной Третьяковской галерее». Неужели и на CeBIT Пушкин — это «наше все»?

Правда, приятные исключения все же были. В выставке участвовали фирмы ABBYY и «Лаборатория Касперского», хорошо известные на западном рынке, и на CeBIT интерес к их решениям оказался очень высоким. На стенде производителя сетевого оборудования Network Systems Group (NSG) также наблюдалось заметное оживление. Основу экспозиции NSG составляли продукты и решения для сетей IP, frame relay и X.25. А розничная компания «Евросеть» представляла на своем стенде телефоны и аксессуары ведущих мировых производителей, что смотрелось солидно и, по словам руководителя PR-отдела Татьяны Гуляевой, полностью окупилось.

Как бы то ни было, высокотехнологичные отечественные разработки в областях космической связи, управления ядерными объектами и биометрии остались вне поля зрения многочисленных посетителей CeBIT?2005. Попросту из-за их отсутствия на ганноверском шоу.