Ежегодная международная выставка CSTB («Кабельное и спутниковое телевидение, телерадиовещание и широкополосный доступ»), которая проходит в КВЦ «Сокольники» примерно в середине февраля, становится все ближе и понятнее признанным сетевым вендорам и поставщикам телекоммуникационных услуг. И это вполне естественно: на новом витке конвергенции сетевых технологий (слияния трафика видео- и компьютерных данных в единой IP-среде) начало появляться очень много так называемых «пограничных» сервисов, находящихся на стыке телевизионного и телекоммуникационного мира (см Сети, 2004, № 13, статья «Говорит и показывает IP»).

Векторы конвергенции

Передача широковещательного телесигнала поверх IP, организация пользовательского доступа к видеосервисам с помощью широкополосных xDSL- и оптических сетей, персонализация видеослужб, проблемы защиты цифрового контента в новых условиях — это далеко не полный перечень «горячих» направлений нынешней выставки CSTB. Еще одна горячо обсуждаемая тема — возможность прямого спутникового телевещения наряду с предоставлением широкополосного доступа к Internet с помощью технологий VSAT. Здесь, как мы видим, тоже налицо влияние конвергенции двух миров.

Смещение акцентов развития проводного вещания в сторону IP-стандартов не замедлило сказаться на качественном составе участников выставки и сопутствующей ей конференции. Среди экспонентов CSTB заметное место заняли компании, специализирующиеся на системной интеграции и построении мультисервисных сетей, в частности «Вимком», «В-Люкс», Syrus Systems и даже IBM. С появлением действительно широкополосных сервисов в мобильных сетях программа конференции пополнилась отдельной секцией «Мобильные приложения», в которой от лица операторов связи выступала компания «Скайлинк».

В полку телевещателей тоже прибыло. Если раньше электронные масс-медиа представляли «традиционные» отечественные и зарубежные гранды телеиндустрии («Первый канал», НТВ, СТС, Euronews и пр.), то сейчас среди этой братии мелькают новые имена. Частично они пришли из мира Internet-СМИ (например, РБК-ТВ и «Рамблер-Телесеть»), частично — из сферы телекоммуникаций. Пару лет назад масштабным развертыванием потребительских видеосервисов занимались только операторы, использующие оптоволоконный транспорт и гибридные сети (HFC), типа «Комкор», а в нынешнем году на этом поле появились крупные игроки, развивающие медные коммуникации (ADSL).

Рассказывая о последних, в первую очередь нужно упомянуть проект «СтримТВ», который разворачивает компания «Система Масс-Медиа» на технологической основе ADSL-сети МГТС и «МТУ-Интел». Для продвижения своего нового детища АФК «Система» выбрала брэнд, созвучный с названием крайне удачного проекта «Стрим», который развивается под эгидой двух упомянутых операторов связи. Как известно, на начало 2005 года партнеры успели подключить к Internet по широкополосным каналам более 100 тыс. частных клиентов. Вскоре каждый из них сможет получать (после небольшого апгрейда клиентского оборудования) разнообразные услуги интерактивного телевидения «СтримТВ».

Проектируя «СтримТВ»

Как сообщил первый заместитель генерального директора ОАО «Система Масс Медиа» Николай Репин, сейчас услуги «СтримТВ» бесплатно тестируются группой абонентов-добровольцев. Запуск сервисов в коммерческую эксплуатацию произойдет еще до конца первого полугодия — скорее всего, он будет приурочен к майской выставке «Связь-Экспокомм».

По предварительным сведениям, в список услуг интерактивной ТВ-сети войдут популярные на Западе сервисы платной подписки на телеканалы, видео по запросу, «виртуальный кинозал», однопользовательские и многопользовательские сетевые игры. Кроме того, с помощью декодера и поставляемого в абонентском комплекте пульта ДУ или беспроводной клавиатуры подписчик «СтримТВ» сможет получить доступ к Web-ресурсам и электронной почте.

Некоторые опасения относительно качества ТВ-вещания вызывает, конечно же, пропускная способность абонентских каналов ADSL. Но как заверил Николай Репин, практически 100% используемых ныне асинхронных линий характеризуются физической пропускной способностью 7,5 Мбит/с в направлении к клиенту. Ограничения по быстродействию входящего канала устанавливаются оператором искусственно, поэтому их можно легко снять за счет реконфигурирования модемов и DSLAM.

На современном этапе развития технологий сжатия видеосигнала для передачи одного телеканала формата MPEG-2 требуются 3,5 Мбит/с полосы пропускания, а значит, все действующие ADSL-каналы с пропускной способностью 7,5 Мбит/с годятся для поддержки услуги видеовещания. Каких-либо дополнительных ограничений (помимо установленных стандартом) по протяженности абонентских линий не существует. Одновременная передача второго телеканала по одной абонентской линии (например, при подключении двух телеприемников), очевидно, пока затруднительна. Проблему удастся кардинально решить лишь за счет внедрения усовершенствованной технологии ADSL2+, обеспечивающей производительность в канале до 24 Мбит/с, но неизвестно, когда это произойдет в сети МГТС.

Нетребовательный к задержкам пакетов трафик Internet и электронной почты отделяется от критичных к задержкам и флуктуациям видеопотоков с помощью средств VPN второго уровня. Полная емкость абонентского канала распределяется между приложениями динамически с учетом приоритета передачи видео.

По предварительной информации, базовый пакет видеоуслуг, включающий подписку на 30 телеканалов, будет обходиться пользователю в 8 долл. ежемесячно. Стоимость просмотра одного фильма, взятого напрокат в «виртуальном кинозале», составит 1,5-2 долл. Тарификация услуг IP-видео никак не повлияет на оплату высокоскоростного доступа к Internet.

Серверы IP-вещания размещаются на уровне магистрального ядра транспортной сети МГТС. Поскольку для IP-вещания применяется технология Multicast, позволяющая экономно расходовать полосу пропускания, заметного увеличения емкости магистральных каналов МГТС не потребуется. А серверы видео по запросу (VoD), в свою очередь, будут устанавливаться в непосредственной близости от абонентских мультиплексоров, в силу чего дополнительная нагрузка от пересылки видеофайлов не коснется операторской магистрали.

Рассуждая о коммерческих перспективах проекта, Николай Репин заявил, что его компания вправе ориентироваться на общемировой опыт, согласно которому на персонализированные видео?сервисы подписывается каждый третий абонент сетей ADSL.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями