Бывает, что совершенно разные технологии объединяются под одной крышей. Перспективы развития кабельного и спутникового телевидения, радиовещания и услуг широкополосного доступа обсуждались на международной московской выставке и конференции CSTB

Существует расхожее мнение, что потребителю безразлично посредством какой технологии он получает доступ к тем или иным услугам связи. Главное для него — разумное сочетание цены и качества сервиса. Однако на практике соотношение цены и качества продукта чаще определяется совокупностью социально-экономических и географических факторов, чем его «натуральными» свойствами.

Обитатель московской многоэтажки и житель сибирского Заполярья существуют почти в разных измерениях, а потому используют принципиально разные технологии доступа. В ближайшее время москвичам станут доступны услуги цифрового телевизионного вещания, видео по требованию и доступа к Internet по обычным телефонным линиям. А в отдаленном таежном поселке идентичный набор услуг можно будет получить только при помощи спутниковой связи. Вот и решай, что лучше, хотя выбирать особо не приходится.

Широкополосный спутниковый сервис

Главные преимущества спутниковой связи известны: глобальный охват территории и возможность широковещания. Последнее используется не только для нужд телевидения, но и для передачи Internet-трафика и компьютерных данных.

Услуги спутниковой связи в России предоставляют несколько крупных отечественных и международных операторов, среди которых — ФГУП «Космическая связь» (ГПКС), «Газком», Eutelsat и другие. Каждый из них реализует собственную программу модернизации спутникового и наземного сегментов технологической инфраструктуры.

Так, в состав спутниковой группировки ГПКС сегодня входят 15 космических аппаратов (КА) на геостационарной орбите, включая три новых спутника «Экспресс-АМ» и два спутника непосредственного вещания. В зону обслуживания спутниковой группировки ГПКС входит вся территория России, других государств СНГ и большинства стран мира. В составе наземного сегмента числятся шесть центров космической связи (два из которых открыты в прошлом году), технический центр в Москве и собственная сеть волоконно-оптических линий связи со 100-процентным резервированием.

В рамках Федеральной космической программы ГПКС развернула работы по обновлению группировки КА. Как сообщил заместитель генерального директора ГПКС Владимир Глебский, на первое полугодие 2005 года намечен запуск двух новых спутников серии «Экспресс-АМ». Планируется вскоре подписать контракт на строительство еще двух аппаратов, которые будут запущены на орбиту в 2007 году.

Третья в мире по мощности спутниковая группировка Eutelsat (23 действующих КА) тоже активно предоставляет услуги на российском рынке. Как сообщил директор Eutelsat по маркетингу и продажам в СНГ Николай Орлов, основная часть доходов компании (53%) связана с организацией телевещания и лишь 5% выручки приходятся на широкополосные услуги связи. Недавно Eutelsat сообщила о замене одного из своих спутников на более современный.

Экспозиция оператора телевизионных кабельных сетей «Комкор» на выставке CSTB традиционно отличается большим размахом

Вывод на орбиту спутников связи нового поколения позволяет операторам расширять и совершенствовать набор сервисов, но в целом структура доходов Eutelsat довольно точно характеризует состояние отечественного рынка космической связи. Как считает генеральный директор ЗАО «Московский Телепорт» Олег Тимошенко, его можно условно разделить на три ключевых сегмента.

Наиболее востребованными остаются услуги спутникового телерадиовещания (в том числе вещания центральных телевизионных и радиоканалов, дистрибуции региональных программ). В этой же нише следует рассматривать услуги передачи мультимедийного контента по запросу (хотя их пока нельзя назвать массовыми). Второй сектор рынка космической связи связан с поддержкой телекоммуникационной инфраструктуры корпоративных и ведомственных сетей (прежде всего, это подключение удаленных офисов). Третий сегмент — предоставление услуг локальным сервис-провайдерам и населению (доступ к Internet, IP-телефония, «универсальная» услуга связи и пр.). Правда, среди российских сервис-провайдеров спрос на услуги космических операторов для организации Internet-доступа довольно низок. Куда большие перспективы связаны с растущими потребностями частных клиентов в широкополосном Internet-доступе (при помощи терминалов VSAT).

«Помимо VSAT широкие коммерческие возможности таят в себе услуги строительства широкополосных сетей на базе стандарта DVB-RCS», — утверждает Тимошенко. Эта открытая технология обеспечивает интеграцию различных сервисов передачи данных, телефонии и видео при сравнительно низкой стоимости терминалов. Однако не все специалисты разделяют оптимизм Тимошенко. В частности, Николай Орлов считает, что в среднесрочной перспективе основной вектор роста спутниковых операторов связан с передачей сигналов телевидения высокой четкости (HDTV). По прогнозам представителя Eutelsat, к 2010 году в Европе будет установлено 36 млн HDTV-совместимых комплектов абонентского оборудования. И уже с 1 апреля Eutelsat организует на территории России вещание первого телевизионного канала с высоким разрешением.

Телевидение по IP-протоколу

Жителям населенных пунктов с развитой телекоммуникационной инфраструктурой не обязательно покупать оборудование космической связи для просмотра ТВ-передач или широкополосного подключения к Internet. При помощи IP-технологий то и другое становится доступным для абонентов обычных телефонных сетей, не говоря уже о подписчиках сетей кабельного телевидения.

«Протокол IP может успешно использоваться для доставки ТВ-сигнала и предоставления конвергентных услуг в гибридных оптико-коаксиальных (HFC) сетях на участке между транспортной сетью и «последней милей», — считает вице-президент фирмы Scientific-Atlanta Europe NV Ник Филиберт. Современные технологии позволяют операторам более гибко компилировать потоки телевизионных каналов и эффективно использовать транспортную сеть, если таковая уже задействуется для передачи данных.

В частности, если на магистральном участке пакеты с видео передаются по технологии SPTC (Single Program Transport Stream), то их можно мультиплексировать прямо на пограничном устройстве. Здесь будут комплектоваться индивидуальные пакеты ТВ-программ для каждого оптического узла. При более простом варианте мультиплексирования каналов по транспортной сети будут передаваться готовые MPTS-пакеты (Multi Program Transport Stream). Оба случая подразумевают использование на транспортном уровне стандарта Gigabit Ethernet.

В традиционном кабельном телевидении основным архитектурным компонентом является головная станция, которая формирует пакеты программ и транслирует их по кабельной сети. При этом все составные части головной станции сосредоточены на одной производственной площадке. При организации передачи мультимедийного контента через IP-сеть головную станцию заменит набор специальных устройств, включающий в себя шлюзы DVB/IP, видеосерверы и кодеры MPEG. И все они могут находиться в разных точках IP-сети.

К очевидным достоинствам передачи телевизионного сигнала с помощью IP относится способность протокола поддерживать двустороннюю связь между поставщиком услуг и клиентом. Интерактивные свойства IP-сетей позволяют радикально расширять набор предоставляемых услуг категории VoD. «Получение кинофильмов по требованию с помощью простого нажатия кнопки на пульте дистанционного управления — не единственный сценарий развития этого бизнеса, — говорит директор компании SeaChange по продажам в регионе EMEA Андреас Биндерлихнер. — Чтобы оправдать вложения в системы TVoIP, необходимо организовать предоставление по запросу местных новостей, спортивных передач, музыки, телепрограмм высокой четкости и фильмов в формате DVD».

Надоела реклама — плати

Распространение новых технологий телевещания и широкополосного доступа стало причиной серьезных подвижек на рынке мультимедийного контента. Проблема наращивания его объема постепенно уходит на второй план, и наступает эпоха перераспределения качественного контента между телевизионными и телекоммуникационными сетями. «Эфирное ТВ исчерпало свои возможности и технологически, и как бизнес-модель», — подчеркивает директор программ и каналов «НТВ-Плюс» Станислав Прибылов.

На рынке телевизионного контента активно идут процессы структурирования и специализации телеканалов, программ и телестудий по тематическим нишам. Качественные телепередачи мигрируют из открытого эфира в коммерческий сектор, где зритель готов платить деньги за их просмотр без перерывов на трансляцию опостылевших рекламных роликов. Россия вступает в эпоху тематического телевидения, и борьба за потребителя обострится сразу на двух фронтах — технологическом и содержательном.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями