Основным заказчиком «Информзащиты» и других отечественных security-компаний в 2004 году оставалось государство

По собственным оценкам «Информзащиты», в 2004 году отечественный рынок продуктов и услуг для обеспечения информационной безопасности увеличился на 45% — с 117 до 170 млн долл. При этом 60-65% оборота обеспечиваются заказами государственных структур, а оставшаяся часть формируется коммерческими предприятиями. «Пока государственный бюджет России пополняется сверхдоходами от нефтегазового экспорта, такое структурирование рынка, пожалуй, сохранится», — полагает президент «Информзащиты» Петр Ефимов. Он прогнозирует, что в 2005 году спрос на продукты и услуги ИТ-защиты в нашей стране увеличится до 230 млн долл. Помимо притока нефтедолларов рыночное развитие будут стимулировать более эффективные действия ФСБ РФ, которому переданы полномочия упраздненной ФАПСИ, связанные с контролем над выполнением законов по информационной безопасности.

Показатели бизнеса самой «Информзащиты» в 2004 году превзошли самые смелые ожидания руководства и соответствовали рыночному росту. Объем доходов компании вырос на 44,2% и составил 24,8 млн долл. Таким образом, рыночная доля «Информзащиты» в российском секторе ИТ-безопасности составила 14,6%. По словам Ефимова, это наилучший показатель, полученный российскими security-предприятиями. Самый большой рост доходов (146,9% по отношению к показателям 2003 года) зафиксирован в сфере консалтинга и сервисной поддержки. На 72,3% увеличился спрос на продукты зарубежных вендоров. Выручка от образовательной деятельности поднялась на 24,2%, а продажи собственных разработок «Информзащиты» увеличились на 23,3%.

Итак, поставки «фирменных» решений по-прежнему формируют большую часть доходного бюджета компании, однако с позапрошлого года их доля в бизнесе «Информзащиты» сократилась с 67,7 до 57,7% (на 10%). Зато увеличилась доля доходов от продажи зарубежных средств обеспечения информационной безопасности (с 19% в 2003 году до 22,6% в 2004 году), а также консалтинга и других видов сервиса (с 9,7 до 16,1% всей выручки). Финансовая значимость образовательных услуг в обороте компании, напротив, снизилась с 4,25 до 3,6%. Учебный центр «Информзащиты» предлагает 50 специализированных курсов по технологиям защиты информации, и за 2004 год на них прошли обучение свыше 5 тыс. российских специалистов.

В целом президент «Информ?защиты» удовлетворен изменениями в структуре доходов предприятия. Как заявил Ефимов, увеличение доли денежных поступлений от консалтинговых и внедренческих услуг находится в русле стратегии наращивания сервис-ориентированного бизнеса. В дальнейшем «Информзащита» планирует усиливать свои позиции на рынке услуг в области ИТ-безопасности. Для этого, в частности, планируется создать специализированный сервисный центр, в котором будут работать 30-40 сотрудников компании. Центр обеспечит круглосуточную техническую поддержку заказчиков и аутсорсинг систем защиты данных.

На сегодняшний день аутсорсинговыми услугами «Информзащиты» пользуются 15 корпоративных клиентов, но в обороте фирмы доля доходов от такой деятельности пока невелика. В частности, «Информзащита» выиграла тендер на обеспечение в режиме аутсорсинга информационной безопасности всероссийской системы «ГАС Выборы». Этот контракт будет ежегодно пополнять бюджет «Информзащиты» на 8 млн руб.

Сокращение доли доходов от продажи собственных разработок компании Ефимов принял как должное. Он заявил, что их активное продвижение имеет смысл лишь в тех сегментах, где они уже завоевали выгодные конкурентные позиции. А доля решений зарубежных вендоров в поставках «Информзащиты» увеличивается в тех нишах, где продукты партнеров опережают по качеству отечественные разработки. Другими словами, каждый должен заниматься тем, что умеет делать лучше других.

В 2004 году «Информзащита» выпустила три собственных новых продукта и сертифицировала пять зарубежных решений в области защиты данных. Например, совместно с компанией Betrusted (теперь — Cybertrust) она встроила в зарубежную систему PKI UniCERT российские криптографические алгоритмы. А крупнейшим заграничным поставщиком «Информзащиты» по доле в обороте фирмы является ее давний партнер Internet Security Systems.

Сегодня в компании работают 180 человек — на 12% больше, чем год назад. Расширение штата «Информзащиты» связано с повышением спроса на ее продукты и услуги, а также с открытием первого зарубежного представительства компании в Казахстане. В этом году «Информзащита» отметит свой десятилетний юбилей.

В прошлом году партнерская сеть «Информзащиты» увеличилась на 12 новых фирм из шести регионов России. Таким образом, общее число партнеров, действующих в 42 регионах страны, достигло 160. Однако основной приток денежных средств «Информзащиты» формируется за счет прямых продаж: на их долю приходятся 88% оборота. По словам Ефимова, число партнеров, способных обеспечить «достаточно заметный» доход его компании, пока невелико, и прямые продажи являются необходимым условием ее стабильного развития на современном этапе.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями