Интеллектуальные здания, о которых мечтали фантасты, уже существуют. Центральные компьютеры контролируют все аспекты их жизнедеятельности — от температуры воды и яркости света до управления шлагбаумами на автостоянке, системами охраны и пожаротушения

Компьютеры помогают установить оптимальный режим расходования тепла в зависимости от количества человек в каждой комнате, заказать продукты по Internet, распознать владельца дома по отпечатку пальца или сетчатке глаза и впустить его внутрь безо всяких ключей или магнитных карточек. Однако домам будущего еще есть куда развиваться, так как автоматика управляет в них далеко не всем, чем могла бы.

Как все начиналось

Термин Intelligent Building (IB) появился в 70-е годы прошлого века в США, но его однозначного определения нет до сих пор — каждый подразумевает под ним то, что ему ближе. Охранные предприятия готовы считать интеллектуальным любое здание, где используется интегрированная система безопасности. Связистам никто не докажет, что здание может называться интеллектуальным без наличия разнообразных систем связи и подключения к Internet. Ну а сами заядлые «интернетчики» причисляют к IB дома, в которых к Сети подключены все инженерные системы и бытовая техника, а жильцам доступны любые услуги электронной коммерции.

Все эти житейские блага для нашей страны — скорее экзотика, чем необходимость. По мнению экспертов компании «Комстар Объединенные Телесистемы», сегодня гораздо важнее интегрированная автоматизированная инфраструктура, которая позволяет экономить энергоресурсы, создает комфортные условия, обеспечивает некий набор информационных услуг и гарантирует безопасность жителей. А главное требование к IB, с точки зрения специалистов разного профиля, таково: все системы в здании должны быть контролируемыми и управляемыми.

Признаки домашнего интеллекта

Существуют разные по сложности и стоимости интеллектуальные системы — для жилых комплексов, коттеджей, больших и малых офисов. Но их объединяет способность прогнозировать наступление определенных событий и заранее уведомлять об этом хозяина. Они напоминают о намеченных делах и визитах, а в случае проблем с инженерными коммуникациями оповещают службы экстренного реагирования. Информация может отображаться в виде текстовых строчек на мониторе или сообщаться приятным голосом через скрытые в стенах динамики. Таким образом, интеллектуальные здания обеспечивают новую модель взаимодействия человека с жилищем или офисом — они экономят ресурсы и освобождают людей от рутинных операций, позволяя им сосредоточиться на творческом процессе.

Можно сказать, в интеллектуальном коттедже реализуется основной принцип коммунизма — «все для блага человека и во имя человека». Например, домашняя система отопления умеет задавать нужную температуру помещения. Если на улице похолодает, электроника вовремя повысит мощность обогревателя, и наоборот. Мелочь, а приятно, особенно когда в промозглую погоду обитатели дома после долгой «вылазки» возвращаются в прогретое помещение.

Другим важным признаком интеллектуальности здания является автоматическое освещение. В пустой комнате «умный» дом выключает свет, а если в нее кто-то войдет — зажигает. Ну а когда домовладелец решит уехать на продолжительное время, центральный компьютер будет включать свет то в одной, то в другой комнате, имитируя присутствие хозяина.

Вообще, одна из ключевых задач «интеллектуального» дома — сохранение жилища в неприкосновенности. Видеокамера перед входом автоматически передаст на компьютер или телевизор изображение того, кто потревожил спокойствие хозяина. Охранные устройства по периметру внешнего ограждения просигналят «куда надо», если кто-то попробует через него перебраться.

Утомительные контакты с коммунальными службами также можно переложить на плечи компьютера. Стоит один раз составить расписание уборки, задать координаты соответствующей фирмы, и можно навсегда забыть о грязных коврах и пыльной мебели. Компьютер сам свяжется с выбранной организацией, оставит голосовую заявку, впустит сотрудников сервисной службы в строго оговоренные помещения (даже в отсутствие хозяев), проконтролирует уборку и оплатит счет за работу с помощью электронной платежной системы.

Особая статья — оснащение «интеллектуальной» кухни. Нынешние технологии управления бытовыми приборами позволяют дому автоматически составлять список необходимых покупок на основе содержимого холодильника. Хозяину требуется лишь задать необходимые параметры его состояния. Например, если семья не может жить без орехового масла и анчоусов, дом будет бдительно следить за их наличием. Более сложный, но вполне осуществимый вариант — запрограммировать дом так, чтобы он отправлял заявки на нужные продукты, а затем впускал курьера с заказанным набором. Ряд столичных электронных магазинов уже работают с такими электронными заявками, особенно если они поступают из района Рублевского шоссе — туда курьеры обязуются приезжать очень оперативно.

Горе от ума

В отличие от начиненных электроникой жилых домов российский рынок интеллектуальных (электронных) офисов только зарождается. Соответствующие услуги и оборудование уже доступны (во всяком случае, в крупных городах), но действующих Intelligent Building — пока единицы, и все они находятся в Москве. Среди столичных деловых центров признаками интеллекта могут похвастать офисы МПС, Газпрома, ЮКОСа и бизнес-центр «Царев Сад». Во всей красе «умные» инженерные системы присутствуют в ряде пятизвездочных отелей «Мариотт», «Балчуг Кемпински», «Шератон Палас», «Метрополь». Здесь они интегрированы в единый комплекс управления гостиницей. По общему признанию, один из наиболее «интеллектуальных» отелей Москвы — пятизвездочный «Националь».

По данным независимых экспертов, не более 10% московских офисных зданий можно считать интеллектуальными, причем 9 из 10 таких строений спроектированы крупными организациями для собственных нужд. Есть несколько причин того, что на рынке аренды «интеллектуальных» офисов дела обстоят плохо, но главная из них — неистребимое желание российских девелоперов экономить на всем, на чем можно.

К примеру, одному из московских банков во время тендера на технические улучшения в центральном здании предложили создать систему пневмопочты, при помощи которой бумаги добирались бы до нужных отделов за считанные секунды. Несмотря на более чем скромную стоимость технического решения (порядка 100 тыс. долл., включая монтаж оборудования), банк на внедрение этой системы не решился и продолжал пользоваться, как прежде, курьерской службой, в которой вечно не хватало сотрудников. В результате он стал терять клиентов, которым надоело ждать оформления договоров.

На российском рынке недвижимости до сих пор в ходу дедовская схема распределения бюджетов, при которой до 80% инвестиций тратится на «коробку» здания (бетон, металлические конструкции, стеклопакеты и пр.). Смета IB выглядит совершенно иначе: на инженерные коммуникации и управляющие системы приходится до половины суммы, затраченной на строительство или переоборудование помещений. Привыкнуть к такому раскладу пока удается немногим.

Чаще всего для офисов заказывают хорошую систему безопасности, управления электроэнергией и климатом. Однако вся эта роскошь малопригодна, если нет нужных разъемов для подключения техники, а размеры внутренних помещений не позволяют установить необходимое оборудование. Зачастую не предусмотрены места для размещения контроллеров на магистралях водоснабжения — туннели для прокладки труб настолько малы, что добавить туда даже небольшой прибор не представляется возможным.

В результате заказчикам приходится самим доводить до ума установленные системы жизнедеятельности, устранять противоречия в функционировании отдельных систем, фактически — реализовывать новый проект. Это неизбежно приводит к дополнительным расходам, и стоимость квадратного метра «интеллектуального» здания взлетает до небес (на 30—60% больше стоимости первоначального проекта).

Предвосхищая желания

В нашей стране преобладает частное видение того, что такое «интеллектуальный» дом, — стандартов не существует. Тем временем некоторые зарубежные корпорации (в частности, Matsushita Electric Industrial и Acer) разработали концептуальные модели электронного дома будущего, ряд основополагающих принципов которых заслуживает внимания.

Во-первых, электронный дом не является замкнутой средой — обязательна его связь с внешним миром. В случае концепта Matsushita в роли внешнего звена, на которое замыкается сеть управления зданием, выступает автомобиль домовладельца.

Во-вторых, такой дом оснащен максимальным количеством линий связи разного типа. К нему подводятся кабели ADSL и КТВ, оптоволоконная сеть, добавлены средства мобильной связи и цифрового спутникового телевидения. На уровне сетевых услуг обеспечиваются доступ к Internet, IP-телефония и видеосвязь.

В-третьих, локальной беспроводной сетью связаны все помещения. Домашние приборы управляются и посредством радиодоступа. В каждой комнате установлены ПК с сенсорным экраном и (опционально) голосовым управлением, цифровой телевизор и устройства передачи информации, использующие карты памяти SD. По паролю на телеприемник можно вывести телеметрическую информацию из других комнат и с прилегающей территории — все просматривается мини-камерами. Оборудование связано с высокоскоростным Internet-каналом через так называемый «домашний шлюз». В прихожей устанавливается плазменный дисплей с устройством цифрового спутникового вещания, поддерживающим функции электронной коммерции и запросы телепередач.

В-четвертых, на кухне установлена система Econet, использующая для передачи информации электрическую проводку. Она позволит следить за использованием электричества и управлять бытовыми приборами, присоединенными к специальному терминалу. Для управления бытовой техникой можно задействовать мобильные устройства связи (включая телефон) и ноутбук в автомобиле. Холодильник со встроенной видеокамерой передает изображения продуктов на мобильный телефон, а плита имеет специальное покрытие конфорок, которое безопасно для случайно прикасающихся к ней пальцев.

В-пятых, дом должен заботиться о здоровье хозяина. Очень занятым людям предлагается специальное устройство, которое сопоставляет планы хозяина с прогнозом погоды и советует ему, что надеть — деловой костюм с плащом, теплую куртку и ботинки или что-то экстравагантное. Даже унитаз не остается в стороне от такой заботы. Он способен в кратчайшие сроки сделать анализ мочи и, если что-то покажется ему подозрительным, отправить полученные данные врачу через Internet. Компания Sharp недавно продемонстрировала кондиционер, убивающий летающих насекомых-паразитов, а Sanyo Electric анонсировала кровать, которая анализирует дыхание и измеряет пульс спящего человека, с тем чтобы другие приборы могли создать наиболее комфортные условия для его сна — скажем, изменить температуру и освещение.

Небольшие роботы отвечают за чистоту и даже безопасность. К примеру, широко известный робот-собачка Айбо хорошо справляется с обязанностями стража порядка, а некоторые эксперты предложили оснастить такие устройства мелкокалиберными пулеметами или лазерами.

Найти любые вещи в доме можно с помощью электронных меток RFID. Достаточно пару раз нажать на сенсорный монитор, чтобы узнать, где находится любимая блузка или связка ключей. Решаются многие хронические проблемы женщин: нужно лишь сообщить домашнему компьютеру, что должно присутствовать в дамской сумочке, и каждое утро он будет проверять наличие мобильного телефона, документов, кошелька с кредитками, духов и косметики.

Но главное в доме все-таки стены. Электронный дом возводится легко и быстро, поскольку в его конструкции сочетаются проверенные временем решения и новации последних десятилетий. Во время строительства применяются малоотходные технологии, а строителям не нужно использовать ископаемые виды топлива (уголь, газ, мазут) и загрязнять окружающую среду вредными излучениями. Энергосбережение будет обеспечиваться теплоизолирующими материалами, а потребление горячей воды и электричества в целом снизится, за счет чего уменьшится стоимость владения жилищем.

Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор