Жизнь в информационном обществе задает новые ценностные ориентиры. Тезис Декарта Cogito, ergo sum («Я мыслю, следовательно, существую») стал символом эпохи Просвещения. В наши дни в сознании людей прочно обосновалась система ценностей, суть которой организаторы выставки Art Digital 2004 выразили фразой I click, therefore I am («Я кликаю, следовательно, я существую»)
ВИДЕОИНСТАЛЛЯЦИЯ Константина Худенова «Deisis/Антропология» заслужила репутацию самого скандального проекта выставки Art Digital

Эта выставка, проходящая с 26 января по 28 февраля в Центре современного искусства, организована объединением «М?АРС» и поддержана Советами культуры нескольких стран, а также спонсорами — компаниями «Формоза» и «Легион». Она призвана показать, что высокие технологии могут служить не только для коммуникаций, развлечения и повышения эффективности труда, но и для выражения переживаний, мыслей и чувств.

Основной темой AD 2004 является игра в широком понимании этого слова. Посетители выставки могут не только оценивать творчество художников, но и принимать участие в их демонстрациях, постигая смысл проектов через интерактивное общение.

Хотя в нынешнем году большинство произведений требуют сложного технического обеспечения, показ возможностей современных технологий не является целью выставки. Спецэффекты и ИТ-решения служат лишь средствами художественной выразительности, помогающими донести замыслы авторов до аудитории.

Карнавал ценностей и смыслов современной киберкультуры, обосновавшийся в выставочном центре, привлекает множество посетителей. Это и неудивительно, ведь большинство представленных работ созданы всемирно известными художниками.

Значительную часть проектов составляют компьютерные игры. К примеру, работа Лоренцо Пиццанелли «Иконоборческая игра» представляет собой «путешествие по времени» зарубежного искусства — вплоть до наших дней. Шуточные игры «Тест», «Арт Самурай», nick-nack, «Классик караоке» и «Кино из мясорубки», представленные российскими авторами, заставляют улыбаться даже завзятых скептиков. А проекты испанского автора Хорхе Космен «Скитаясь, мы проводим ночь, нас пожирает пламя» и швейцарских художников Аннелоре Шнайдера, Свона Томмена и Клода Пиге «Коллектив факт» за счет использования необычных образов и неожиданных изобразительных приемов оказывают довольно сильное психоэмоциональное воздействие. Однако наибольший интерес вызывают три работы.

Проект шведской Smart Studio «Брейнболл» представляет собой игру, но не обычную и не компьютерную, а скорее психологическую, пусть и основанную на применении высоких технологий. Суть ее состоит в следующем: два игрока садятся друг напротив друга за небольшой стол, на котором лежит небольшой шарик. Его перемещение по полю «телекинетически» контролируется импульсами головного мозга каждого участника посредством датчиков, прикрепленных к их головам. Любое напряжение немедленно фиксируется и напрямую влияет на результаты. Побеждает тот, кто оставался наиболее пассивным в течение всей игры.

Неоднозначную реакцию вызывает интерактивная инсталляция «MEART и черный пиксел», созданная австралийскими, американскими и болгарскими авторами. MEART состоит из «мозга» (нейрокультуры на мультиэлектронной подложке), расположенного в США, «глаза» (видеокамеры) и «руки» (рисующего робота), установленных в местах демонстрации системы. Невидимыми для зрителей остаются программные и аппаратные средства, осуществляющие межкомпонентную коммуникацию. Виртуальное «существо», наблюдая за произведениями искусства и другими образами, преобразует их в графические символы. По утверждению авторов, этот географически распределенный биокибер-проект, созданный для изучения процессов творчества и познания окружающего мира, позволяет исследовать аспекты креативности и артистичности в эпоху новых биотехнологий.

Наконец, проект, заслуживший репутацию «скандального». Речь идет о видеоинсталляции Константина Худякова «Deisis/Антропология». На трехмерный экран — увеличенную скульптурную реконструкцию головы Адама — последовательно проецируются лица его потомков. В качестве основного визуального материала использованы файлы психологических портретов личностей из истории христианства, полученные в результате тщательного цифрового клонирования. Создается впечатление, что вереница лиц святых — это лишь штрихи на одном-единственном лике Человека. Цифровая проекция сопровождается фонограммой с использованием фрагментов из Библии.

Безусловно, говорить и спорить о современном киберискусстве можно бесконечно. Но, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.