Альянс Cisco—Lynksys рекламирует IP-телефонию в жилом секторе как очередное крупное начинание в телекоммуникационной индустрии. Многие провайдеры широкополосных услуг, от AT&T до Cablevision Systems, начинают двигаться в том же направлении, предлагая видеотелефонные сервисы поверх IP с привлекательными функциями и по фиксированным тарифам

Что это означает для компании Vonage Holdings, которая первой начала прокладывать путь к сердцам домашних пользователей широкополосных голосовых и видеосервисов (VoDSL)? Научный редактор Network World Тони Кистнер обсуждает ближайшие планы провайдера с председателем и исполнительным директором Vonage Джефри Ситроном.

Ваша компания заключила с Viseon эксклюзивную сделку, связанную с обеспечением широкополосного видеотелефонного сервиса. Сможет ли Vonage преуспеть на рынке с еще не признанным продуктом?

Мы совместно с Viseon стараемся решать проблемы, которые исторически досаждали развитию видеотелефонии. Одна из главных забот — высокая стоимость продуктов. Прежде видеофоны были слишком дорогими для частных пользователей, поскольку их цена не опускалась ниже 500 долл. Еще одна проблема — качество услуг. Раньше мы не располагали достаточной полосой пропускания на «последней миле», но сейчас условия предоставления услуг в жилых районах изменились. Нам легче получить нужную полосу пропускания, да и технологии сжатия видеосигнала становятся все более «продвинутыми». Качество изображения и воспроизведения звука видеофонами стало очень хорошим, и мы надеемся снизить их стоимость, сделав ее приемлемой для основной массы заказчиков.

Какие еще препятствия имеются на пути принятия новой услуги потребителем? Скажем, в 2004 году в США было инсталлировано менее 800 тыс. абонентских линий VoIP, а это, согласитесь, — не очень много.

Обратите внимание: понадобились два десятилетия на то, чтобы сотовые телефоны появились в каждом доме. Проблема заключалась не только в цене или качестве сервиса — операторам потребовалось время на «приучение» людей к новым возможностям связи. Темпы принятия технологии VoIP в жилом секторе — намного выше. Мы ожидаем серьезного взлета интереса к таким службам уже в нынешнем году.

Не станет ли сама асинхронная природа широкополосных каналов ADSL, используемых в домашнем секторе, основным барьером для развития видеотелефонии? Я допускаю, что скорость входящего трафика может достигать 1—2 Мбит/с, но скорость исходящего канала просто убийственна для услуг передачи видео. Если я подпишусь на вашу услугу, предоставляемую на скорости 128 Кбит/с, то через некоторое время просто ее возненавижу.

Работа на скорости 128 Кбит/с для нас, действительно, немного проблематична. Но часть потребителей даже не узнают, каковы у них скорости загрузки и выгрузки данных, поскольку им незачем интересоваться подобными техническими вопросами.

Что предпринимает Vonage, дабы стимулировать телекоммуникационных провайдеров к построению абонентских каналов с большей производительностью обратного канала или к использованию синхронных xDSL-сервисов?

Мы помогаем клиентам получать реальные сведения о полосе пропускания каналов, которыми они подключены к магистральной сети. Конечно, хорошо, что операторы «последней мили» постепенно наращивают скорость загрузки и выгрузки трафика. Но все же остается очень много старых кабельных систем, обеспечивающих низкую производительность, владельцы которых медлят с их заменой. Операторы оптических кабельных сетей предоставляют клиентам гораздо большую полосу пропускания, а многие провайдеры ADSL еще используют оборудование, отвечающее первой версии стандарта, которая имеет серьезные ограничения по пропускной способности.

Если провайдеры с громкими именами выйдут на рынок потребительской IP-телефонии, какова будет ваша стратегия сохранения рыночной доли?

Наша цель — сделать компанию Vonage крупнейшим провайдером, а значит, ей необходимо наращивать клиентскую базу быстрее, чем это делают конкуренты. Пока Vonage способна на такое. Особенно показательны итоги IV квартала 2004 года, поскольку к этому времени в борьбу уже вступили Time Warner и Cablevision.

Какие ваши планы развития сервисов?

Мы не предполагаем, что когда-нибудь будем куплены или поглощены, поэтому осуществляем огромные инвестиции в технологии, персонал и оборудование. Появляется все больше устройств, которыми клиенты могут пользоваться в нашей сети. Сначала мы предлагали лишь один шлюз от Cisco, затем к нему добавилось устройство Motorola, потом — продукты Lynksys и Netgear, а сейчас мы тестируем работу нескольких моделей видеотелефонов.

Мы хотим расширять спектр предлагаемых нами устройств разных производителей, чтобы клиент получил возможность выбирать способы присоединения своих домов к нашей сети. А это означает последующее встраивание сетевых адаптеров в кабельные и DSL-модемы, маршрутизаторы, точки доступа Wi-Fi и мультимедийные центры. В общем, мы стремимся предложить абоненту как можно более универсальный подход к подключению.