САКРАМЕНТАЛЬНАЯ фраза «Я тебя породил, я тебя и убью» как нельзя лучше характеризует взаимоотношения IBM с ее самым знаменитым изобретением — персональным компьютером. В 1981 году корпорация подарила миру стандартные микрокомпьютеры на базе архитектуры Intel, открыв эпоху персональных вычислений. Она же первая среди мировых гигантов ИТ-индустрии отказалась от своего детища, продав подразделение по выпуску ПК китайской компании Lenovo. Тем самым Голубой Гигант подтвердил справедливость провидческой мысли своего бывшего руководителя Луи Герстнера, предрекавшего в 2000 году скорое окончание эпохи ПК. Правда, ее «окончательного окончания» мы еще не дождались, поскольку новый владелец компьютерного подразделения IBM намерен наращивать выпуск персональных машин.

Предопределяя судьбу персонального компьютера IBM, возможно, сильно забежала вперед: в последние годы подтверждается общая тенденция ИКТ-рынка полагаться на прогнозы, опережающие действительность. И все же мысль Герстнера имеет под собой веские основания. Действительно, кому из огромного числа сегодняшних домашних пользователей ПК нужны персональные вычисления, предъявляющие серьезные требования к быстродействию центрального процессора и оперативной памяти? Сколько из них задействуют компьютеры в соответствии с их «первозданным» назначением, а не как универсальные мультимедийные проигрыватели, графические и Web-браузеры, электронные органайзеры, почтовые клиенты или игровые приставки?

Стремясь к универсальности продуктов, производители ПК получили обратный эффект. Теперь взыскательные потребители хотят иметь повсеместный доступ к глобальному информационному пространству, что означает, прежде всего, свободу их перемещений. Громоздкий системный блок и монитор сложно таскать за собой, поэтому активные деловые пользователи естественным образом перешли к ноутбукам и КПК, которые полностью вытеснили из их жизни привычные «десктопы». Главными мерилами «ценности» персонального вычислительного устройства в этой среде стали его компактность, легкость и функциональность, а не тактовая частота процессора.

Для домашних пользователей персональный компьютер превратился преимущественно в источник развлечений. На первое место среди критериев полезности ПК они поставили характеристики видео- и аудиокарт, а не особенности архитектуры вычислительной системы. Наиболее ресурсоемкие задачи в домашних ПК возложены на сопроцессоры и специальные ускорители, а мощности CPU применяются, пожалуй, лишь для работы ОС Windows. Таким образом, традиционный ПК оказался в определенном смысле лишним звеном, которое усложняет доступ «обывателя» к цифровым развлечениям.

Казалось бы, пора всем последовать примеру IBM, списав «десктопы» на свалку истории. Но не тут-то было. Даже известная своими инновационными взглядами корпорация Intel весьма осторожно относится к подобному сценарию. Как известно, после реорганизации в ее структуре появится новое подразделение Digital Home Group, которое займется разработкой решений (в частности, медиа-центров на архитектуре ПК) в соответствии с концепцией «цифрового» дома. При этом ничего не говорится о судьбе подразделения Desktop Platforms Group, которое раньше ориентировалось на нужды частных пользователей. По умолчанию следует, что оно сохранит самостоятельный статус и продолжит совершенствовать персональные системы. А если звезды не гаснут, это кому-нибудь нужно.

Самое время обратиться к аналитическим отчетам независимых компаний за 2004 год. В январе IDC опубликовала предварительные сведения о состоянии рынка ПК в регионе EMEA. Из них следует, что в IV квартале прошлого года объем продаж персональных компьютеров всех типов вырос по сравнению с IV кварталом 2003 года на 17,2%. При этом, как и ожидалось, опережающими темпами росли продажи ноутбуков (прибавка за год — 35%), а объем поставок настольных «персоналок» увеличился на 10%. В натуральном выражении за прошлый год в странах Европы, Африки и Ближнего Востока продано свыше 60 млн изделий. В России успехи компьютерных вендоров еще более впечатляющие: средний прирост продаж по всем группам продуктов составил 31%, а отдельно по ноутбукам — аж 170%.

Повышение доходов поставщиков ПК в EMEA отчасти обусловлено укреплением евро, но нельзя сбрасывать со счетов и тенденцию масштабного обновления парка корпоративного оборудования. Преодолев кризис, западные компании начали инвестировать в технологическую инфраструктуру поддержки бизнеса, в том числе — оснащение рабочих мест. Причем в данном случае речь идет о полноценных высокопроизводительных машинах, в которых мультимедийные функции играют важную, но второстепенную роль.

Судя по исследованиям IDC, ноутбуки завоевывают все большую популярность у домашних пользователей и потребителей из сферы SMB. Крупным предприятиям трудно в одночасье изменить организацию бизнеса, отказавшись от практики «прикрепления» сотрудника к рабочему месту. А из соображений экономии оснащать стационарные рабочие места пока выгоднее настольными, а не мобильными ПК. Какой бы красивой ни казалась идея доступа к корпоративным ресурсам из любой точки планеты по IP с помощью ноутбука или КПК, лично мне трудно себе представить банковского клерка или менеджера ритэйл-компании, который в рабочее время трудится где-нибудь за столиком кафе. Мобильность, конечно же, нужно приветствовать, но до разумных пределов.