Рынок услуг широкополосного доступа в России развивается весьма стремительно: по темпам роста он уже обогнал надоевший всем dial-up, который еще недавно рассматривался как стандартный способ подключения к Глобальной сети

Пришли другие времена, а с ними — и другие скорости абонентских линий. Сейчас 128 Кбит/с является минимальной скоростью, при которой абонент может полноценно пользоваться современными сетевыми сервисами. Рассмотрим основные закономерности формирования нового рынка телекоммуникационных услуг, которые явно проявились в российской столице, ведь именно по такому пути вскоре предстоит пройти всем крупным мегаполисам страны.

Признанные игроки и домовые сети

По данным аналитического агентства «Комкон-2», до начала массового предоставления «МТУ-Интел» услуг семейства «Стрим» (в конце 2003 года) доля скоростных подключений индивидуальных пользователей (выделенная линия, локальная домовая сеть) составляла 24,6% всех подключений к Internet. Лидировал в опросах dial-up — его отметили 63,9% пользователей. На долю ADSL-каналов (широкополосный доступ, но без резервирования отдельного номера) приходились 5,3% рынка линий доступа в натуральном выражении (остальные пользователи затруднились с ответом).

К концу 2004 года картина радикально изменилась: доля коммутируемых линий упала до 50%, зато на 10—12% подрос сегмент постоянных высокоскоростных подключений. Конечные пользователи голосуют деньгами за качественную быструю связь, которой можно воспользоваться в любой момент без разрыва телефонного соединения. Рост широкополосных услуг оказался впечатляющим (на сложившихся рынках такая динамика наблюдаться не может), поэтому крупные игроки считают, что фиксировать прибыль рано, и продолжают инвестировать в строительство сетей доступа в надежде подключить как можно большую часть потенциальных абонентов.

Тем не менее из-за ужесточения конкуренции на этом рынке наметились процессы консолидации и укрупнения игроков. Небольшие провайдеры сегодня не выживают: их старательно «давят» и конкуренты, и контрольно-регулирующие органы, справедливо отмечая отсутствие у них многих разрешительных документов. Среди компаний, предлагающих в Москве услуги домовых сетей, действительно крупных и профессиональных провайдеров наберется максимум полтора-два десятка. Остальная масса (примерно 400—500 «подвальных» организаций) — это провайдеры мелких любительских сетей, которые с трудом выживают и не имеют четких перспектив развития.

Отдельный вопрос — деятельность крупнейших операторов, таких как «Комкор» и «МТУ-Интел». Как отмечает аналитик и исполнительный директор компании Direct Info Алексей Кондрашов, «Комкор» хоть и привлекает новых клиентов (их общее число превышает 15 тыс.), но по темпам увеличения абонентской базы существенно отстает от конкурентов (компаний «Диво ТВ» и «Космос ТВ», транслирующих телевизионный сигнал). Кроме того, из-за сложностей финансирования проекта у этого провайдера возникают серьезные проблемы с расширением зоны покрытия и качеством услуг (в том числе доступа Internet).

За счет мощных финансовых и административных ресурсов «Системы-Телеком» компания «МТУ-Интел» взяла быстрый, мощный старт в продвижении услуг семейства «Стрим». В частности, пользователям предлагаются вполне привлекательные (на фоне расценок провайдеров домовых сетей) тарифные планы.

Однако, по словам Алексея Кондрашова, не следует забывать, что около 10—15% телефонных линий МГТС находятся в таком состоянии, что не позволяют в полном объеме задействовать технологию ADSL. Данный сервис невозможно развертывать в «сложных» районах, в которых из-за недостатка медных окончаний МГТС применила один из способов уплотнения абонентских линий для доставки нескольких телефонных номеров. Постановка квартиры на охранную сигнализацию посредством телефонной линии связи также исключает использование технологии ADSL.

И таких клиентов, которым услуги широкополосного доступа по медной паре не могут быть предоставлены, достаточно много. К ним внимательно присматриваются провайдеры домовых сетей, поскольку прокладка дополнительного кабеля в данном случае является единственным выходом из положения.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что «МТУ-Интел» испытывает определенный кризис управления: компания не смогла в приемлемые сроки наладить внутренние бизнес-процессы после кадровых и организационных изменений. В результате заявленный срок подключения в пять дней на деле оборачиваются десятью, сотрудники отдела технической поддержки зачастую некомпетентны в элементарных технических вопросах, отсутствует внятный порядок устранения проблем. Иными словами, идея «народного Internet» за небольшие деньги, по сути, очень хороша, но ее исполнение оставляет желать лучшего.

После появления на московском рынке широкополосного доступа ТП «Стрим» с относительно недорогой стоимостью 1 Мбайт Internet-трафика конкурентная борьба «признанных» провайдеров и домовых сетей резко активизировалась. В пользу «МТУ-Интел» играл авторитет крупной компании и весьма значительный рекламный бюджет, не доступный ни одному из московских «домовых» или районных операторов. Поэтому провайдеры домовых сетей принялись не только снижать цены на подключение и трафик, но и активно пропагандировать обеспечиваемые ими преимущества. Среди них — более высокая (по сравнению с поддерживаемой ADSL) скорость передачи данных (10 Мбит/с через обычный порт Ethernet), бесплатный обмен данными внутри сети и доступность полезных внутрисетевых информационных ресурсов (справочники, расписания, игры, гороскопы и т. д.).

Впрочем, конкурентное давление ощутили лишь те провайдеры, которые продолжали предоставлять доступ с помегабайтной тарификацией. Компании с безлимитными ТП появление «Стрима» практически не заметили, так как их пользователям при большом объеме потребляемого трафика услуги все равно обходились едва ли не на порядок дешевле.

Поскольку рынок широкополосного доступа очень заманчив, операторы готовы инвестировать средства во все новые проекты. Основными подписчиками данного сервиса остаются корпоративные пользователи, но доля индивидуальных потребителей неуклонно растет. Именно в сегменте таких пользователей с их потребностями в доставке мультимедийных сервисов будут сконцентрированы основные «точки роста» на ближайшие годы. На этом поле будут сражаться за потенциального клиента владельцы небольших домовых сетей и очень крупные провайдеры.

Среди последних — уже не только «признанные» Internet-провайдеры, но и выросшие до размеров столичных округов владельцы районных сетей доступа. Это, к примеру, компания RiNet, развивающая инфраструктуру Ethernet-доступа в ЦАО Москвы. Недавно она объявила о введении двух новых безлимитных тарифов для домашних пользователей с фиксированной скоростью канала 192 и 512 Кбит/с.

О скором запуске безлимитных тарифных планов Internet-доступа сообщила и межрайонная студия кабельного телевидения «Атлан-ТВ». В сотрудничестве с провайдером «Реолком» она предоставляет возможность подключаться к глобальной сети по каналам КТВ в столичном районе Басманный. Проект «Центел» (дочерняя компания ОАО «Центральный телеграф») стартовал всего несколько месяцев назад, и за это время к нему подключились более 5 тыс. абонентов в подмосковном Переделкино.

Качество — залог успеха

Скоростной Internet — услуга для взыскательного абонента. Если пользователь решился подключить свое жилище по выделенному каналу, это значит, что он обладает минимальными техническими знаниями, опытом работы через модемное соединение и имеет достаточно внятные представления о той скорости передачи данных, которую должен получить. Поэтому качество обслуживания и соответствие абонентских линий заявленным показателям являются очень весомыми факторами, которые олицетворяют собой главное направление совершенствования деятельности всех без исключения Internet-провайдеров.

Рассмотрим результаты исследования аналитической компании Direct Info. Оно проводилось в начале 2004 года и предполагало опрос 4 тыс. москвичей, использующих скоростной Internet-доступ дома (см. таблицу).

Итак, показатели, которые расцениваются пользователями как наиболее существенные при выборе провайдера, можно разделить на три группы. Самый важный критерий — качество и надежность соединения (за него «проголосовали» 93% опрошенных). Второе и третье место (по значимости для клиентов) разделили между собой качество и оперативность работы службы техподдержки и гибкость тарифной политики. Этим требованиям провайдер обязан соответствовать по мнению 65% опрошенных. Наименее важными характеристиками оказались возможность выбора способа оплаты и широта спектра услуг.

Стоит обратить внимание на то, что операторы услуг ADSL почти на 20% проигрывают провайдерам домовых сетей по качеству и надежности соединений. Как видно, проблемы с доступностью сервисов чаще возникают у крупных ADSL-провайдеров, причем более низкие оценки они получили не только за качество связи, но и за устранение технических неполадок (вторая группа характеристик).

Немаловажную роль в обеспечении поддержки пользователей играет организация работы инженерной службы провайдера. В домовой сети первичная настройка ПК (источник большинства проблем), как правило, выполняется теми же специалистами, которые прокладывают кабель в квартиру (эта услуга стоит максимум 5 долл.). А вот в крупных компаниях, предоставляющих ADSL-доступ, пользователь занимается этим самостоятельно, что отнюдь не прибавляет ему оптимизма.

Что же касается способов оплаты, пользователи недовольны ими тотально. Компаниям следует серьезно задуматься над этой проблемой, ведь привлечение нового клиента обходится в пять раз дороже, чем удержание старого. Недостаточно просто подключить нового абонента, нужно еще и облегчить его заботы по своевременной оплате услуг. Пора широко вводить карты предоплаты с разнообразными номиналами, принимать всевозможные электронные «валюты», доставлять пользователю распечатанные квитанции для оплаты через банк, вводить программы лояльности. Скоростной Internet должен стать таким же привычным сервисом, как электроснабжение или городской телефон, а не быть источником постоянных проблем.

Дабы подвести итоги исследования Direct Info, проанализируем диаграмму лояльности поставщикам высокоскоростного Internet. Здесь между абонентами «Точки.Ру» и домовых сетей наблюдается полная «солидарность»: примерно шесть из десяти респондентов готовы немедленно сменить оператора, как только найдут что-то лучшее. Маркетологам телекоммуникационных компаний стоит серьезно поразмыслить над этим, поскольку нынешний успех может оказаться очень зыбким.

Назад в будущее

Несмотря на формирование рынка фиксированных широкополосных услуг, появляются и другие альтернативные способы подключения к Internet. Речь идет о системах беспроводной связи с радиусом действия в несколько километров. Хотя такой способ доступа используют главным образом коммерческие организации, идея беспроводной связи начинает проникать в сознание и широких масс населения. Ее бесспорными преимуществами являются гибкость и меньшая стоимость развертывания абонентского канала, так как не требуется прокладки или модернизации кабельных линий. Но есть и недостатки, такие как необходимость размещения приемника и передатчика на линии прямой видимости (до появления WiMAX-совместимых устройств), восприимчивость систем передачи к атмосферным условиям и дефицит свободных радиочастот.

Еще одним популярным способом организации широкополосного доступа становится построение оптоволоконной сети с доведением оптического кабеля до пользователя (FTTH). Оптоволоконный кабель, используемый коммерческими организациями для создания линий высокоскоростной связи, имеет громадный запас пропускной способности, превышающий 1 Гбит/с. Главным препятствием для широкого использования FTTH является высокая стоимость подвода оптоволоконной инфраструтуры к жилым домам.

Некоторые компании изучают целесообразность внедрения таких экзотических технологий, как передача данных по линиям электроснабжения, которые проложены практически во все дома. Этот сервис, получивший в США название Broadband over Power Line (BPL), предоставляется с 2004 года, хотя его опытное развертывание началось уже несколько лет назад. BPL позволяет получить канал с пропускной способностью от 300 до 2 Мбит/с, что соразмерно возможностям xDSL-сервисов. Ежемесячная плата составляет в США 27 долл., а разовые инсталляционные платежи отсутствуют. Устройство абонентского доступа включается непосредственно в домашнюю электрическую розетку.

Главные достоинства технологии BPL — повсеместная доступность инфраструктуры и дешевизна. Среди факторов, тормозящих завоевание ею рынка, — отсутствие промышленных стандартов и противодействие некоторых объединений, в частности радиолюбителей, которых не устраивают создаваемые BPL-оборудованием помехи в эфире.

Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями