Отечественные провайдеры совместно с зарубежными коллегами предлагают компаниям способы выживания в чрезвычайных ситуациях

Обеспечение непрерывности бизнеса ранее рассматривалось как одна из составляющих управления рисками. Катастрофические события последних лет, а особенно теракты 11 сентября в США, привели к выделению этой проблематики в отдельное направление менеджмента — Business Continuity Planning (BCP). Современные реалии бизнеса сделали тематику BCP актуальной как для крупных отечественных предприятий, так и для локальных представительств иностранных корпораций. Рецепты обеспечения непрерывности бизнеса предлагают и независимые консультанты, и системные интеграторы, и телекоммуникационные провайдеры, предоставляющие услуги аутсорсинга ИТ-инфраструтуры.

В конце прошлого года компания WideXs провела в Москве семинар на тему «Планирование непрерывности бизнеса». В его работе принял участие Натаниэль Форбс, глава фирмы Forbes Calamity Prevention, специализирующейся на BCP. В общем виде подход Форбса к реализации BCP включает в себя три этапа: определение уязвимостей организации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, анализ их воздействия на бизнес-процессы и выработку мер по обеспечению непрерывности последних.

Самым сложным является первый этап. Деятельность крупной международной компании подвержена множеству опасностей, таких, как террористические атаки, общественные беспорядки, стихийные бедствия или банальные сбои центрального электроснабжения. Подчас очень сложно решить, какое событие представляет мнимую, а какое — реальную угрозу для бизнеса. В большинстве случаев такие оценки весьма субъективны.

Forbes Calamity Prevention приняла на вооружение оригинальную методику ранжирования ЧП по степени вероятности, но ее применение на практике сопряжено со сложностями. Как отмечает Форбс, проще всего определить худшее для компании происшествие и его последствия. А наихудшим, с точки зрения докладчика, является «невозможность вести бизнес в условиях, когда конкуренты продолжают действовать». Другим словами, разрушение офиса не так страшно, если у фирмы есть запасное рабочее помещение со всей необходимой инфраструктурой для поддержки бизнес-процессов. Поэтому основой стратегии BCP стала идея резервирования важнейших коммуникационных и информационных ресурсов предприятия.

В каждом случае проблему нужно решать по-своему. Поэтому подсчитывается, сколько сотрудников должны остаться на рабочих местах при возникновении чрезвычайной ситуации, определяется площадь резервного офисного помещения, составляется список инфраструктурных и коммуникационных средств первостепенной важности. Наконец, надо решить, стоит ли организовывать резервную рабочую зону на основе собственных возможностей или следует обратиться к помощи специализированных организаций. В мире немало компаний предоставляют аутсорсинговые услуги в сфере BCP.

Сама WideXs, к примеру, предлагает услугу «Сохранение непрерывности бизнеса и его восстановление в условиях чрезвычайных ситуаций» (Business Continuity and Disaster Recovery). Предполагаются несколько уровней обслуживания клиентов: хранение их корпоративной информации (архивирование), резервирование корпоративного сервера, резервирование технических ресурсов и критически важных для бизнеса систем, резервирование технических ресурсов и создание вспомогательных офисов. Провайдер оказывает услуги BCP на базе собственного центра обработки и хранения данных, расположенного в Москве.

Но зарезервировать аппаратные и программные ресурсы компании проще, чем обеспечить работу персонала в чрезвычайных ситуациях. Опыт показывает, что в таких условиях большинство сотрудников оказываются психологически не подготовленными не только к выполнению своих обязанностей. А руководство многих предприятий нередко воспринимает возможность возникновения форс-мажора как чисто гипотетическую. Компаниям, еще не разработавшим собственной стратегии выживания при ЧП, Форбс предлагает перечень действий, которые не требуют больших денежных вливаний, но обеспечивают начальный уровень готовности к непрерывному ведению бизнеса.

В первую очередь, нужно создать Crisis Management Team (CMT) — группу, ответственную за руководство бизнесом в кризисных ситуациях. Любой член CMT должен иметь заместителя — сотрудника, которому будут переданы его полномочия, если он окажется недоступным в период кризиса. Рекомендуется соблюдать определенные ограничения в перемещении членов CMT — например, не допускать поездки в автомашине или самолете сразу двух членов антикризисной группы.

Основная задача CMT — планирование действий в чрезвычайных обстоятельствах. Ее заседания должны проходить по крайней мере раз в квартал. На этих собраниях необходимо, в частности, регулярно корректировать параметры (условия) «запуска» программы действий при возникновении ЧП. Таким параметром может стать максимальное время бездействия информационных и производственных систем с момента прекращения электроснабжения компании. По его достижении CMT обязана принять решение о переводе ряда сотрудников на запасную площадку.

Утвержденные рекомендации необходимо оформить в виде декларации. В соответствии с ней члены CMT должны уведомить о ЧП определенных сотрудников, которые, в свою очередь, доведут информацию до остальных служащих фирмы. Процесс оповещения можно автоматизировать с помощью средств компьютерно-телефонной интеграции.

В случае эвакуации сотрудники предприятия должны знать, как они могут попасть на сборный пункт. Форбс рекомендует регулярно проводить репетиции эвакуации с обязательным участием членов CMT.


Крупнейший в Европе

Московский центр обработки и хранения данных компании WideXs, расположенный на ул. 8 Марта, считается крупнейшим в Европе по занимаемой площади — свыше 2000 м2. Он построен по модульной схеме, причем различные его блоки соответствуют по своему техническому оснащению тем или иным наборам клиентских сервисов.

Система электроснабжения ЦОД имеет два независимых ввода от сети «Мосэнерго» мощностью по 450 кВт каждый. Вводы защищены системами автоматического переключения. В качестве резервных используются источники бесперебойного питания, позволяющие компьютерным системам центра данных автономно работать в течение 40 минут. Также для резервирования энергоснабжения используется автономный дизель-генератор мощностью 650 кВт, обеспечивающий полномасштабное функционирование дата-центра в течение восьми часов без дозаправки топливом.

ЦОД оборудован современной системой пожаротушения, использующей экологически безопасный газ «инерген». Для установки абонентского оборудования используются стандартные 19-дюймовые стойки, закрываемые на замок. Внутри центра расположены офисы для дежурной смены клиентов, а также их резервные офисы, общей площадью 500 кв. м.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями