На телекоммуникационном рынке ежегодно возникают сотни новых компаний, основатели которых обычно задаются целью покорить определенный рыночный сегмент с помощью той или иной уникальной технологии. Основная часть этих фирм через какое-то время исчезает, так и не успев серьезно заявить о себе. Более счастливый сценарий сводится к поглощению новичка кем-либо из телекоммуникационных грандов. И только единицам удается выжить в условиях жесточайшей конкуренции и постепенно выйти на уровень планомерно развивающейся компании.

ФРАНЦУЗСКАЯ фирма NetCentrex была образована шесть лет назад. Срок — явно недостаточный, чтобы вынести категоричные суждения о ее рыночной траектории, но есть все основания отнести ее к группе немногочисленных счастливчиков. За короткий срок NetCentrex удалось завоевать 70% европейского рынка операторских решений для предоставления услуг VoIP абонентам сетей широкополосного доступа. Ее продуктами пользуются крупные российские операторы «МТУ-Интел», «ТрансТелеКом» и «Петерстар».

В чем секрет такого успеха? Какие качества продуктов NetCentrex привлекают к ним заказчиков? Научный редактор Сетей Павел Иванов попытался найти ответы на эти вопросы в беседе с основателем и генеральным директором компании Оливье Херсеном.

Прежде всего представьте, пожалуйста, компанию NetCentrex нашим читателям.

Я основал NetCentrex в самом конце 1998 года. Основная идея заключалась в том, чтобы с использованием возможностей протокола IP создать продукты, способные прийти на смену интеллектуальным сетям. Ее формулировке в немалой степени способствовал опыт, полученный мною в France Telecom, где я возглавлял отдел исследований и разработок в области VoIP.

В 2000 году NetCentrex приобрела фирму MG2, которая была широко известна разработками в области контакт-центров и интерактивных систем речевого ответа. Еще через пару лет компания получила первую прибыль. Согласно предварительным оценкам, в текущем году оборот NetCentrex составит 23—26 млн евро. Сейчас в ней работают около 200 сотрудников.

Какие решения вы предлагаете заказчикам?

В нашем портфеле — три семейства продуктов: Business Services Suite, Residential Services Suite и Customer Interactions Suite.

Первое ориентировано на применение в корпоративной среде и включает в себя продукты IP Centrex, Business Trunking и Multiservice VPN, которые легко интегрируются друг с другом. Они позволяют подключать к ядру IP-сети IP-УАТС, например CallManager компании Cisco, BCM фирмы Nortel и т. д. Другой сценарий связан с построением виртуальных частных сетей, которые могут использоваться не только для объединения учрежденческих АТС, но и для создания планов нумерации и реализации иной функциональности современных IP-УАТС. Реализация таких функций в сетевой среде в конечном счете должна вытеснить со сцены учрежденческие АТС. Большинство наших заказчиков интересуются всеми этими возможностями, которые мы и предлагаем в рамках интегрированного решения Business Services Suite.

Среди проектов, выполненных на его основе, следует назвать две самые большие в мире сети VPN. Первая развернута глобальным оператором Equant, а вторая — японской NTT. Equant подключил к нашему VPN-оборудованию 1500 своих точек присутствия, причем проектом такого масштаба сегодня не может похвастаться какой-либо другой производитель. Французский оператор France Telecom на базе нашего продукта IP Centrex запустил услугу мультимедийных коммуникаций Service e-telephonie для корпоративных пользователей. Одним из крупнейших игроков на рынке услуг IP Centrex является испанский оператор Comunitel, обслуживающий около 10 тыс. предприятий; предоставляемые им сервисы также основаны на решениях NetCentrex. Клиентская база аналогичного размера имеется разве что у американского оператора GoBeam.

Операторам широкополосных сетей компания предлагает решение MyCall Residential Communications. Оно дает возможность поверх любой инфраструктуры высокоскоростного доступа, поддерживающей протокол IP, реализовать современные услуги телефонии, видеоконференц-связи, телевещания и видео по запросу. Подобный набор сервисов обеспечивает на территории Италии FastWeb — второй по величине оператор, предлагающий услуги пакетной телефонии частным пользователям. По некоторым данным, первое место занимает японская компания Yahoo! Broadband. Однако наборы сервисов, реализованных этими фирмами, принципиально различаются.

Набор услуг, доступный клиентам Yahoo! Broadband, крайне ограничен. По сути, абоненты могут только звонить друг другу. Сервис в сети FastWeb, получивший название Primary Line, охватывает не только голосовые услуги, но и видеотелефонию, доступ в Internet, видео по запросу, т. е. весь спектр сервисов, обозначаемый термином Triple Play. Абонент, имеющий дома телефон, может отказаться от услуг традиционного оператора Telecom Italia и подключиться к FastWeb. Естественно, в новой сети будут поддерживаться все вызовы, доступные ему ранее. Запустившая свой сервис в начале 2002 года компания FastWeb сегодня обслуживает около полумиллиона абонентов.

В конце июля 2004 года корпорация France Telecom дала старт проекту, направленному на предоставление услуг VoIP частным лицам. Поначалу сервис будет доступен на территории Франции, но планы этого оператора простираются за пределы собственной страны. Уже сегодня к новой услуге ежедневно подключаются около 2 тыс. человек, т. е. столько же, на сколько ежедневно «прибавляет в весе» абонентская база FastWeb в Италии. В конце октября France Telecom обслуживал 80 тыс. таких абонентов. Можно ожидать, что к концу года их число достигнет 150 тыс.

Если перейти к рыночным оценкам, на долю NetCentrex сегодня приходится 70% клиентских устройств, поддерживающих технологию VoIP; многие из них обслуживаются нашими же коммутаторами. В конце октября мы представили продукт MyCall Video, который при наличии видеотелефона либо видеокамеры и видеоприставки, подключенной к обычному телевизору, позволяет осуществлять видеозвонки по сети IP. Эта возможность не является чем-то экзотическим, ведь стоимость видеотелефонов на самых развитых рынках уже опустилась ниже 100 долл.

Другими словами, операторы имеют все основания, чтобы предлагать услуги видеотелефонии. Такой сервис, названный MaLigne Visio, в конце прошлого года анонсировал France Telecom. Сегодня вы можете прийти в любой офис продаж этого оператора, приобрести видеотелефон, получить в придачу бесплатный ADSL-модем и осуществлять визуальные звонки, в том числе абонентам, подключенным к сотовой сети UMTS. Мы реализовали в MyCall Video поддержку видеопочты и различных видеоприложений. France Telecom предоставляет услугу общения с помощью средств видео в режиме реального времени (video chat). Бешеную популярность новой технологии обещает принести услуга виртуальных видеознакомств. Доступ к ней будет возможен прежде всего с телефонов UMTS.

В составе решения MyCall и Business Services Suite наша компания поставляет программный коммутатор CCS, медиасервер MCS и платформу управления System Management Platform (SMP). В «компетенцию» последней входит управление абонентскими устройствами, планами нумерации, соглашениями о форматах вызовов, обработкой звонков в экстренные службы и другие функции.

Наконец, третья линейка наших продуктов, Customer Interactions Suite, прежде всего, представлена сетевым контакт-центром Saga 800, который поставляется операторам связи. С его помощью сервис-провайдеры могут предлагать корпоративным клиентам, располагающим сетью удаленных офисов, организацию распределенного операторского центра с поддержкой мультимедиа-коммуникаций. Продукт способен взаимодействовать со всеми нашими разработками для сетей VoIP, со всеми IP-УАТС, а также с большинством традиционных учрежденческих ATC.

Несколько его крупных инсталляций выполнено во Франции, прежде всего в банковской сфере. Так, один из крупнейших французских банков Societe Generale организовал на его базе распределенный контакт-центр, насчитывающий сегодня 10 тыс. операторских мест. Другой наш заказчик, крупнейший поставщик товаров по почте La Radoute, также развернул огромный контакт-центр на базе Saga 800. В период рождественских распродаж он принимает до 200 тыс. звонков в день.

Применительно к контакт-центрам все более востребованными становятся услуги видео, чему не в последнюю очередь способствует распространение сетей UMTS. Клиентам важно не столько видеть оператора, сколько получать от него содержательную информацию. Например, владелец автомобиля, у которого спустилось колесо, может позвонить в свою сервисную компанию и увидеть на своем UMTS-телефоне подсказку, как заменить его на запасное. Или еще вариант: туристическая компания показывает клиенту вид и интерьер отеля, в котором тот намерен остановиться.

Другой продукт семейства Customer Interactions Suite позволяет создавать виртуальные системы речевого ответа. На языке описания сценариев вы можете написать собственное приложение для контакт-центра, которое будет выполняться на аппаратной платформе сервис-провайдера. Самому заказчику дополнительного оборудования закупать не придется.

Можно отметить, что три четверти оборота NetCentrex приходится на линейку Residential Services Suite. Все наши заказчики, вместе взятые, ежедневно устанавливают около 3 тыс. новых линий доступа. Нам каждая такая линия приносит 20—30 евро, что и дает основной вклад в годовой оборот компании.

В конце сентября ваша компания объявила о преодолении рубежа в 1 млн линий пакетной телефонии, обслуживаемых программными коммутаторами NetCentrex. Поскольку, по данным фирмы Dataxis, во всем мире на тот момент насчитывалось около 4,6 млн таких линий, получается, что NetCentrex контролирует более 20% этого рынка?

На самом деле наша доля составляет около 70%, по крайней мере в Европе. В других регионах подобные услуги представлены гораздо слабее. Скажем, в США заметным игроком в данном рыночном сегменте является лишь компания Vonage, насчитывающая примерно 200 тыс. абонентов, но это почти втрое меньше, чем у итальянской FastWeb.

Другие операторы предлагают свой сервис на ограниченных территориях, поэтому в разных уголках США число потребителей услуг VoIP составляет несколько тысяч. Американская AT&T вообще привлекла лишь 5 тыс. подписчиков. Крупнейшим оператором в этом секторе японского рынка является служба Yahoo! Broadband, но точное число ее абонентов VoIP остается тайной. Известно лишь, что компания обслуживает от 4 до 6 млн абонентов DSL-доступа, а ее представители утверждают, будто все они пользуются услугами VoIP. Истинного положения вещей не знает никто. Как бы то ни было, абоненты Yahoo! Broadband могут связываться по технологии VoIP только друг с другом. Судя по всему, Yahoo! Broadband — более крупный оператор, чем FastWeb, но подобное сопоставление не вполне корректно, поскольку голосовой сервис японского провайдера не универсален.

За пределами США, стран Европы и Японии этот сервис попросту не предоставляется.

Как известно, решения для организации сетей VPN, системы контакт-центров и программные коммутаторы выпускают многие фирмы, включая гигантов телекоммуникационной индустрии. В чем заключаются преимущества продуктов NetCentrex, которые позволили вашей компании потеснить более именитых конкурентов?

Вы правы, поставщиков таких продуктов — великое множество. Но поставьте себя на место сервис-провайдера. Приобретения программного коммутатора недостаточно для предоставления каких-либо услуг. Например, если все ваши клиенты имеют брандмауэры и частные адреса, которые окажутся непреодолимой преградой, вы просто не сможете до них дозвониться.

Другая проблема — ежедневное подключение к сервису нескольких тысяч новых абонентов, как сегодня происходит у France Telecom. Обеспечить выезд монтажника к каждому из них физически невозможно, а значит, услуга должна активироваться автоматически. Другими словами, нужно, чтобы технология позволяла по номеру клиента проверить качество телефонной линии, убедиться в работоспособности приобретенного им клиентского оборудования, выделить телефонный номер с учетом месторасположения абонента и т. д. Здесь я даже не говорю о выстраивании цепочки поставок и обслуживания абонентских устройств, об отслеживании освобождающихся номеров для передачи их новым подписчикам, управлении самим сервисом.

При реализации услуг, предлагаемых FastWeb и France Telecom, программный коммутатор обеспечивает решение не более 30% проблем. Все остальное связано с управлением сетью и реализацией полного набора сервисов.

Отличие NetCentrex от большинства производителей состоит в способности предоставить законченное решение. Для развертывания сети VoIP на базе широкополосных каналов связи нам не требуются партнеры: все компоненты, будь то система предоставления услуг, программы учета или голосовая почта, средства обработки NAT-адресов, мы выпускаем сами.

Вот только один пример функциональности, реализованной в наших решениях. Архитектура услуг IP Centrex допускает использование одного и того же номера разными организациями. При записи поступившего сообщения система голосовой почты должна правильно отобразить номер его автора. Если это сотрудник, находящийся в том же офисе, получателю достаточно увидеть короткий номер, который соответствует внутреннему плану нумерации. То же справедливо и для удаленных сотрудников, работающих через корпоративную сеть VPN. А вот при остальных внешних звонках номер вызывающего абонента должен отображаться целиком, при необходимости включая в себя код страны и региона.

Таким образом, проблема интеграции различных планов нумерации необычайно сложна. Приобретя систему голосовой почты и программный коммутатор у разных компаний, оператор вынужден заниматься этим на свой страх и риск. Конечно, находятся сервис-провайдеры, которые не верят в сложность интеграции и берутся осуществить ее своими руками. Как результат в их сетях коммерческие услуги VoIP не предлагаются до сих пор. Большинство же операторов предпочитают покупать работающие решения.

В отношении затрат очень показателен пример FastWeb — компании, предоставляющей услуги частным лицам. Ее набор сервисов проще IP Centrex, но внедрение «чистой» технологии VoIP потребовало только 40% общего объема инвестиций в данный проект, а 60% пришлось на интеграцию. Вот почему многие фирмы, выпускающие программные коммутаторы, практически не могут их продать. Та же BroadSoft не в состоянии похвастаться хоть сколько-нибудь значительными реализованными проектами. Пожалуй, самый крупный ее заказчик — австралийский оператор Telstra, обслуживающий несколько тысяч линий. Отсюда и незначительный оборот BroadSoft: он составляет около 6 млн долл. в год.

Но не будете же вы утверждать, что исключительно NetCentrex предлагает законченное решение, которое практически не требует от оператора интеграционных усилий?

Буду. Я сам хотел бы узнать, кто еще может предложить аналогичные решения. В этом и состоит причина нашего лидерства в данном рыночном сегменте.

А если обратиться к мультимедийным операторским центрам, адресованным сервис-провайдерам? На этом рынке также присутствует множество поставщиков.

Да, здесь совсем иная ситуация и очень жесткая конкуренция. Нашими основными оппонентами в данном случае являются Genesys (дочерняя компания Alcatel) и GeoTel Communications, в 1999 году поглощенная корпорацией Cisco. До 70% рынка сегодня принадлежит продуктам Alcatel/Genesys и порядка 30% приходится на разработки Cisco/GeoTel. Правда, рыночная доля Cisco стремительно падает, а доля Alcatel/Genesys продолжает расти. Конечно, мне не составляет большого труда доказать, что наш продукт Saga 800 — самый лучший. Но я признаю, что позиции NetCentrex на этом рынке — далеко не лидирующие.

Тем не менее небезынтересно проанализировать технологические различия продуктов разных фирм. Скажем, решение Saga 800 способно взаимодействовать с любыми учрежденческими АТС, однако продвигать его на рынке гораздо сложнее, чем семейство MyCall.

Кстати, жесткая конкуренция, с которой мы столкнулись на рынке контакт-центров, заставила нас отказаться от самостоятельного позиционирования Saga 800. Да и семейство Customer Interactions Suite скоро прекратит самостоятельное существование: в конце этого — начале следующего года мы намерены интегрировать его в состав решения Business Services Suite. Соответствующая функциональность будет предлагаться заказчикам опционально.

Не секрет, что небольшой компании, каковой является NetCentrex, трудно продвигать несколько самостоятельных продуктовых линеек. Гораздо проще предложить решение Saga 800 операторам, уже знакомым с нашими VPN-продуктами, будь то Equant, NTT или Comunitel. Если они уже используют разработки NetCentrex для предоставления сервисов IP Centeх или VPN, почему бы не добавить сюда контакт-центр? А купив контакт-центр у нашей компании, они опять-таки избавятся от массы интеграционных хлопот.

Как ни парадоксально, сейчас мы убираем из состава Saga 800 часть функций, стремясь упростить данный продукт. Если вы реализуете проект стоимостью 500—600 тыс. долл., направленный на развертывание контакт-центра в огромной корпорации, то заказчик наверняка попросит вас доработать систему под его нужды. Доработка и настройка системы отнимают уйму времени и ресурсов. К тому же число крупных клиентов ограниченно, и они хорошо известны конкурирующим производителям.

В проектах такого масштаба существенную роль играет стоимость. А снижение цен, поочередно предпринимаемое участниками тендера, приводит к тому, что продолжение соревнования теряет всякий смысл, поскольку победитель будет работать себе в убыток. Другими словами, в этом сегменте действует бизнес-модель разработки или настройки решения под конкретного заказчика. Ее использует, например, компания Mera, поставляющая программные коммутаторы: заказчик применяет схему почасовой оплаты труда разработчиков. Сектор контакт-центров сегодня дает очень низкую рентабельность, поэтому в качестве самостоятельного стратегического рыночного сегмента он перестал нас интересовать.

Изъятие части функций из состава Saga 800 упростит установку и эксплуатацию контакт-центра, а значит, он в большей мере будет соответствовать требованиям тех заказчиков, которые подписываются на услуги IP Centrex. К ним не относятся компании, в головных офисах которых работают по несколько тысяч человек и которые нуждаются во множестве изощренных функций телефонии. Они устанавливают учрежденческие АТС.

Сервис IP Centrex интересует фирмы, которые располагают сетью из 100—200 небольших офисов с 15—20 сотрудниками в каждом, готовы довольствоваться голосовой почтой, средствами трехсторонней конференц-связи и еще парой десятков, но никак не сотнями телефонных функций. Им нужны контакт-центры с возможностью переадресации вызовов на другого агента, функциями учета квалификации операторов при обработке звонков, всплывающими окнами со вспомогательной информацией. В данном продукте мы оставили наиболее «ходовые» функции, требующие минимальной настройки. Таким способом мы планируем снизить стоимость Saga 800 и сделать его доступным для более мелких компаний, которые готовы обойтись без настройки контакт-центра под собственные нужды. В итоге мы должны получить рост продаж.

У проблемы настройки контакт-центров еще один аспект. Потребителями нашего решения являются сервис-провайдеры, которые на его основе предлагают услуги аутсорсинга. Это — их основная специализация, они не стремятся продавать конечным потребителям продукты, поскольку для данных целей нужна совершенно иная бизнес-модель. Работающие в такой компании менеджеры по продажам, как правило, способны продавать только некий стандартный сервис или ограниченное число услуг. Поэтому решение, позволяющее реализовать услуги контакт-центра без сложной настройки, подходит им как нельзя лучше.

А каково в той же Европе соотношение между контакт-центрами, функционирующими по схеме аутсорсинга, и системами, которые эксплуатируются организациями самостоятельно?

Я не располагаю точными данными, но думаю, что сервис-провайдеры реализуют не более 10% общего числа контакт-центров. Основная причина диспропорции состоит в том, что в традиционных сетях TDM переадресация вызова на другого оператора (а это — одна из ключевых возможностей контакт-центров) невозможна без централизованной маршрутизации всех медиапотоков. В результате сервис-провайдер, развернувший крупный контакт-центр на централизованной платформе, например во Франции, будет вынужден терминировать на своем оборудовании медиапотоки со всей Европы, чтобы затем переадресовывать их соответствующим агентам контакт-центра. Удовольствие не из дешевых.

В IP-сетях обработка вызовов организована принципиально иначе: на центральную платформу «стекается» только сигнализация, а медиапотоки передаются от вызывающего абонента напрямую к вызываемому. Я считаю, что благодаря технологии VoIP бизнес провайдеров, предлагающих услуги контакт-центров, пойдет в гору. Они смогут перейти от обслуживания небольшого числа крупных корпораций к работе с гораздо более многочисленными представителями среднего бизнеса, готовыми довольствоваться стандартизованным решением.

Как соотносятся цены на решения NetCentrex и предложения конкурирующих фирм?

На рынке контакт-центров цены у разных компаний примерно одни и те же. О какой-то абстрактной цене говорить не приходится, поскольку многое зависит от конкретного проекта. В зависимости от размера контакт-центра и объема работ, связанных с его настройкой в соответствии с требованиями заказчика, стоимость решений оказывается в диапазоне 700—1500 евро на одно операторское место.

В отношении IP Centrex наши цены несколько ниже, чем у конкурентов, по крайней мере таковы отзывы большинства заказчиков. В среднем его стоимость составляет около 70 евро в пересчете на одного обслуживаемого абонента. Привлекательность наших решений в стоимостном плане в основном связана с минимизацией интеграционной составляющей, о чем я уже говорил.

На рынке решений класса MyCall вообще трудно проводить какие-то сравнения, поскольку пока другие фирмы не предлагают аналогичных законченных решений для предоставления частным пользователям голосовых услуг или сервиса Triple Play по IP-сетям. Правда, в одном из сегментов этого рынка мы начали сдавать позиции. Прежде мы не проиграли ни одного тендера среди операторов, планировавших развертывать сети VoIP размером не менее 100 тыс. линий. Но в нынешнем году три-четыре проекта ушли от нас прежде всего потому, что заказчики ориентировались на сети существенно меньшего размера — не более 20 тыс. линий.

Здесь на первое место выходит такой показатель, как число ежедневно подключаемых клиентских устройств. В крупных проектах, реализованных на базе наших продуктов, этот показатель составлял около 1 тыс. устройств в день — цифра огромная, если заниматься инсталляцией вручную. Понятно, что соответствующие операторы не могут обойтись без полностью автоматизированной системы управления услугами и подключения абонентов, и решения NetCentrex оказываются полностью востребованными. В более мелких проектах (особенно если 20 тыс. абонентов предполагается подключить за два года) число ежедневных инсталляций находится на уровне 50 устройств, и оператору бывает выгоднее нанять нескольких монтажников, чем приобрести наше решение. Это — серьезная проблема, поскольку проектов, ориентированных на 10—20 тыс. абонентов, довольно много.

В области IP Centrex также есть своеобразный «порог входа» — на уровне 4 тыс. подписчиков. Если их прогнозируемое число меньше, заказчику лучше сделать выбор в пользу IP-УАТС, функционально аналогичной IP Centrex. В максимальной конфигурации такая система способна поддерживать 4 тыс. пользователей. Конечно, она не дает таких же возможностей администрирования и обеспечения безопасности, как более сложные системы, но вполне удовлетворяет потребности фирмы среднего размера.

Мой последний вопрос связан с архитектурными тенденциями в сфере VoIP. Пару лет назад в дополнение к программным коммутаторам появились граничные контроллеры сеансов (Session Border Controller, SBC), призванные, в частности, ликвидировать бреши в обеспечении качества сервиса и защиты данных в сетях VoIP. Сегодня аналитики предрекают появление новой технологической волны в виде шлюзов приложений (Application Layer Gateway, ALG), предназначенных для универсальной поддержки множества протоколов и приложений, а также неголосового трафика. Как вы относитесь к этим новомодным течениям и какие шаги в данном направлении намерена сделать NetCentrex?

В самом деле, несколько лет назад множество молодых компаний взялись разрабатывать автономные SBC-контроллеры. Некоторые из них уже канули в Лету, другие продолжают существовать. На мой взгляд, как самостоятельный бизнес выпуск устройств SBC нежизнеспособен. Весной нынешнего года, посетив штаб-квартиру Juniper, я узнал, что компания собирается реализовать функции SBC в своих маршрутизаторах. Ставку на функциональную интеграцию сделали и производители программных коммутаторов. Мне это представляется более эффективным, чем выпуск отдельных устройств, поскольку реализация функций SBC не сопряжена со сложностями. Их в состоянии обеспечить чуть ли не любая компания, поэтому гораздо выгоднее предлагать их заказчику в составе другого продукта, будь то маршрутизатор или программный коммутатор.

Скажем, NetCentrex встраивает соответствующие функции в программный коммутатор CCS. На практике это — отдельный модуль, работающий под управлением Linux в режиме реального времени, но все равно решение остается интегрированным.

Одно время мы сотрудничали с производителями автономных SBC-контроллеров, и сегодня подобной тактики придерживаются некоторые наши конкуренты. Скажем, Broadsoft активно взаимодействует с американской компанией Acme Packet. Другим ведущим поставщиком автономных SBC-контроллеров является Kagoor Networks, продукты которого установлены в сети японского оператора NTT. Мы хорошо знаем изделия этих производителей: иногда в них реализуются функции, которых нет в наших решениях, например поддержки нескольких виртуальных ЛС. Но в подавляющем большинстве случаев заказчику не нужна функциональность SBC в полном объеме, и тогда предпочтение отдается решениям вроде тех, которые предлагает NetCentrex.


Решения для бизнес-пользователей

Семейство Business Services Suite компании NetCentrex объединяет несколько продуктов. Крупным организациям, которые имеют собственные УАТС, оператор может предложить услугу их подключения к сети VoIP по широкополосным каналам связи при помощи продукта Business Trunking. Представители же среднего и малого бизнеса, а также компании, располагающие значительным штатом удаленных сотрудников, скорее всего, заинтересуются сервисом IP Centrex, предоставляемым оператором на базе собственной централизованной платформы.(см.рис.)

Решение IPCentrex поддерживает широкий перечень средств доступа, включая IP-телефоны и интегрированные устройства доступа (IAD). Оно позволяет оператору реализовать не только базовые функции УАТС, но и услуги голосовой почты и голосового портала, функции автоответчика на базе ПК, полный набор возможностей CTI, а также средства выхода в сеть VPN и связи с контакт-центром, размещенным на платформе оператора. Для более продуктивной работы пользователей и повышения степени их мобильности служат Web-портал, корпоративные и персонализированные каталоги доступа, интеллектуальные программные агенты и средства универсального обмена сообщениями.