Новая стратегия бизнеса, утвержденная руководством «Корпорации ПАРУС» около года назад, не только оказалась жизнеспособной, но и неоднократно подтвердила свою эффективность

Напомним, что в октябре 2003 года президент «Корпорации ПАРУС» Александр Карпачев сообщил, что реструктуризация фирмы успешно завершена, и вся ее деятельность сегментирована по трем направлениям: государственное и муниципальное управление, крупные предприятия, малый и средний бизнес (см. Сети, 2003, № 19, статья «Наступление по трем фронтам»). Эти изменения позволили достичь заданной планки уровня доходов (оборот «ПАРУСа» за прошлый год, как и планировалось, составил 29,8 млн долл.) и грамотно распределить ресурсы по сферам интересов компании.

ПО СЛОВАМ Александра Карпачева, внедряя собственные разработки на предприятиях разного профиля, «Корпорация ПАРУС» старается уделять особое внимание отраслевой специфике решений

В прошлом году сегмент корпоративных заказчиков стал для фирмы вторым по значимости — после государственных и муниципальных организаций. Повсеместная автоматизация промышленных предприятий и связанное с ней увеличение спроса на программные решения привели к значительному росту числа внедрений систем «ПАРУС». Некоторые проекты оказались столь успешными, что представители фирмы решили рассказать о них на специально организованной конференции «Практика внедрения информационных систем в России. Мнения топ-менеджеров ведущих компаний».

На рынок комплексных информационных систем для предприятий, холдингов и страховых компаний «ПАРУС» вышел еще в 1997 году. Сегодня интересы интеграторской компании сосредоточены в следующих областях: нефтегазовой, пищевой, энергетической, машиностроении, химической, оптовой торговле, страховании. По словам Александра Карпачева, внедряя собственные разработки на предприятиях разного профиля, корпорация старается уделять особое внимание отраслевой специфике решений.

На сегодняшний день «простая» автоматизация не обеспечивает серьезных конкурентных преимуществ заказчиков перед другими игроками. Сделать решение эффективным для бизнеса может лишь его адаптация к технологиям управления предприятием. А под этим подразумевается учет специфики работы компании и особенностей отрасли, в которой она действует. Именно поэтому специалисты корпорации предлагают корпоративным клиентам специальные приложения, ориентированные на удовлетворение их специфических нужд. Например, для предприятий, торгующих нефтепродуктами, создано приложение «Управление оптовой и розничной реализацией нефтепродуктов», а энергетическим предприятиям будет интересен блок «Техническое обслуживание и ремонты».

Отраслевые эксперименты

Дебют специализированного модуля, предназначенного для компаний энергетического комплекса, состоялся в рамках проекта, который стартовал осенью прошлого года на одной из крупнейших электростанций страны — Новочеркасской ГРЭС. Первый этап внедрения системы управления начался с создания электронных паспортов оборудования и объединения основных сведений о продукции в каталоге. Специалисты ГРЭС совместно с консультантами «ПАРУСа» инсталлировали модули управления финансами, управления закупками и складами, сформировали единую ведомость ремонтных работ.

Теперь, после завершения начального этапа создания информационной инфраструктуры предприятия, планируется перейти к объединению всех компонентов жизнедеятельности ГРЭС в одну систему. Как отметил руководитель отдела планирования и подготовки ремонтов электростанции, пока рано говорить об экономическом эффекте от внедрения решений «ПАРУСа», но уже сейчас очевидно, что программные продукты корпорации позволили оптимизировать бизнес-процессы предприятия, перевести их на качественно иной уровень.

Рассказывая о реализации проектов на разных предприятиях, специалисты корпорации отметили, что каждое внедряемое решение по-своему уникально. Это связано не только с большими масштабами организаций, но и с особенностями бизнеса, диктующими особые «правила поведения» при работе внутренних и внешних пользователей с корпоративными информационными ресурсами. Исторически сложилось так, что многие российские предприятия до сих пор не имеют целостной ИТ-инфраструктуры, и некоторые бизнес-процессы поддерживаются «вручную» или «на бумаге». Поэтому перед внедрением высокоинтегрированных информационных систем приходится проводить серьезные предпроектные исследования.

Большинство крупных промышленных компаний имеют территориально распределенную структуру, что дополнительно усложняет объединение разрозненных элементов в общую систему. Показательным в этом смысле является проект для ООО «Сибур — Русские шины», реализация которого началась в прошлом году. Основными проблемами при внедрении системы управления стало не только наличие у фирмы множества региональных отделений, но и то, что она является дочерней компанией «АК Сибур», а та, в свою очередь, — «дочкой» РАО «Газпром». Вложенная схема собственности неизбежно ведет к усложнению финансового оборота и структуры единого ассортиментного справочника (каталог товаров предприятия включает в себя около 7 тыс. позиций).

По словам советника генерального директора «Сибур — Русские шины» Владимира Соколюка, совместные усилия ИТ-специалистов заказчика и исполнителя позволили преодолеть все трудности и создать единую систему управления информационными ресурсами. Летом 2004 года завершилось внедрение основных модулей системы в центральном офисе и Волжском филиале компании. В течение ближайших нескольких месяцев планируется запустить компоненты решения в остальных региональных представительствах.

Как сообщил В. Соколюк, внедрение разработок «ПАРУСа» позволит не только автоматизировать основные бизнес-процессы и интегрировать деятельность территориально распределенных офисов в единой сети, но и значительно повысить доходы фирмы. По его словам, сейчас ее годовой доход составляет 700 млн долл., а после внедрения системы российского разработчика он должен вырасти до 1 млрд долл. Кстати, выполнение проекта обошлось заказчику всего в 120 тыс. долл., поэтому в течение года система полностью окупится.

На конференции рассказывалось также о широкомасштабных проектах, реализованных с помощью специалистов «ПАРУСа» для крупных предприятий горнодобывающей отрасли (ОАО «Томский ЭМЗ», производящего горно-шахтное и общепромышленное оборудование, и самого большого в России угольного объединения СУЭК) и пищевой промышленности (ЗАО «Комбинат хлебопродуктов ?Злак?»). Заказчики единодушно отмечали профессионализм сотрудников корпорации и значительное увеличение эффективности ведения бизнеса после внедрения ее систем управления. Однако лучше всего о преимуществах разработок «ПАРУСа» сказал Александр Карпачев: по его словам, основная услуга корпорации состоит в повышении доходности предприятий путем комплексной автоматизации управленческих функций.