Если спрос на решения иностранных вендоров продолжит расти, отечественным разработчикам средств ИБ не будет смысла тратить усилия на продвижение своих продуктов

Бурное развитие российского рынка информационной защиты и рост числа вовлеченных в этот процесс компаний значительно обострили проблему нехватки квалифицированных специалистов. Выращивание собственных профессионалов требует значительных финансовых и временных затрат, поэтому руководители компаний зачастую переманивают ключевых сотрудников, специализирующихся на ИБ, у сторонних организаций. Однако такая «перекупка» может обойтись очень дорого и не гарантирует последующего перехода перспективных работников туда, где им предложат лучшие условия.

ВЛАДИМИР ГАЙКОВИЧ: «В последнее время существенно снизились темпы роста продаж собственных разработок российских производителей средств ИБ»

Среди действенных способов разорвать порочный круг и вырастить собственных специалистов можно назвать создание собственного учебного центра (УЦ) и организацию курсов по интересующей специфике. Безусловно, решиться на такой шаг способна далеко не каждая компания, испытывающая острую нехватку кадров, — слишком хлопотно и накладно. Но в случае успеха вложения полностью оправдаются: собственный УЦ не только позволит регулярно повышать квалификацию своих сотрудников, но и обеспечит ощутимый источник дополнительных доходов.

По этому пути пошла в свое время компания «Информзащита», один из старейших игроков в секторе ИБ. Ее учебный центр является крупнейшим специализированным заведением на территории России, СНГ и стран Балтии. За шесть лет деятельность этого структурного подразделения «Информзащита» превратилась в самостоятельный бизнес, вносящий немалую лепту в консолидированную выручку фирмы.

В УЦ проходят обучение специалисты более чем по 50 комплексным и тренинговым учебным курсам, 70% которых разработаны сотрудниками «Информзащиты». В октябре центр отметил своеобразный юбилей: курсы окончил пятитысячный специалист в сфере защиты информации. Среди клиентов УЦ — Банк России, Федеральное казначейство Минфина РФ, Сберегательный банк РФ, более 200 банков РФ и СНГ, промышленные предприятия, ГАС «Выборы», МИД России, администрации городов и областей, предприятия нефтегазового комплекса, телекоммуникационные и ИТ-компании.

О том, что доходы от деятельности УЦ ежегодно растут и его учебные программы становятся все более востребованными, сообщил журналистам генеральный директор фирмы Владимир Гайкович. По его словам, обучение и предоставление консалтинговых услуг — самые многообещающие сферы современного ИТ-бизнеса. Руководство «Информзащиты» рассчитывает, что в текущем году прибыль УЦ составит от 700 тыс. до 1 млн долл., а консалтинг принесет около 2 млн долл. прибыли (против 1,5 млн долл. в 2003 году).

Пока доля «сопутствующих» основному бизнесу услуг в общей годовой выручке «Информзащиты» невелика (так, в 2003 году учебное направление принесло 18,9% доходов), но она продолжает неуклонно расти. Вместе с ней увеличиваются и продажи готовых продуктов зарубежных производителей (Internet Security Systems, Check Point, Trend Micro, Microsoft и др.).

Владимир Гайкович с некоторой горечью констатировал, что в последнее время существенно снизились темпы роста продаж собственных разработок. По его словам, если спрос на услуги консалтинга, обучения и решения иностранных вендоров продолжит расти, фирме вообще не будет смысла тратить усилия на продвижение своих продуктов.

Генеральный директор компании подчеркнул, что без должной поддержки государством отечественных разработчиков им и мечтать не приходится о серьезном успехе в отрасли. Зачастую отечественные производители решений в области защиты информации, которые могли бы дорасти до уровня мирового рынка, из-за политики властных структур вынуждены превращаться в продавцов и консультантов.

Справедливости ради отметим, что, по данным за 2003 год, поставки и внедрение оригинальных решений сформировали 67,2% оборота «Информзащиты». По-прежнему большим спросом у российских предприятий пользуются программно-аппаратные системы защиты информации семейства Secret Net, комплекс шифрования «Континент», электронные замки «Соболь».

Пока «Информзащита» не собирается отказываться от разработки и продвижения собственных решений, но в нашей стране трудно с уверенностью говорить о том, как сложится ситуация в дальнейшем. Одно можно сказать с уверенностью: ни одна фирма не будет заниматься делом, которое перестало приносить доходы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями